РФ: Практика межбюджетного кредитования ограничивает кредитоспособность — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

РФ: Практика межбюджетного кредитования ограничивает кредитоспособность

Кредит&Депозит
37
Существующая в России практика межбюджетного кредитования ограничивает кредитоспособность российских регионов и муниципальных образований, говорится в распространенном сегодня аналитическом докладе международного рейтингового агентства Standard&Poor's. По мнению экспертов S&P, несмотря на то, что в России продолжается реформа межбюджетных отношений, которая продлится, по меньшей мере, до 2006г., в настоящее время механизмы предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов бюджетам разных уровней остаются непрозрачными и неэффективными.
В докладе агентства отмечается, что разница между условиями предоставления Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов субъектам РФ практически отсутствует. Это позволяет условно объединить их в так называемые "межбюджетные заимствования". Среди негативных черт подобных заимствований в России эксперты S&P называют следующие: 1)межбюджетные заимствования не являются действенным механизмом поддержания ликвидности, механизм выдачи ссуд и кредитов непрозрачен, в частности их предоставление может быть прекращено в любой момент; 2)межбюджетные заимствования часто заменяют субсидии на финансирование мандатов. Таким образом, расходные обязательства федерального правительства конвертируются в долговые обязательства региональных и местных органов власти (РМОВ); 3)кредитная культура субъектов РФ и муниципальных образований ухудшается, поскольку федеральное правительство часто пролонгирует и списывает межбюджетные заимствования. Это негативно сказывается на долговой дисциплине РМОВ, в том числе по прочим долговым обязательствам; 4)получатели межбюджетных заимствований могут использовать их не для поддержания ликвидности, а на другие цели. В частности, полученные средства используются для перекредитования бюджетов других уровней и частных заемщиков. Все эти факторы негативно сказываются на кредитоспособности получателей бюджетных ссуд и кредитов, подчеркивается в докладе.
Ссуды, которые по своей сути являются инструментом оказания экстренной финансовой помощи, формально предоставляются для финансирования краткосрочных кассовых разрывов, возникающих при исполнении региональных и местных бюджетов, отмечают аналитики агентства. Таким образом, субъекты РФ и муниципальные образования используют безвозмездные бюджетные ссуды вместо более дорогих банковских кредитных линий, сокращая расходы бюджета на обслуживание долга.
В последнее время значение бюджетных ссуд и бюджетных кредитов как источника финансовых средств для РМОВ возрастает. В 2002г. объем бюджетных ссуд, выданных региональным органам власти, достиг 25,1 млрд руб. При этом бюджетные ссуды составили 28,9% дефицита консолидированных региональных бюджетов, а привлеченные бюджетные ссуды - 1,9% от объема привлеченных субъектами РФ и муниципальными образованиями заемных средств. В 2003г. тенденция к наращиванию задолженности по бюджетным ссудам продолжилась. За I полугодие текущего года субъекты РФ привлекли ссуд более чем на 7 млрд руб., а погасили - лишь на 4,6 млрд руб. Для сравнения: за тот же период субъекты РФ выпустили облигаций на 18 млрд руб. и осуществили погашение ценных бумаг на 7,5 млрд руб., то есть значение ссуд как инструмента заимствований оставалось крайне высоким. Для муниципальных образований бюджетные ссуды вообще являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В 2002г. сальдо (разница между объемом привлеченных и погашенных ссуд) составило 64% от объема дефицита местных бюджетов, а привлеченные ссуды - 55% от привлеченных заемных средств. За I полугодие 2003г. муниципальными образованиями было получено бюджетных ссуд на сумму свыше 21,8 млрд руб., а погашено - лишь на 9,3 млрд руб. Чистый объем привлечения средств по бюджетным ссудам местными бюджетами превысил размер дефицита.
Как полагают эксперты S&P, четкое определение условий предоставления муниципальных заимствований, в частности целей использования, графика погашения, условий пролонгации, позволит повысить долговую дисциплину российских РМОВ, снять потенциально конфликтные ситуации во взаимоотношениях с Министерством финансов и позитивно сказаться на их кредитоспособности.
По материалам:
РБК
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас