Олег Вдовичен: составление налоговой информации - мартышкин труд, или Как описать неописуемое — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Олег Вдовичен: составление налоговой информации - мартышкин труд, или Как описать неописуемое

Казна и Политика
898
«Что вы там варите на обед, меня не интересует, но от вас каждый день пахнет жареной рыбой».
(Михаил Жванецкий)
Что такое налоговая информация с практической точки зрения, причины ее составления, последствия и риски для субъектов хозяйствования, способы оспаривания действий фискалов? Этими вопросами не раз задавался бизнес, который непосредственно сталкивался с претензиями со стороны налоговиков.
По определению, налоговая информация – это совокупность сведений и данных, созданных или полученных субъектами информационных отношений в процессе деятельности и необходимые для реализации возложенных на контролирующие органы функции (Закон Украины «Про информацию»).
Таким образом, источником налоговой информации могут быть как плательщики налогов, так и государственные органы, в том числе и органы фискальной службы Украины.
Порядок сбора налоговой информации регулируется нормами Главы 7 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).
Фактически, самой широко распространенной и часто используемой в работе фискалов формой налоговой информацией являются письма «о результатах отработки собранной налоговой информации касательно проведения финансово-хозяйственных операций» с определенным контрагентом за определенный период (далее – НИ).
Подобного рода налоговая информация составляется подразделениями налогового аудита на основании анализа данных информационных систем органов фискальной службы, и направляется за местом регистрации контрагентов субъекта хозяйствования, по которому она была составлена.
Данные НИ служат основанием, прежде всего, для направления информационных запросов касательно проведенных хозяйственных операций, а в дальнейшем – для выхода на внеплановые налоговые проверки к контрагентам, со ссылкой на нормы статьи 78 НКУ (п. 78.1.1 или 78.1.4).
Важно!
Отмечу, создание налоговой информации в данном случае – это процесс не только «творческий», но и предполагающий наличие причинно-следственной связи. Это означает, что НИ не могут быть составлены просто потому, что так хочет должностное лицо налоговой инспекции.
На практике именно составление НИ служит основным «аргументирующим мотиватором» со стороны фискалов для обеспечения допуска к документальной проверке или предоставления первичных документов на запрос (в случае отказа субъекта хозяйствования).
Итак, причины составления НИ:
  • невозможность проведения документальной выездной проверки в связи с отсутствием плательщика налогов по месту нахождения;
  • невозможность проведения документальной выездной проверки в связи с недопуском к ее проведению;
  • составляется в качестве допроверочного материала для последующего проведения документальной выездной проверки;
  • невозможность проведения проверки субъекта хозяйствования, сума дохода которого за предыдущий год не превышает 20 миллионов гривен (действие «моратория»);
  • невозможность проведения проверки в связи с выемкой/потерей документов;
  • имеется информация о закрытии плательщика налогов юридического лица (физического лица-предпринимателя);
  • при отсутствии оснований для проведения проверки в связи с неустановлением фактов нарушений налогового законодательства (является двойником справки о встречной сверке).
Занимательно, что НИ могут быть составлены даже касательно предприятий, которые подпадают под действия «моратория» на проведения проверок, а также снятых с учета в связи с их закрытием (ликвидацией, банкротством).
Интересным является тот факт, что сам субъект не уведомляют о составлении налоговой информации касательно его финансово-хозяйственной деятельности. То есть фискальный орган фактически «объявляет» для «внутреннего пользования» хозяйственные операции бестоварными, а предприятие об этом даже и не догадывается.
Важно!
Налоговая информация не может нести в себе любые выводы касательно нарушения налогового (или другого) законодательства, она представляет собой исключительно анализ и обобщение информации с имеющихся источников. Наличие подобных выводов говорит о субъективизме и предвзятости должностных лиц, составивших НИ, что, в свою очередь, является превышением служебных полномочий.
Пример вывода письма налоговой информации: «отсутствие оформления ООО «Х» за отчетный период май 2016 года декларирования неправомерно определенных сумм налогового кредита и налоговых обязательств: подтверждено/ не подтверждено». И все…
Налоговая информация не отображается в Системе сопоставления налогового кредита и налоговых обязательств. Для плательщика налогов, по которому она составлена, НИ никаких правовых последствий не несут, а учитывая, что они не вручаются плательщику, оспорить их по сути не предоставляется возможным. Письма налоговой информации фактически являются внутренними документами фискальной службы, такая себе внутренняя кухня.
Для объективности стоит отметить, что НИ является также и способом избежать полноценной налоговой проверки, когда недопуск налоговиков («игры в прятки», потеря, выемка документов и т.д.) проводится исключительно с целью составления налоговой информации взамен налоговой проверки. Так возможные последствия переносятся на плечи контрагентов в следующей цепи поставки.
Таким образом, по своей смысловой нагрузке вышеописанное «творение» налоговиков не стоит даже «выеденного яйца», но последствия составления писем налоговой информации могут быть крайне плачевными для субъектов хозяйствования, учитывая тот факт, что «бьют» они главным образом по клиентам и заказчикам.
При этом тот факт, что благодаря НИ, опосредовано, могут «рушиться» хозяйственные связи и происходить дискредитация деловой репутации плательщика – это совсем другая история…
Олег Вдовичен, управляющий партнер АО “Вдовичен и партнеры”, адвокат
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас