Депутаты и дороги: где Верховная Рада ищет деньги на их строительство и ремонт — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Депутаты и дороги: где Верховная Рада ищет деньги на их строительство и ремонт

Казна и Политика
384
Власть продолжает искать средства на дороги. Вчера Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты, по которым все поступления от акцизов и импортных пошлин с топлива и автомобилей будут идти непосредственно на ремонт и строительство дорог.
Сейчас, согласно закону “Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины” в тексте госбюджета каждый год должна предусматриваться строка под названием “Государственный дорожный фонд” (ГДФ). Из него должны финансироваться работы по строительству, ремонту и содержанию дорог. Его доходы должны формироваться за счет акцизного сбора и импортной пошлины на нефтепродукты, а также акцизного сбора и импортной пошлины с импортируемых автомобилей. Однако, все это пока теория.
По словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, с середины “нулевых” эта норма закона не исполняется. “Проблема в том, что сейчас финансирование расходов на ремонт и содержание дорог является незащищенной статьей госбюджета. Фактически, Минфин самостоятельно, каждый год решает – сколько денег из собранных целевых акцизов отдать на дороги.
Так появляется в госбюджете строка расходов на их строительство, ремонт и содержание. То есть, в последние годы госбюджетами не предусматривается функционирование Государственного дорожного фонда”, – говорит он. Теперь же, как предусматривается одним из рассмотренных законопроектов, финансирование Государственного дорожного фонда будет закреплено в рамках спецфонда госбюджета.
Акцизы и пошлины – не единственный источник наполнения фонда. Туда же, со временем, будут поступать плата за проезд дорог автомобилями с превышением весовых или габаритных параметров, платежи за передачу дорог в концессию, кредиты, привлеченные под госгарантии, а также плата за проезд платными дорогами. Естественно, возникает вопрос – какие дороги будут ремонтироваться и содержаться? Депутаты предлагают ответить на него так: 62% средств фонда будет уходить на дороги государственного значения, 35% – местного значения и 3% – на обеспечение безопасности дорожного движения.
Также средства фонда, не потраченные в одном бюджетном году, смогут оставаться в распоряжении фонда и в следующем. Министр инфраструктуры Владимир Омелян надеется, что депутаты примут законопроекты во втором чтении уже в октябре-ноябре. Плюс-минус миллиарды “Дорожники” уже подсчитывают расходы государства на строительство и ремонт. Глава парламентского комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич говорит, что принятие этих двух законопроектов позволит увеличить финансирование дорожного хозяйства в несколько раз. “Мы предполагаем, что при сохранении 75% поступлений с акцизов это даст возможность уже в 2018 году увеличить финансирование до 25-30 миллиардов гривен”, – заявил он. Напомним, что в проекте госбюджета на 2017 год на дороги запланировано 14,2 миллиарда гривен.
- Должен быть максимум формульных вещей, когда ни Верховная Рада, ни Кабмин не будут вправе использовать акциз на топливо на другие нужды бюджета и в ручном режиме менять финансирование между дорогами, регионами или видами ремонтно-строительных работ”. Пока что из таких формул в законе указаны только две – доля акциза, который будут поступать фонду (предполагается, что в 2017 и 2018 годах в ГДФ поступит 75% акцизов, с 2019 года – 100%), а также распределение между дорогами государственного и местного значения.
Дорожный фонд – необходимое, но не достаточное условие для появления в стране хороших дорог. По мнению Романа Хмиля, принятие законопроектов обеспечит стабильность финансирования дорожного хозяйства на 5-10 лет. “Это позволит дорожному сектору планировать свою работу на несколько лет вперед. В свою очередь, это приведет к тому, что бизнес будет готов инвестировать в дорожные строительные компании, будучи уверенными в заказах на ремонт и строительство дорог”, – говорит он.
По его же словам, осуществлять дорожные работы сейчас фактически некому: “Все украинские дорожные компании обанкротились. Последняя национальная компания “Альтком” лежит на боку и не может закончить ремонт Одесской трассы. Работы ведутся иностранными фирмами, а также “рабами”, которые работают в облавтодорах и получают по 2000 гривен в месяц. Соответственно, за такую зарплату они не могут делать качественно свою работу”.
Дмитрий Уляницкий
По материалам:
РБК-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас