Глеб Сегида: частные исполнители - узаконивание беспредела или спасение?


Глеб Сегида: частные исполнители - узаконивание беспредела или спасение?

5 октября вступили в силу изменения в Закон «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и Закон «Об исполнительном производстве». Согласно новой редакции этих документов, в Украине вводится институт частных исполнителей. Из-за нежелания разобраться в содержании реформы исполнительной системы, в обществе сразу возникло много мифов и недоразумений относительно частных исполнителей. Так что же на самом деле изменится в нашей жизни с новыми правилами?

Если начинать с основ, то ничего кардинально нового в Украине не вводиться. Исполнительная служба существовала всегда. Однако она была лишь государственной. Ее задачи – исполнять решения судов. Все, что изменилось – часть дел теперь могут исполнять частные исполнители, а не лишь государственные.

Почему решили ввести такие изменения – эффективность работы Государственной исполнительной службы (как и большинства государственных органов) крайне низкая. По статистике, только около 2,2% дел, переданных госисполнителям, таки выполняются.

В развитых странах, где действует смешанная система исполнения судебных решений (государственные и частные структуры), или же система исключительно с частными исполнителями, эффективность составляет 70-80%.

Важно: исполнительная служба не имеет ничего общего с коллекторами! Разрешение на работу частных исполнителей – это не легализация коллекторов.

Коллекторы – это те, кто занимается работой с проблемными заемщиками после того, как они перестали платить. Исполнители – исполняют решения суда. То есть человек или компания перестает платить, затем кредитор подает в суд, суд выносит решение взыскать предмет залога и / или средства, плюс может быть апелляция, и лишь затем в дело вступают исполнители.

Если заемщик считает, что его права нарушены – для этого есть суд. Но если уже и суд вынес решение в пользу кредитора – значит, его надо выполнять.

Я не зря привел пример с кредитором и заемщиком. Ведь именно банки и другие финансовые учреждения станут главными клиентами частных исполнителей на первом этапе работы.

Также очень популярными станут дела по взысканию алиментов, невыплате зарплаты и т.п.

Другими словами, это исполнители будут следить за выполнением законов, а не нарушать их. Если им придется проводить выселение человека с квартиры – это будет производиться только с помощью полиции, но не бандитскими методами.

Всего на исполнении по данным Минюста находится дел по всем сферам на сумму более 500 млрд гривен.

За государственными исполнителями по-прежнему остаются дела по детям (отбирание, передача прав, назначение свиданий), вселение и выселение физлиц, конфискации, решения административных судов и Европейского суда по правам человека. Также частные исполнители не будут иметь дела с государственным сектором (доля государства в компании должна быть менее 25%).
И лишь со временем, после того как будут видны результаты работы частных исполнителей, в Минюсте могут расширить сферу их деятельности и на другие категории дел.

Дело в том, что ситуация с неисполнением судебных решений по банковской системе действительно очень плохая, если не катастрофическая. По данным НБУ на начало октября 2016 года количество проблемных кредитов по системе превышает 238 млрд гривен (четверть от всех кредитов). По неофициальным оценкам доля необслуживаемых кредитов превышает 50% от общего числа выданных займов.

Всего же на исполнении по данным Минюста находится дел по всем сферам на сумму более 500 млрд гривен.

И большинство этих «плохих» кредитов выданы не частным лицам, а корпоративному сектору. И, понимая уровень коррупции в нашей стране, становиться понятно, почему с некоторых должников кредиты не взыскиваются годами.

В Государственной исполнительной службе аналогичная ситуация, что и по другим госструктурам – у работника нет стимула качественно выполнять свою работу. Сотрудник получает фиксированную ежемесячную зарплату и, возможно, некоторую премию по итогам периода, которая зависит, больше от стажа, чем от результата работы.

Частные же исполнители будут наниматься коммерческими структурами, и здесь начинают работать обычные рыночные механизмы – договор, в котором будут оговорены условия оплаты, и отсутствие этой оплаты, если исполнитель не выполнит свою работу.

Каждый частный исполнитель должен будет пройти аттестацию в Министерстве юстиции, и он будет закреплен за определенным регионом. То есть, как и на любом другом нормальном рынке, возникнет конкуренция, что непременно ведет к повышению уровня сервиса и установлению рыночных цен.

Такой работник должен быть не младше 25 лет, иметь юридическое образование и не менее трех лет опыта работы в области права. Кроме того, за последние три года он не должен быть уволен из госорганов и иметь судимости за коррупцию.

Если же исполнитель не будет выполнять свою работу, или на него будут жалобы за нарушение закона – к его услугам не будут обращаться и он будет лишен лицензии.

Поэтому не надо преувеличивать «опасность» от частных исполнителей. Надо понимать, что первые, кто паникуют, и пытаются дискредитировать этот институт – корпоративные должники, которым таки придется отдавать деньги, или в рамках судебных решений, или начинать обслуживать кредиты.

Несмотря на вступление в силу Закона, пока идет подготовка к запуску смешанной системы исполнения решения и реально она заработает лишь в 2017 году.

Глеб Сегида, управляющий партнер юридической фирмы Pravovest

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.ua выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.ua.

Смотри также
Весь рынок:Криминал
Архивы:2017 2016 2015
В Контексте Finance.ua