Виктор Вишнёв: Тяжело продавать актив, о котором никто ничего не знает — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Виктор Вишнёв: Тяжело продавать актив, о котором никто ничего не знает

Фондовый рынок
767
В беседе с журналистом Finance.UA генеральный директор ГП “СЕТАМ” Виктор Вишнёв рассказал о процессе реализации активов неплатежеспособных банков, уточнил почему реализация протекает медленно, а также поделился планами госпредприятия.
Что изменилось от начала работы СЕТАМ с Фондом гарантирования вкладов физических лиц?
Госпредприятие СЕТАМ было аккредитовано в конце декабря 2015 года, собственно, начали работать полноценно с Фондом не так давно. Первые торги прошли в середине февраля, первые продажи начались в середине марта. В формате, в котором начинали работать, так и продолжаем работать. Есть позитивные изменения со стороны Фонда, в частности – раскрытие информации. Ранее, подобные нарекания были в нашу сторону, хотя в этом вопросе мы никак не влияем на ситуацию, нам передавались пакеты, основное количество активов Фонда – кредиты. Информация передавалась в формате: выдается кредит под определенным номером, часто без обеспечения, без фотографий и так далее. Соответственно, довольно часто возникала ситуация, когда потенциальные клиенты не понимали, что продается и очень много торгов было, которые происходили, но не было на них участников именно из-за секретности информации. Мы совместно с Фондом приложили много усилий для того, чтобы банки раскрывали максимум информации, но опять- таки это связано с тем, что часто ликвидаторы заходили в банк, а в нем уже или недостача документов, или они были в таком формате, когда трудно было что-то восстановить. На сегодняшний день большинство лотов имеют уже фотографию залога, что уже очень приятно, т.е. люди понимают, что кроется за кредитными договорами, какое обеспечение и уже проявляют больший интерес. Работа идет, потихоньку со скрипом.
Сколько на данный момент продано имущества банков-банкротов?
На сегодняшний день мы уже продали имущества Фонда более чем на 200 млн грн. Таким образом, показываем довольно серьезную эффективность, и это всего лишь с марта месяца, по времени не так много прошло, хотя хотелось бы продавать больше и активней, но опять-таки тут упираемся в вопрос оценки активов в связи с тем, что на сегодняшний день мы видим частые случаи, когда продается какой-то кредит, а оценен он на уровне 80-90%.
Вы хотите сказать, что это является причиной, почему реализация активов неплатежеспособных банков протекает очень медленно?
Конечно. Высокая оценка всегда тормозит. Аукцион, в принципе, призван, чтобы определить рыночную стоимость данного актива, и у нас есть некоторые лоты, кредиты, которые без обеспечения торгуются по 7, по 8 раз без снижения цены либо с минимальным снижением цены. На бланковые кредиты в принципе, при данной ситуации на рынке, тяжело найти клиента, нужно менять подход, либо радикально снижать цены..
Радикальное снижение цены – это действительно эффективный подход?
Ну, смотрите, пример, это не кредит был, а реальный актив: у нас идут продажи квартир в Киеве, неоднократно мы продавали новострой на Туманяна, который несколько лет уже введен в эксплуатацию, но по сути дела дом новый. Это квартиры, которые находятся на балансе банка “Форум”. Рыночная цена их, мы понимаем, в районе 1,5 млн грн, по этой цене, в общем-то, их было бы интересно купить. Фонд сначала выставил их на торги за 1,75 млн грн – никто не заинтересован, далее снижают до 1,65 млн грн – никто не покупает, 1,5 млн грн – практически никогда никто не покупает за такую цену; дожидаемся четвертых торгов, когда цена уходит ниже рыночной – 1,3 млн грн и на этом этапе мы получаем парадоксальную ситуацию. На эти торги регистрируются очень много участников, из них реально платят гарантийный взнос для допуска к торгам по 5-7 участников, и в результате торгов цена понимается до 1,6-1,7 млн грн, т.е. таким образом мы видим: чем ниже стартовая цена, тем больше интереса она вызывает у потенциальных клиентов, и дальше, чем больше клиентов зайдет, тем выше поднимется цена в процессе торгов. Вот такие случаи бывают, а оценка актива – это очень важный вопрос. Ну, и по крупным кредитам, вы ж понимаете, реальных покупателей не так много в стране на подобные объекты.
Сколько всего активов насчитывает система электронных торгов?
Точно мы не считали, но навскидку по арестованному имуществу где-то около 6-7 млрд. По активам Фонда я не готов сказать, потому что очень много кредитов выставлялись уже по несколько раз. Нужно читывать опять-таки, что в статистику 6-7 млрд включены варианты, когда один лот несколько раз проторговывается в результате уценки. По Фонду не могу сказать, но там тоже насчитываются кредиты с серьезной стоимостью по 200 млн грн., они не продавались, а торговались несколько раз. Как их учитывать в статистике правильно – вопрос.
Будет не корректно?
Будет не корректно, да. Просто говорить о какой-то объективной цифре на сегодняшний день мы не можем.
Национальный банк ранее заявлял, что в Украине начнут работать две американские площадки по продаже активов неплатежеспособных банков: Debt Exchange и First Financial Network. Как это может отразиться на конкуренции?
Ну, тут вопрос: чем именно им торговать? как они будут торговать? кому они будут предлагать? Я присутствовал на их презентации, они больше специализируются на продаже кредитных портфелей. Это на сегодняшний день достаточно сложная категория активов. Возможно, привлечение иностранных инвесторов позволит продавать их по какой-то хорошей цене, но практика зарубежных продаж, подобных проблемных кредитов состоит в том, что должен быть большой дисконт. Как это будут делать иностранные компании- вопрос, потому что на западе оценку рисков достаточно серьезно проводят, если они будут видеть смысл в этом, то это отразиться на конкуренции. С другой стороны, в чем проблема нашим организаторам торгов точно также работать. Если американцы привлекут много иностранных инвесторов по высокой цене – все будут только рады, чтобы продавалось.
А известно ли Вам конкретно портфели чьих банков интересны данным площадкам?
К сожалению нет.
Какой эффект принесет присоединение электронной системы торгов СЕТАМ к многостороннему меморандуму между Министерством экономического развития и торговли, Национальным банком, Фондом гарантирования вкладов физических лиц и Transparency International Украина по реализации активов неплатежеспособных банков по технологии, подобной ProZorro?
Согласно этому меморандому планируется введение эксперимента, пилотного проекта по построению системы продаж на принципах создания центральной базы данных. Это что-то похоже на систему ProZorro, только наоборот. Т.е. есть определенная центральная база данных, где хранится информация обо всех лотах, которые выставляются Фондом. К этой центральной базе подключаются все биржи, которые по задумке должны привлечь максимальное количество участников. Если пилотный проект будет эффективен и действительно покажет существенное возрастание объемов реализации, тогда из разряда “пилотного” он перейдет в разряд постоянного проекта.
Согласно новой технологии поменяется ли работа СЕТАМ?
Что касается арестованного имущества, то торги мы проводим, как и проводили. По пилоту, будет выставлен какой-то определенный пул активов для того, чтобы посмотреть эффективность – это будет отдельно. Пока что мы работаем так, как и работали до этого. Центральная база данных – одна из возможных архитектур построения этой системы. Мы также предлагали альтернативные варианты, например, – наша агентская программа. Ведь сама центральная база – не есть продавец. ProZorro не ищет покупателей, они предоставляют услуги по организации аукционов.
Кто, скажем так, будет аккредитовать новых игроков в новой системе?
На сегодняшний день Фонд объявил новую аккредитацию, она 18 августа должна пройти, но это аккредитация общая, это не только по участию в пилотном проекте, это по всем третьим лицам, которые предоставляют Фонду услуги по организации торгов. Есть положение по привлечению третьих лиц в формате предоставления услуг ФГВФЛ, положение насчитывает: оценщиков, юридические компании, организаторы торгов. Сейчас идет волна переаккредитации именно организаторов торгов, до этого (не так давно) провели конкурс на отбор оценщиков.
Сколько всего уже подключилось к системе?
Всего фондом на сегодня аккредитовано более 32 электронных площадок, с моей точки зрения их многовато.
Почему?
Есть площадки, на которых практически не проводятся торги. Есть много площадок, которые работают на одной и той же платформе. Если у них нет своего IT-продукта, насколько они эффективны, насколько они вкладываются в рекламу, в распространение информации, и так далее? Когда у площадок есть существенная клиентская база – тогда она эффективный продавец, а если это пассивная интернет-страница, которая лишь собирает заявки участников, то стоит ли ее аккредитовывать?
По вашему мнению сколько должно быть активных участников?
Я не готов сказать. Фонд должен решить насколько нынешние биржи соответствуют их новым критериям, в том числе, техническим критериям безопасности. Потому что среди участников происходили и срывы торгов, и DDOS-атаки, а это не допустимо.
Debt Exchange и First Financial Network будут принимать участие в торгах согласно новой системе?
Мы узнаем об этом 18 числа, когда мы увидим все пакеты для аккредитации участников, я точно могу сказать, что СЕТАМ будет участвовать.
Какая главная цель стоит перед новой системой продаж?
Увеличить объемы от реализации, потому что необходимо привлечь максимальное количество участников к торгам. К вопросу нужно подходить комплексно: есть моменты связанные и с продажами, и с оценкой, с раскрытием информации, прочие. Если изменить подход целиком, то это даст позитивный эффект, если просто сменить одну площадку на ряд других – серьёзных изменений не произойдёт. Тяжело будет продавать актив, о котором никто ничего не знает.
Насколько быстро протекает процесс раскрытия информации?
Мы уже получаем намного больше информации, но опять-таки это не идеал. На сегодняшний день по всем более-менее крупным объектам мы получаем достаточный объём информации о залогах.
Участники рынка уже успели выразить свое недовольство?
Участники рынка обычно всегда недовольны (смеется,-ред.), когда был аккредитован СЕТАМ, нас стали обвинять в монополизме, написали в АМКУ. На рабочей встрече, организованной АМКУ, мы предоставили информацию согласно которой видно, что мы не являемся монополизмом по реализации. Тут же представители профильной ассоциации подтвердили нашу информацию, но при этом выразили беспокойство, что в будущем СЕТАМ может-таки стать монополистом.
Кому достаются некачественные лоты из портфелей ликвидируемых банков?
Фондом введена система распределения лотов между организаторами. Есть определенная сумма, и каждый организатор получает на эту сумму по порядку активы, которые предлагаются ликвидаторами на продажу. Организаторы торгов выставлены в алфавитном порядке. К примеру, заходит один банк и у него есть автомобили, недвижимость, кредитные портфели, прочее. Смотрят, на 20 млн активов есть, тогда идет распределение какой организатор получает лот. И похожая процедура со следующим банком – это очередность алфавитного порядка. Посмотрим насколько она эффективна. 30 организаторов торгов, кто-то эффективней, кто-то менее. Опять-таки, кому-то может не повезти с качеством актива… По результатам торгов нужно смотреть: сколько активов было реализовано, кто активно работает над привлечением клиентов.
Сколько времени выделяется на пилотную версию?
Не готов сказать, все зависит от технической части. Насколько я помню, первые торги планируется провести в сентябре.
В начале лета появилась новость о том, что СЕТАМ презентовала агентскую программу, которая дает возможность проводить аукционы по продаже арестованного имущества не только на сайте СЕТАМ, но и на популярных среди украинцев онлайн торговых площадках. В чем суть агентской программы?
Суть программы состоит в том, что мы являемся базой данных, на которой проходят торги по арестованному имуществу. Есть база данных, куда вносится информация по всем лотам, и есть коммерческие агенты, которые подключаются к этой базе данных. Они получают информацию о лотах, которые их интересуют, возможно, их интересуют лоты по каким-то регионам или категориям. После получения информации о данных лотах, они (агенты, – ред.) выставляют её у себя на площадке, и если клиент заходит на наш сайт с их сайта, то фиксируется этот переход. Далее он подает заявку на торги, получает квитанцию на оплату, система фиксирует: оплатил ли он гарантийный взнос и допущен ли к торгам, всё фиксируется системой автоматически. А далее участник торгуется, и если он становится победителем, биржа получает свой процент от реализации актива, мы получаем вознаграждение от арестованного имущества в размере 5% от цены реализации, а согласно постановлению Кабмина 20% от вознаграждения, т.е. 1% от итоговой стоимости продажи будут начисляться данной бирже.
Всё фиксируется системой, по результату подписывается акт выполненных работ. Это взаимовыгодный процесс: биржа получает свой процент от реализации и расширяет ассортимент товаров, мы увеличиваем клиентскую базу, объемы продаж, и их качество, т.е. повышение цены.
Каким образом система проверяет историю участников?
Участник вносит всю информацию о себе самостоятельно. Если участник укажет неправильную серию и номер паспорта, в последствии ему не выдадут акт о реализации имущества в исполнительной службе. Таким образом, он ответственен сам за ту информацию, которая вносится в систему. Ему, если будут ошибки, придется исправить свой профиль, подать нам заявление, чтобы мы переоформили протокол на исправленные реквизиты.
Есть вопросы касательно возврата платежей, в 99% случаев задержки по возврату связаны с тем, что люди или не заполняют свои банковские реквизиты, или заполняют некорректно.
Проверка идет тогда, когда мы торгуем кредитами. Законодательно есть ограничения на покупку данных активов – это должно быть финансовое учреждение. Что касается других активов, нет никаких ограничений, и поэтому проводить предпродажную проверку нет смысла.
Какие требования вы будете предъявлять к новым агентам?
К агентам сами требования есть, но они минимальны. Стандартные требования – отсутствие задолженности по налогам, агенты не являются банкротами, компании не находятся в оффшорах, не зарегистрированы на оккупированной территории или в стране-агрессоре, владеют веб-ресурсом.
Беседовала Юлия Кузнецова
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас