0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Зинченко: стоит ли ждать гарантирования вкладов более 200 тыс. в государственном Приватбанке?


Андрей Зинченко: стоит ли ждать гарантирования вкладов более 200 тыс. в государственном Приватбанке?

Президентский законопроект №5553, проголосованный Верховной Радой 22.12.2016, предлагает внести важное дополнение в Закон «О банках и банковской деятельности». В частности, предлагается статью 57 дополнить частью третей такого содержания:

Вклады физических лиц в других государственных банках гарантируются:

1). В сумме, которая не превышает определенного в соответствии с Законом Украины «Про систему гарантирования вкладов физических лиц» предельного размера возмещения средств по вкладам, – в соответствии с Законом Украины «Про систему гарантирования вкладов физических лиц».

2). В рамках суммы, которая превышает определённый в соответствии с Законом Украины «Про систему гарантирования вкладов физических лиц» предельный размер возмещения средств по вкладам, – государством».

Иными словами предполагается, что вклад в государственном банке для вкладчика будет гарантироваться в полном объеме, но источником финансирования будут сначала ФГВФЛ, а выше суммы, гарантированной фондом – государство.

Но будет ли формально распространяться этот закон на Приватбанк и если будет, то когда и как? По состоянию на сегодняшний день до конца непонятно по ряду обстоятельств:

1. Закон «О банках и банковской деятельности» статьей 7 устанавливает юридически значимое определение и признаки государственного банка – это банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежит государству. Государственный банк создается по решению Кабинета министров Украины. Устав государственного банка утверждается постановлением Кабинета Министров Украины и далее по статье.

Процессу национализации банка посвящено постановление Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы обеспечения стабильности финансовой системы».

Постановление начинается со ссылки на статью 41 прим 1 Закона «Про систему гарантирования вкладов физических лиц», которой среди прочего во втором абзаце части 1 устанавливается, что нормы статьи 7 Закона «О банках и банковской деятельности» не распространяются на банк, приобретённый (в завершенной форме – ред.) государством в соответствии с этой статьей.

Если следовать тексту буквально, то не получится ли, что к Приватбанку не применяется положение о формальных признаках государственного банка?

Соответственно как в этой связи юридически состыковать понятие государственного банка из вносимых изменений в статью 57 Закона «О банках и банковской деятельности» о расширенных гарантиях по вкладам и фактическое правовое положение Приватбанка?

Не образовалась ли методическая неопределённость, которую надо будет разрешать целевыми документами с учетом того, что в положении речь идет о приобретённом, а не о приобретаемом банке?

2. Гарантирование сумм вкладов в государственных банках выше сумм гарантирования Фондом гарантирования вкладов физических лиц, кроме строчки в законе и четкого отнесения банка к государственным, требует разработки и приятия подзаконного акта.

Например постановления Кабинета министров об утверждении соответствующего порядка либо иного документа, четко описывающего общий механизм, конкретные процедуры, сроки, ответственных исполнителей и прочие тонкости реализации.

Такого порядка по состоянию на сегодняшний день пока нет, т.к. соответствующий закон не опубликован. Насколько быстро порядок будет разработан – вопрос к соответствующим органам исполнительной власти, однако учитывая ситуацию с порядком осуществления проверок по е-декларациям и проектом закона о финансовой полиции этот вопрос может занять некоторое время.

В любом случае независимо от сроков опубликования закона (подписание президентом собственного законопроекта сомнений не вызывает) и разработки подзаконного акта к нему мало у кого возникают подозрения, что в ближайшие год-два механизм возмещения вкладов физических лиц в Приватбанке будет востребован.

Это обусловлено в первую очередь репутационными причинами и экономическими особенностями работы банка, оглашенными новым руководством (в частности ориентации на работу с гривной, проблем с которой у государства вероятнее всего не будет). А далее в озвученных планах – разгосударствление финансового учреждения…

Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.ua выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.ua.

Смотри также
Весь рынок:Кредит&Депозит
Все, что мы знаем про:ПриватБанк
Архивы:2020 2019 2018 2017 2016 2015
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua