Берут на буксир: зачем DP World идет в Одесский порт


Берут на буксир: зачем DP World идет в Одесский порт

_Мининфраструктуры спешит продемонстрировать успехи в работе с инвесторами портовой отрасли. Руководители ведомства уже согласовали с одним из мировых лидеров портового бизнеса, арабской DP World (объем годовой перевалки – 61,7 млн TEU), передачу в аренду ее «дочке» буксировочного флота Одесского порта. Этот актив сегодня приносит порту более 300 млн гривен годовой прибыли. Эксперты отрасли считают, что объект для инвестиций выбран не очень удачно. В лучшем случае, он лишит ГП «ОМТП» основной прибыльной деятельности, а в худшем – может негативно повлиять на объем грузопотоков, которыми оперируют в порту частные стивидоры.

Вчера арабская компания P&O Maritime, которая является «дочкой» глобального портового оператора DP World из ОАЭ, подтвердила, что собирается инвестировать в буксировочный флот Одесского порта и, более того, не намерена этим ограничиваться. «Инвестиции в буксировочный бизнес могут стать началом стратегического сотрудничества для развития портовой инфраструктуры Украины», – говорится в пресс-релизе, распространенном P&O Maritime. На данный момент стороны уже провели несколько рабочих встреч и двусторонних визитов по этому вопросу, а также подписали меморандум о намерениях.

В тексте меморандума, которым располагает Forbes, говорится, что порт обязуется предоставить потенциальным инвесторам доступ ко всей информации, которая касается деятельности портофлота – финансовой, технической, систем управления безопасностью и другой. В свою очередь P&O Maritime взяла на себя обязательства разработать план по совершенствованию существующей системы маневренных операций в порту, «найти зоны по повышению эффективности» и «разработать меры для увеличения объемов работ и повышения прибыли».

Компетенции P&O Maritime в этой сфере подтверждаются ее опытом развития арабского порта Джебель Али – крупнейшего на Ближнем Востоке хаба и фактически «базы» DP World. Р&O Maritime предоставляет в этом порту буксировочные услуги, а также в целом компания занимается разработкой и внедрением сервисных решений в области морского бизнеса по всему миру.

На данный момент стороны выполнили взятые на себя в меморандуме обязательства, следует из сообщений сторон. «Буксировочный флот ОМТП больше, чем у Джебель Али, но осуществляет в разы меньше проводок и требует значительной модернизации. Мы готовы в него инвестировать, так как видим пути для повышения его эффективности и потенциал украинской портовой отрасли», – приводит пресс-служба комментарий Радо Антоловича, управляющего директора P&O Maritime. Значительный период своей карьеры этот уроженец Словении провел в России, работая там управляющим региональным директором DP World, а позже – главой крупнейшего в стране Новороссийского морского торгового порта (контролируется группой «Сумма» и компанией «Транснефть»). Ради последней должности ему даже пришлось принять российское гражданство.

На 13 октября запланирован визит в Украину Султана Ахмеда Бин Сулайема, председателя правления и директора DP World. Видимо, компания не собирается ограничиваться лишь намерениями. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, ведомство давно ведет переговоры с лидерами мировой портовой отрасли для привлечения их в Украину в качестве инвесторов.

Встречам с руководством топ-10 таких компаний посвящена немалая часть рабочего времени министра. Летом он упоминал, что пытается заинтересовать возможностями инвестирования в нашей стране китайскую China Shipping, арабскую Dubai Ports и сингапурскую Hutchison Port Holdings. «Нам нужны бенчмарки, успешные кейсы по привлечению компаний из первой пятерки или десятки, чтобы инвесторы увидели, что с нами можно работать и поверили нам», – сказал недавно министр на одной из пресс-конференций.

Однако эти благие намерения пока не оценили в самом порту. «Порт сейчас почти ни на чем не зарабатывает, кроме портофлота, это один из немногих прибыльных видов деятельности. Зачем отдавать инвестору то, что и так приносит деньги, и во что он там будет вкладывать? Ведь есть предприятия, которые гибнут», – возмущается почетный президент Одесского порта Николай Павлюк. Критики идеи исходят из того, что доход от арендной платы может перейти к Фонду госимущества, и его размер не будет компенсировать утрату доходов от деятельности флота.

Стоит отметить, что потенциальный инвестор пока не озвучил своих планов ни насчет суммы, ни насчет модели и формата будущих инвестиций. Forbes отправил эти вопросы, а также о том, в чем именно заключается инвестиционный план, каковы его параметры, сроки окупаемости инвестиций, однако на данный момент не получил ответа. Также пока не ответили на эти вопросы в пресс-службе Мининфраструктуры. Директор Одесского порта Игорь Ткачук не нашел времени прокомментировать ситуацию.

В распоряжение Forbes попали документы относительно финансово-экономической деятельности подразделений Одесского порта в 2015 году, которые подтверждают слова Павлюка. Так, за год служба флота заработала 456 млн гривен чистого дохода и 343 млн гривен чистой прибыли. При этом общий объем чистой прибыли ГП «ОМТП» за год – 397 млн гривен (при обороте 1 млрд гривен). Остаточная стоимость портофлота, которая, вполне возможно, будет учитываться при передаче его в аренду или в ходе приватизации, составляет 213 млн гривен. По факту без портофлота ГП вполне может стать из прибыльного убыточным.

О каких инвестициях может идти речь, если сейчас флот работает и зарабатывает деньги? В P&O Maritime утверждают, что флот требует существенной модернизации. Возможно, это и так, но есть один нюанс. «Флот в отличном рабочем состоянии, поскольку это единственный в Украине портофлот, который ремонтируется и обслуживается в структуре самого порта. Этим частично объясняется и высокая рентабельность его деятельности», – говорит Алексей Мусатов, бывший директор «Судоремонтного завода», подразделения ОМТП, а ныне глава регионального представительства межфракционного депутатского объединения «Содействие развитию водного транспорта Украины» (по совместительству – помощник нардепа от «Радикальной партии Олега Ляшко» Дениса Силантьева).

В Одесском порту утверждают, что повышать эффективность работы буксиров сейчас нет смысла: грузопотоки падают, и загрузить работой стабильно получается не более половины всех единиц флота (из всего 36, из них 15 буксиров).

Алексей Мусатов считает, что монополизация флота порта частной компанией еще и опасна, так как создаст угрозу роста тарифов или разных видов дискриминации других участников рынка, в частности – стивидоров и грузовладельцев. Стоит отметить, что пример обслуживания всего буксирного флота одного порта частной компанией в Украине уже имеется: в Николаевском порту проводку буксирами осуществляет ООО «Маркони».

В целом не исключено, что интерес к одесским буксирам, которые по меркам глобальной компании зарабатывают не так много, скрывает под собой более далекоидущие планы DP World насчет Украины, и аренда портофлота является только «прощупывание почвы». Не даром Султан Ахмед Бин Сулайем называет буксировочный флот лишь «пилотным проектом» в Украине. Кроме того, компания уже заявила, что готова предоставить нам техническую помощь в подготовке Закона о концессии, который сейчас готовится для подачи в парламент. За принятием этого документа должны последовать концессионные конкурсы с целью привлечения инвесторов на целостно-имущественные портовые комплексы.

Екатерина Гребеник

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua