Андрей Зинченко: стоит ли ждать гарантирования вкладов более 200 тыс. в государственном Приватбанке? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Зинченко: стоит ли ждать гарантирования вкладов более 200 тыс. в государственном Приватбанке?

Кредит&Депозит
5569
Президентский законопроект №5553, проголосованный Верховной Радой 22.12.2016, предлагает внести важное дополнение в Закон «О банках и банковской деятельности». В частности, предлагается статью 57 дополнить частью третей такого содержания:
Вклады физических лиц в других государственных банках гарантируются:
1). В сумме, которая не превышает определенного в соответствии с Законом Украины «Про систему гарантирования вкладов физических лиц» предельного размера возмещения средств по вкладам, – в соответствии с Законом Украины «Про систему гарантирования вкладов физических лиц».
2). В рамках суммы, которая превышает определённый в соответствии с Законом Украины «Про систему гарантирования вкладов физических лиц» предельный размер возмещения средств по вкладам, – государством».
Иными словами предполагается, что вклад в государственном банке для вкладчика будет гарантироваться в полном объеме, но источником финансирования будут сначала ФГВФЛ, а выше суммы, гарантированной фондом – государство.
Но будет ли формально распространяться этот закон на Приватбанк и если будет, то когда и как? По состоянию на сегодняшний день до конца непонятно по ряду обстоятельств:
1. Закон «О банках и банковской деятельности» статьей 7 устанавливает юридически значимое определение и признаки государственного банка – это банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежит государству. Государственный банк создается по решению Кабинета министров Украины. Устав государственного банка утверждается постановлением Кабинета Министров Украины и далее по статье.
Процессу национализации банка посвящено постановление Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы обеспечения стабильности финансовой системы».
Постановление начинается со ссылки на статью 41 прим 1 Закона «Про систему гарантирования вкладов физических лиц», которой среди прочего во втором абзаце части 1 устанавливается, что нормы статьи 7 Закона «О банках и банковской деятельности» не распространяются на банк, приобретённый (в завершенной форме – ред.) государством в соответствии с этой статьей.
Если следовать тексту буквально, то не получится ли, что к Приватбанку не применяется положение о формальных признаках государственного банка?
Соответственно как в этой связи юридически состыковать понятие государственного банка из вносимых изменений в статью 57 Закона «О банках и банковской деятельности» о расширенных гарантиях по вкладам и фактическое правовое положение Приватбанка?
Не образовалась ли методическая неопределённость, которую надо будет разрешать целевыми документами с учетом того, что в положении речь идет о приобретённом, а не о приобретаемом банке?
2. Гарантирование сумм вкладов в государственных банках выше сумм гарантирования Фондом гарантирования вкладов физических лиц, кроме строчки в законе и четкого отнесения банка к государственным, требует разработки и приятия подзаконного акта.
Например постановления Кабинета министров об утверждении соответствующего порядка либо иного документа, четко описывающего общий механизм, конкретные процедуры, сроки, ответственных исполнителей и прочие тонкости реализации.
Такого порядка по состоянию на сегодняшний день пока нет, т.к. соответствующий закон не опубликован. Насколько быстро порядок будет разработан – вопрос к соответствующим органам исполнительной власти, однако учитывая ситуацию с порядком осуществления проверок по е-декларациям и проектом закона о финансовой полиции этот вопрос может занять некоторое время.
В любом случае независимо от сроков опубликования закона (подписание президентом собственного законопроекта сомнений не вызывает) и разработки подзаконного акта к нему мало у кого возникают подозрения, что в ближайшие год-два механизм возмещения вкладов физических лиц в Приватбанке будет востребован.
Это обусловлено в первую очередь репутационными причинами и экономическими особенностями работы банка, оглашенными новым руководством (в частности ориентации на работу с гривной, проблем с которой у государства вероятнее всего не будет). А далее в озвученных планах – разгосударствление финансового учреждения…
Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас