Россия перед необходимостью банковской реформы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Россия перед необходимостью банковской реформы

Валюта
135
Даже если бы Сбербанка не было, его все равно следовало бы придумать. Народ, у которого банкоматы 16 сентября съедали наличность с карт главного клиентского банка России, на собственной шкуре понял, зачем нужна банковская реформа. Затем, чтобы в России один и тот же банк не был главным держателем вкладов населения и главным кредитором промышленности. И еще есть надежда, что теперь банковская реформа пойдет снизу - то есть люди начнут искать другие места помещения личных вкладов и открытия счетов.
Многие держатели банковских карт, пожелавшие в последние дни снять деньги со своего карточного счета посредством банкомата Сбербанка, не только не получили своих кровных, но и потеряли все, что лежало на картах. При этом, вместо того чтобы выключить банкоматы-убийцы, персонал отделений зачастую с интересом наблюдал за попытками вкладчиков добыть "наличку". У некоторых получалось, у других - нет. Впору было заключать пари. Сотрудники ждали указания "сверху". "Наверху" не знали, что происходит в отделениях. Громоздкая структура банка не позволяла принимать оперативно даже самые очевидные решения.
Справедливости ради следует отметить, что сильно вкладчики не пострадают. Операционистки в отделениях (а позже и пресс-служба Сбербанка) обещали, что все обнуленные счета будут восстановлены в течение трех-четырех дней. Те из вкладчиков, кому посчастливилось быть предупрежденными о грозящей в банкоматах опасности, могут снять деньги с карточки непосредственно в отделениях. В разосланном поздно вечером 16 сентября пресс-релизе сообщалось, что "Сбербанк России проводит запланированное техническое перевооружение процессингового центра, устанавливается новый более мощный сервер, обеспечивающий повышенную производительность системы. Период проведения технических работ совпал со значительным ростом операций снятия наличных через банкоматы, что привело к увеличению числа отказов от проведения операций". При этом в официальном сообщении подчеркивалось, что "количество отказов составило менее 1% от общего числа совершенных 16 сентября 2003 года операций".
К подсчетам Сбербанка, к этому 1% пострадавших, можно относиться по-разному. В конце концов охватить картину целиком под силу только самому банку. По свидетельству очевидцев, в некоторых еще не закрытых банкоматах количество удачных операций составляло не более 50%. Конечно, определялось все "на глазок". О суммах, списанных со счетов владельцев карт, Сбербанк ничего не сообщает. Однако и 1% - тоже немало. Потому что если вас спросят, согласитесь ли вы снимать деньги в банкомате с вероятностью успеха 99%, вы скорее всего поищете другие способы обналичивания. Собственно говоря, в Москве при обилии банкоматов других банков у вкладчиков всегда есть альтернатива. Правда, именно наличие большого количества других (пусть не столь крупных) банков позволяет предположить, что потери Сбера будут очень весомыми. Наверняка не только многие вкладчики, но и руководители предприятий, чьи сотрудники получают зарплату посредством сбербанковских карточек, захотят сменить банк. И скорее всего будут правы.
В стране таких очень много. По информации Сбербанка, "более 7 млн. клиентов (каждый десятый работающий гражданин в России) ежемесячно получают свою заработную плату, пользуясь услугами Сбербанка России". Кроме того, на долю крупнейшего банка приходится 40% всех банковских вкладов (вместе с юридическими лицами) и более 2/3 вкладов населения страны. В последнее время наметился явный переток вкладов из Сбера в другие банки. Но, по расчетам специалистов, для того чтобы доля Сбербанка в общем количестве вкладов опустилась хотя бы до 50%, должно пройти не менее 3-4 лет. Теперь этот процесс пойдет быстрее.
Недружелюбно настроенные коллеги из других банков отмечают, что подобный сбой происходит уже не в первый раз. "Года два назад где-то под Рождество у Сбербанка было нечто подобное, клиенты называли это "новогодним кидаловом", - вспомнил в разговоре с корреспондентами "Известий" один из банкиров. Но особенное недоумение у специалистов вызвал пассаж Сбербанка о трех днях на разблокировку счетов. Обычно при сбоях в системах банкоматов на аналогичную процедуру требуется гораздо меньше времени. Неудивительно, что в комментариях конкурентов проскальзывает изрядная доля злорадства: "На кошках надо было тренироваться. А уж потом - на людях".
Иностранцы, говоря, что Сбербанк портит всю российскую банковскую систему, имеют в виду перекос ставок по вкладам граждан и кредитам компаниям. Но есть и еще одно негативное влияние, которое оказывает крупнейший банк на финансовый сектор. Международные эксперты об этом не пишут, зато знают все россияне. Можно уйти из Сбербанка, например, поменяв работу, на которой платят зарплату через карточку Сбера. Но будешь вспоминать его вечно. Когда, чтобы получить передовую услугу от "Альфа-банк-Экспресс", приходится отстоять два часа в очереди. Или когда из почти исключительно клиентского банка "Русский Стандарт" охранник вежливо выставляет за три минуты до закрытия, потому что "кассиры все равно уже сдали деньги". С молодыми и неиспорченными кредитными организациями такие казусы происходят оттого, что в них знают: если не мы, то Сбербанк. Который все равно хуже. Значит, нам можно.
На странице сайта Сбербанка, посвященной зарплатным проектам, вы прочитаете: "Получая заработную плату и другие доходы через Сбербанк России, Вы сэкономите время. Убедитесь в этом сами, воспользовавшись нашими услугами". Убедились. Видимо, это тот самый случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. Конечно, счастья еще нет, а несчастье - вот оно. Но хорошо хоть то, что проблемы Сбера становятся все более очевидными для вкладчиков. Осталось, чтобы они стали очевидными для правительства и Центробанка.
Как лучше получать деньги - на карточку или в кассе?
Лев Якобсон, первый проректор Государственного университета - Высшая школа экономики:
- Удобнее получать на карточку. Для того чтобы иметь возможность быстро получать деньги в кассе, нужно иметь невероятное количество кассиров. Другое дело, что система кредитных карточек и банкоматов - это машина, которая, как и всякая машина, может ломаться. Точно так же ломаются автомобили, поезда и самолеты, но ведь никто не думает воспринимать это как аргумент в пользу езды на телеге. Есть много стран, в которых предоставляется выбор - пользоваться карточками или получать деньги в кассе. В результате естественного отбора большинство людей в достаточно короткие сроки перешли на карточки.
Владимир Каганович, генеральный директор ООО "КАФ ЭКАМ", член Клуба "Известий":
- Я человек уже не слишком молодой и довольно старомодный. Поэтому пользуюсь только наличными. Когда делаешь какие-то мелкие бытовые покупки, так расплачиваться бывает удобнее, тем более что и кредитки у нас принимают далеко не везде. А крупные покупки я совершаю, может быть, раз в год.
Модест Колеров, интернет-предприниматель:
- Я не знаю такой проблемы, потому что зарплату не получаю. Но помню времена, когда получал, и помню, что гораздо лучше и удобнее пользоваться карточкой. Зарплату получаешь 2 раза в месяц, и дважды в месяц толкаться в очередях в банке - это ужасно, и времени жалко. Существуют, наверное, банки, где процесс получения денег в кассе хорошо организован и очередей нет, но я, честно говоря, в таких местах не бывал.
Федор Кузнецов, заместитель директора компании "Три солнышка", член Клуба "Известий":
- Карточка, конечно, удобнее. Наличные опасная штука. Например, их у вас могут элементарно украсть. А с карточкой у воров будут большие проблемы, если они не знают пин-код. Конечно, его тоже можно выяснить, но для этого уже нужно быть более "продвинутым". И потом, при помощи карточки очень удобно делать покупки через Интернет. Если я, например, хочу купить за границей какой-то товар, то не пересылать же мне туда наличные! Конечно, я расплачусь кредиткой.
Анна Борисова, переводчик:
- Лучше получать деньги на карточку, я думаю. Потому что не надо стоять в очереди за зарплатой, не надо носить с собой тяжелый кошелек, а потом расстраиваться, что он все легче и легче! И в магазине платить гораздо удобнее. Правда, много своих трудностей - если ее потеряешь или если тебе денег меньше на нее положили, чем ты рассчитывал, и т.п. Мне вообще нравятся все эти чековые книжки и карточки. Очень удобно. А самое лучшее - когда можно делать кредитную карточку, такую карточку, сякую... Только для этого совсем другой тип сознания нужно вырабатывать.
Алексей Кортнев, солист группы "Несчастный случай":
- Я обеими руками за то, чтобы в России всесторонне вводилась и развивалась система кредитных карточек. Нельзя же настолько вываливаться из общемировых тенденций. Карточка избавляет от большого количества неудобств. Ты можешь обналичить деньги во многих точках, а не в одном отделении банка и не должен таскать с собой большие суммы, если планируешь крупные покупки. У меня сейчас подобная ситуация, я получаю деньги на сберкнижку от одной организации. Получать их я могу в одном отделении банка. Мы сейчас переехали в другой район. И для того чтобы получить свои деньги, мне приходится ездить в то отделение банка.
Виктор Новиков, продавец в магазине спортивной одежды, 24 года:
- Честно говоря, я бы предпочел получать заработанное наличными - не важно, в кассе или в конверте от начальника. Только когда берешь деньги в руки, можешь быть уверенным, что они останутся у тебя. Особенно после дефолта. Обжегшись на молоке, на воду дуешь. Нам зарплату начисляют на счет в банке, с которым тесно сотрудничает наша компания. Это как-то успокаивает. Но мало ли!
По материалам:
UABanker.net
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас