Сенсации нового отопительного сезона — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сенсации нового отопительного сезона

Энергетика
2174
«Должен сказать, и регионам, и украинцам… никаких замечаний и проблем по подготовке к осенне-зимнему периоду нет», — заверил в ходе совещания по подготовке к отопительному сезону глава Минэнергоугля Игорь Насалик. По его словам, накопление запасов угля и газа в настоящее время продолжается. Он также сообщил, что украинскими компаниями зафрахтовано более пяти судов (это сколько же: шесть, семь или все десять?), которые доставят в Украину свыше полумиллиона тонн импортного энергетического угля.
Между тем ведомство Насалика в преддверии зимы действительно провело большую и игнорировавшуюся предшественниками работу. «Разработан и уточнен прогнозный баланс электроэнергии ОЭС Украины (Объединенной энергосистемы), которым предусмотрено увеличение в 2016 году объемов производства АЭС с 79 миллиардов 320 миллионов кВт/ч. до 80 миллиардов 472 миллионов, что на 1 миллиард 152 миллиона кВт/ч. больше, чем было предусмотрено предыдущим прогнозным балансом электроэнергии», — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Впрочем, Насалику, как и любому другому крупному руководителю, трудно избежать соблазна рисовать ситуацию в розовых тонах. Заместитель директора по оперативному управлению — главный диспетчер НЭК «Укрэнерго» Виталий Зайченко, не мудрствуя лукаво, сообщил журналистам в тот же день, что тепловые электростанции энергогенерирующих компаний отстают сегодня от утвержденного министерством плана накопления угля (2,2 миллиона тонн) на 340 тысяч тонн. В том числе, по антрацитовой группе — на 160 тысяч тонн, по газовой — на 180 тысяч тонн.
Зайченко такая ситуация не страшит. Он рассчитывает, что она резко изменится в лучшую сторону после того, как в ближайшее время, 7 и 8 октября, войдут в строй находящиеся сейчас в ремонте блок №2 Запорожской АЭС и блок №4 Ривненской АЭС. Это позволит уменьшить сжигание угля и ускорить накопление его запасов на тепловых станциях. Главный диспетчер даже прогнозирует, что в середине февраля в объединенной энергосистеме Украины появится профицит производимой электроэнергии. Из-за этого на АЭС могут быть наложены ограничения по выработке электроэнергии, а ряд блоков ТЭС может быть переведен на работу минимальным составом оборудования.
По словам Зайченко, в «Укрэнерго» разработано несколько сценариев прохождения зимнего максимума потребления электроэнергии в зависимости от температурных режимов. Он уверен, что при морозах минус 5 — 7 градусов ресурсов ТЭС (угольных блоков) и АЭС будет вполне достаточно. А если на протяжении десяти и более суток температура будет держаться на уровне минус 25 градусов (этот сценарий он характеризует как «не жизненный»), то, по его мнению, будет необходимо подключать газомазутные блоки ТЭС на Трипольской и Запорожской ТЭС. По расчетам «Укрэнерго», десятидневный расход газа на этих станциях составит 250 — 300 миллионов кубометров (отметим, что это будет стоить примерно 500 миллионов гривен). Что касается Углегорской ТЭС, то ее газомазутные блоки, как отметил заместитель директора НЭК, будет невозможно включить в сеть из-за повреждения линий электропередачи.
Почти в унисон с министром рапортовал о своих достижениях руководитель департамента ДТЭК «Энерго» Дмитрий Маляр. «Приближающиеся холода накладывают на нас большую ответственность. Мы адекватно оцениваем ситуацию, видим возможные риски и управляем ними. Мы достойно вышли из критической ситуации в летний период, когда при внеплановой повышенной нагрузке на наши ТЭС, мы выполняли и выполнили план поставок угля (на 98%). И сейчас мы делаем максимум для стабильного прохождения осенне-зимнего периода», — заверил он и объяснил, что дополнительная нагрузка на ТЭС ДТЭКа легла в связи с ремонтной кампанией на АЭС.
По словам руководителя департамента, компания стала на путь диверсификации поставок угля. Для этого она увеличила инвестиции в собственную добычу, а также заключила долгосрочные контракты с поставщиками импортного угля из Польши (газовая группа) и ЮАР (антрацит). Маляр заверил, что компания осуществляет стабильные поставки топлива на свои ТЭС, что позволяет им производить заявленные диспетчерами «Укрэнерго» объемы электроэнергии. В работе находится 38 энергоблоков, которые производят около 5,5 ГВт мощности в энергосистеме.
«Каждую осень у нас начинается обсуждение, пройдем ли мы зиму или не пройдем», — отмечает экс-член НКРЭКУ, независимый эксперт Андрей Герус. Он подчеркивает, что обеспечение углем — это не только техническая, но и финансовая проблема. Когда изменились принципы ценообразования для энергогенерирующих компаний, напоминает он, то глава регулятора Дмитрий Вовк, защищая новую формулу, сказал, что это было сделано для того, чтобы обеспечить автономность поставок угля из зоны АТО. Кроме того, 2 июня генеральный директор ДТЭК сказал, цитирует его Герус, что его устраивает переход к формульному ценообразованию и добавил: по этой формуле мы будем работать.
Герус показывает, как менялся тариф для тепловой генерации, устанавливаемый НКРЭКУ. Первый высокий тариф был в апреле, говорит эксперт, 1,2 гривни. При этом он подчеркивает, что поставки угля из зоны АТО не соответствуют требованиям к безопасности (поставок). Так что в апреле уже была возможность импортировать уголь, если бы компании хотели диверсифицировать поставки. Но со временем уголь стал дорожать. И тут компании стали утверждать: у нас недостаточный тариф. Но является ли промедление с закупками, которые могли быть рентабельными, проблемой потребителей, спрашивает эксперт и напоминает, что им пошли навстречу.
В июне тарифы уже составляли 1,29 гривни, и многие прогнозировали, что они на этом уровне и останутся. Но уже в июле тариф был 1,07 гривни. В августе он составил 1,16 гривни, в сентябре — 1,23 гривни. Ожидание на четвертый квартал — наверное, будет 1,4 гривни. Так что тариф сентября по сравнению с весной 2015 года вырос на 35%. Причем за это время четырежды поднимались тарифы для населения и для промышленности. Так что собрано дополнительно 40 миллиардов гривен. Но сегодня у нас снова проблема элементарного прохождения зимы. И если нет диверсификации закупок, то это — банальный обман потребителя и государства. Потому что сейчас маржа на уголь из зоны АТО. И если пресловутая формула не обеспечивает покупку импортного угля, то… в июле не нужно было приветствовать ее появление, а предлагать ее изменения.
Герус считает, что использование газомазутных блоков и дополнительная закупка газа — это не то, что может нас выручить. Импортных партий угля сегодня, по его мнению, должно бы быть гораздо больше, если мы добиваемся стабильности в электроэнергетике. Пора усвоить уроки, которые мы ежегодно получаем при подготовке к зиме, отмечает эксперт. Проблемы в снабжении энергетики углем Герус описывает в виде дилеммы, которую стоит перед компаниями, у которых возникает соблазн заработать большие деньги. «Нужно решить, — подчеркивает он, — или же стабильно везти импортный уголь, на котором заработка практически не будет, или покупать его в АТО, обеспечивая, таким образом, ощутимую маржу». «У нас есть зависимость по углю от зоны АТО, и с этим нужно что-то делать, нужно с этим кончать, — советует он: — переходить с марки «А» на марку «Г» там, где это возможно, импортировать электроэнергию из Европы, обеспечивать запасы угля на складах еще с весны…»
Виталий Княжанский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас