Андрей Зинченко: 17 фактов о возможных последствиях одномоментного поднятия «минималки» до 5 тыс. — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Зинченко: 17 фактов о возможных последствиях одномоментного поднятия «минималки» до 5 тыс.

Личные финансы
6776
Важнейшим информационным сигналом прошлой недели можно уверенно назвать сведения об обсуждении планов по поднятию минимальной заработной до 5 тыс. гривен. Оставив в стороне вопросы технологий ведения государственной информационной политики как таковой попробуем рассмотреть какие сферы общественной жизни, и как может затронуть такое нововведение? При том, что проект планируемого решения якобы подкреплен расчетной базой, т.е. основные проблемные вопросы в ходе реализации учтены.
Основные дискуссионные сферы:
1. Трудовые отношения на периферии. Наверно это наиболее важный фактор из всех, поскольку затрагивает достаточно широкие слои населения.
В городах районного значения, селах ситуация с трудоустройством неоднозначная. Основным легальным работодателем на этом уровне является государство и местное самоуправление – администрация, сельсовет, суды, пенитенциарии, сфера образования, медицина и т.д.
Крупный же частный бизнес на местах распределен неравномерно. Селам, которым исторически повезло находиться на территориях нахождения полезных ископаемых, туристических объектов, а также тем, на территории которых реализуются крупные инвестиционные проекты, либо работают крупные сельскохозяйственные предприятия (например – «Нибулон») в этом смысле повезло т.к. ситуация с оформлением и оплатой у крупного работодателя относительно понятна и конструктивна.
Но таковых все же не большинство и существуют сотни населенных пунктов, особенно тех, которые находятся далеко от основных транспортных артерий, где ситуация с трудоустройством вне бюджета гораздо хуже.
Обычной практикой небольших сельскохозяйственных предприятий является увольнение всех сотрудников в несезон (нагрузка на службу занятости), а то и полная работа в тени. Нередко наемные сотрудники мелкого бизнеса на периферии с трудом могут найти официальное трудоустройство, чтобы обеспечить страховые месяцы, стаж и социальную защиту в предусмотренных законом случаях.
Вместе с этим многие предприниматели в последнее время старались работать легально, хотя их бизнес мог быть низкорентабельным, но в условиях периферии возможность легально заработать сумму эквивалентную даже средней зарплате являлась уже неплохим результатом.
Рентабельность такого бизнеса часто увеличить нельзя т.к. она во многом обусловлена размерами населенных пунктов (объем рынка) и в этих условиях немаловажную роль играет покупательская способность населения, конкуренция.
При этом основной покупатель получает зарплату из бюджета или доход из пенсионного фонда, а новых рабочих мест создается мало. Местные же бюджеты во многом состоят из поступлений от налогов на доходы физических лиц (об источниках сказано выше – ред.).
Таким образом, на периферии существует риск тенизации трудоустройства и сокращения легальных предпринимателей, что негативно скажется в первую очередь на перспективах трудоустройства на местах, наполнениях местных бюджетов и может усилить и без того немалый отток населения из сельской местности транзитом через службу занятости.
2. Большинство бизнесов столкнется с необходимостью выплачивать незапланированную заблаговременно минимальную заработную плату в 5 тыс. грн, что математически не сможет не отразиться на себестоимости производимой продукции или услуг.
Т.е. речь идет о вероятном заранее прогнозируемом росте уровня цен. Центром концентрации негативных факторов в данном случае будет сфера жилищно-коммунального хозяйства.
В среднем по стране ОСМД не достигло того количества, которое позволило бы забыть о жилищно-эксплуатационных конторах, в которых расчет минимальных тарифов в обобщённом случае ведется из расчета минимальной заработной платы, получаемой, к примеру, дворниками.
ЖЭКи не единственный пример. Перерасчеты в новых реалиях могут поставить вопрос о повышении подомовых и коммунальных платежей. В противном случае возможно ухудшение и без того небезупречного качества услуг при отсутствии альтернативы. Очевидной является возможная общественная обеспокоенность вопросом.
3. Расчеты по субсидиям. Крайне актуальный вопрос. Формально вырастет доходная база населения и снизится необходимость субсидирования. Оплата коммунальных услуг поглотит часть прибавки доходов условной семьи.
Сами же тарифы с временным лагом потребуют корректировки по причинам описанным выше и не только. Технически получится сначала перенос оплаты коммунальных платежей из источника «субсидия» на источник «доход семьи», а далее при корректировке платежей обратно на источник «субсидия». Существует риск чисто математического разбалансирования во времени механизма, призванного защитить малообеспеченные слои населения.
4. Часть работников будет уволена. Объективная реальность заключается в том, что рентабельность некоторых бизнесов не обеспечит возможности выполнения новых правил, и таковые придут к завершению жизненного цикла фирмы. Работники будут сокращены или уволены в связи с закрытием, и станут дополнительной нагрузкой на бюджет через службы занятости.
5. Первое рабочее место. Дополнительным риском являются осложнения в получении первого рабочего места квалицированным рабочим или молодым бакалавром.
6. Мотивация к высококвалифицированному труду в рамках ЕТС. Актуально встанет вопрос организации единой тарифной сетки. Ведь минимальные 5 тыс. гривен будут соответствовать практически 18 тарифному разряду из 25, что сильно усложнит дифференциацию заработной платы.
Все потому, что для обеспечения минимального уровня з.п. руководителям придется изыскивать средства для доплат сотрудникам с меньшим тарифным разрядам или переводить их на неполный рабочий день, но некоторые должности этого не предусматривают в силу своей природы.
Так, например, должность дежурного по режиму в учреждении образования соответствует 7 тарифному разряду по соответствующему приказу МОН, учителя высшей категории – 12 разряду, а директора колледжа с числом учащихся до 300 – 14 разряду.
В случае поднятия минимальной заработной платы придётся изыскивать средства на доплаты этим должностным лицам до минимальных 5000 грн. В итоге сотрется разница в квалификации и трудозатратах для получения минимальной заработной платы, поскольку все они находятся в тарифной сетке ниже 18 разряда, что формирует риск отсутствия мотивации населения к высококвалифицированному труду.
7. Международные отношения в т.ч. финасово-кредитные. Из новостей известно о позиции МФВ касательно необходимости сдерживания роста зарплат для балансирования экономической ситуации.
Одной из задач МВФ является в т.ч. возврат выданных ранее кредитов. Именно этим обуславливается выдвижение этой структурой ряда рекомендаций по экономико-правовым вопросам реципиентам финансовых ресурсов. Не будет ли здесь противоречия?
Государственные цели понятны:
8. Повышение минимальной заработной платы является основным источников повышения базы начисления ЕСВ, что должно расчетно увеличить поступления пенсионного фонда, который давно разбалансирован и эта проблема требует решения в краткосрочном периоде.
9. Расчетно должны увеличиться и поступления от налогов, база расчетов которых ведется от минимальной заработной платы. Например – налог на недвижимость. Однако рост налога на недвижимость вместе с ростом коммунальных тарифов формирует риск несколько осложнить ситуацию на рынке.
Дополнительное предложение может еще сильнее снизить равновесную цену (фактическую цену, которую средний гражданин в текущих условиях готов заплатить за объект). Надо сказать, что она уже сегодня, как полагаю некоторые эксперты, находится где-то около так называемого «рыночного дна». Финансисты в таких случаях говорят, что «снизу могут постучать».
Падение цен с одной стороны может улучшить доступность жилья и остудить цены, разогретые докризисным кредитованием, но покупательская способность населения не готова обеспечить эту возможность платёжеспособным спросом и кредитные ресурсы уже не так доступны, что на фоне негативной демографической статистики может сформировать устойчивый медвежий тренд.
Те же, кто готов приобретать, могут отсрочить сделку в ожидании еще более низких цен. Все это вместе формирует риск еще больше обесценить активы в недвижимости и снизить маневренность капитала. Хотя в этой части вопрос не является очевидным и требует отдельного изучения.
10. Увеличатся поступления единого налога работающих по 2 группе, поскольку он имеет базой расчета минимальную заработную плату.
11. Существенно увеличатся штрафные санкции, которые как базу расчета используют минимальную заработную плату. Это в основном штрафы за нарушение трудового законодательства, а это ст. 265 Кодекса законов о труде. Таким образом штраф за недопуск к проверке по вопросам наемного труда вырастет с 320 тыс. грн до 500 тыс. грн.
12. Зарплата отдельных категорий бюджетников определяется минимальной заработной платой. Так, например, оклад работников высшей квалификационной комиссии судей составляет 10 минимальных заработных плат с коэффициентом 1,3 со всеми законными доплатами и надбавками на эту базу.
Важные составляющие общей картины:
13. Отдельной очень серьезной задачей станет вопрос оплаты труда государственных служащих. Как минимум потому, что бюджеты сформированы из расчета текущих показателей, и введение новой минимальной заработной платы потребует доплат, и соответственно их пересмотра.
Математически в конце года это будет сложно выполнить. Эта категория получателей заработной платы, особенно низких рангов и на местах, после 2008 года находится в непростом положении. В том числе по причине процессуальной сложности корректировочного бюджетного процесса.
14. Значительно вырастет разрыв между получателями средней пенсии, а так же иных социальных выплат и минимальной заработной платы, что на фоне инфляционных рисков требует предложения компенсаторных механизмов. Этот случай следует отличать от ситуации с уравниванием ЕТС ввиду разной экономической и социальной природы.
15. Ускорятся темпы ликвидации неопределившихся физических лиц – предпринимателей.
16. Немаловажными являются и валютно-курсовые риски. Поэтому позиция НБУ по данному вопросу также важна.
17. Необходимо отметить, что Налоговый кодекс ст.4 п. 4.1.9. предусматривает стабильность налогообложения и предполагает внесения изменений в любые элементы налогов не позднее чем за 6 месяцев до нового бюджетного года.
Однако формально эта статья к изменению минимальной заработной платы отношения не имеет, поскольку многие ставки установлены не в денежном эквиваленте, а в части от минимальной заработной платы. Сама эта часть в законодательстве меняться не будет. Поэтому принятие решения об изменении минимальной заработной платы может быть осуществлено в любой момент и очевидно ограничено только возможностями бюджетного процесса.
Что в итоге?
Обеспечение высоких социальных стандартов является целью любого современного развитого государства. Вместе с этим процесс одномоментного их поднятия имеет ряд объективных экономических особенностей и рисков для нивелирования которых эти начинания должны осуществляться ожидаемо и постепенно. Для возможности адекватного учета и планирования изменений всеми участниками, и в первую очередь теми, кто зависит от процессуальных особенностей бюджетного процесса, а также внедрения компенсаторных механизмов для пассивных получателей социальных выплат.
Бизнес структуры смогут более оперативно отреагировать на нововведение, однако это может вызвать экономически обоснованный рост цен на их продукцию. Именно в случае поэтапной реализации выбранной концепции удастся достигнуть эффективного взаимодействия на всех уровнях экономики и всех органов государственной власти.
Это необходимо для учета проблемных участков, а также внесения корректировок в ходе реализации предложения с конечной целью в виде не только номинального роста доходов, а и экономического обеспечения реального их наполнения покупательной способностью без стрессовых сценариев.
Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас