Кому, сколько должно государство Украина — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кому, сколько должно государство Украина

Казна и Политика
2064
“Мы остановились. Уже два месяца как реформы практически не происходят. Мы не создаем ничего нового. Все проекты, которые касаются международного сотрудничества, замерли. Еще месяц в таком состоянии и мы начнем терять наработанные достижения и быстро откатываться назад”, – признал в разговоре с ЭП собеседник из Администрации президента.
Напомним, последний транш от МВФ мы получили в августе прошлого года. Отсутствие конкретики сначала с бюджетом-2016, а затем – с составом будущего правительства привели к паузе в сотрудничестве с Фондом. Пауза затянулась и это влияет на возможности Украины привлекать средства в других кредиторов.
По данным Минфина и представительства ЕС в Украине, объем оказания помощи нашей стране МФО за годы независимости – 44 млрд долларов и более 15,6 млрд евро. Несовершенство законодательства, коррупция и отсутствие политической воли на проведение реформ – основные причины, которые не позволяли Украине эффективно использовать средства МФО. Результат – незавершенные программы сотрудничества, низкая выборка средств по действующим проектам.
Трио особых
Тройка главных кредиторов Украины – МВФ, Европейская Комиссия и Всемирный банк.
На первом месте по объемам предоставленных Украине кредитов – МВФ. Общий объем привлеченных за годы независимости кредитов – 29,5 млрд долл. Киев старательно подписывал различные программы сотрудничества с Фондом, однако ни разу полностью не выполнил взятые на себя обязательства по проведению реформ.
По данным Минфина, в 90-е Украина подписала два программы сотрудничества с Фондом – TNS (системная трансформационный заем) и stand-by. Это были программы, по которым удалось привлечь запланированные суммы на 0,763 млрд дол і 1,935 млрд дол. в соответствии. В дальнейшем выборка по одной из подписанных с Фондом программ не была полной – как правило Украина получала несколько траншей, затем в стране начиналась политический или экономический кризис и сотрудничество с кредитором замораживалась до лучших времен.
На втором месте среди главных кредиторов Украины – Европейский союз. По данным представительства ЕС в Украине, за годы независимости объем предоставленной кредитной и грантовой помощи превысил 12 млрд евро (вместе с кредитами ЕИБ и Евроатома).
Как видно из динамики объемов финансирования Украины Европейским Союзом, грантовая поддержка максимально чувствительна к экономическим тенденциям. В кризисные годы ее объем резко проседал. Так, если в 2008 Украина получила 198 600 000 евро грантов от ЕС и тенденция была растущей, то в 2009 сумма помощи уменьшилась – 156900000 евро. Затем объемы грантов снова начали постепенно расти и в 2012 году достигли отметки в 294 млн евро. В последние годы наблюдаем спад – в 2014 получено 283 45 млн евро, в 2015 – на 46% меньше, или 152 500 000 евро.
В общем из года в год общий объем финансирования от Европейской Союза растет.
Третий основной кредитор – Всемирный банк. По данным Минфина, с момента обретения Украиной независимости ВБ предоставил займов на 11,9 млрд дол.
Как уже писала ЭП, пока сотрудничество Украины с кредитором достаточно напряженное и требует взаимодействия на уровне всех причастных к реализации проектов ведомств.
Украина традиционно никогда не отличалась высокой выборкой. “Хорошей считается выборка 30% и выше. В Украине такая выборка была в 2013 и 2014 годах. В прошлом году она уже снизилась до 15%. В этом мы боремся за то, чтобы достичь к концу года 10%. На сегодня выборка составляет 6,8%, не выбрано 2,3 млрд долларов “, – сообщила ЭП старший менеджер портфеля проектов Всемирного банка в Украине Клавдия Максименко. По ее словам, в целом по региону хорошая выборка в Азербайджане – 22%, Хорватии – 20%, Молдове – 26,8%, Сербии – 24%, Турции – 21%
Причины низкой выборки в Украине, условно, можно разделить на два блока.
Первый связан с законодательством.
На начальном этапе сотрудничества с ВБ не все предприятия и города понимают, что партнерство с МФО не предусматривает работу исключительно в рамках украинского законодательства. Всемирный Банк работает по международным правилам и в некоторых случаях они отличаются от украинских. Право работать по международным принципам украинским получателям дает подписано с кредитором соглашение о привлечении займа. “Но есть местные органы власти, территориальные органы казначейства и ДФС. Как правило, им нужно время на то, чтобы привыкнуть и понять, что некоторые вещи происходят в их городе или на отдельных предприятиях по-другому, и в случае необходимости – оформить необходимые раз “объяснения”, – поясняет Максименко.
Ранее, добавляет она, много сложностей возникало с бюджетными расходами. Ежегодно в бюджете закладывается определенная сумма на выполнение проекта. Но очень много контрактов рассчитаны не на один, а на три-четыре года. Возникали ситуации, когда, например, на контракт общей стоимостью 300 млн долл из бюджета на определенный год предполагалось 50 млн долл. Поскольку контракт превышал допустимые бюджетом расходы были проблемы с регистрацией таких контрактов в казначействе. С этим разобрались – Минфин помог и выпустил разъяснения.
Второй блок – касается политических факторов. “При каждой новой власти меняются министры, заместители министров, координаторы проектов. Назначение новых должностных лиц занимает определенное время. Затем работа по проектам продвигается примерно год, а потом – снова наступает очередной период кадровых изменений”, – поясняет Максименко.
По информации ЭП, 31 марта Всемирный банк пересмотрит кредитный портфель по Украине. Сокращение портфеля не планируется, заверили ЕП собеседники , знакомые с планами кредитора. Самое важное – вместе с представителями правительства определиться с дальнейшим шагами для более эффективной реализации проектов.
Кредиты МФО курс отпугивает заемщиков
Основные реципиенты средств по секторальным проектами развития – коммунальные предприятия. Далеко не всегда они находятся в хорошем финансовом состоянии и, как правило, не имеют валютной выручки. Из-за девальвации нацвалюты их задолженность в гривневом эквиваленте увеличилась в разы. Падение экономики и курсовые риски отражают в них желание брать на себя дополнительные валютные обязательства.
Собеседники в Минфине говорят, что в 2014-2015 годах, когда гривна начала падать, случались единичные случаи, когда КП пытались всячески оттянуть момент привлечения иностранных кредитов.
Теоретически защитить КП от валютных рисков могло бы государство, создав, к примеру, государственный фонд или отдельную строку расходов в госбюджете “на покрытие валютных рисков”. Однако, по словам исполнительного директора Международного Фонда Блейзера Олега Устенко, маловероятно, что в украинских реалиях такое учреждение будет функционировать. “Подобный вариант сработал бы, скажем, в любой скандинавской стране, где уровень коррупции минимален”, – говорит эксперт.
Есть и другой аспект этой идеи. “Создание такого государственного фонда стало бы дополнительным бременем для государственного бюджета”, – утверждает финансовый аналитик компании Concorde Capital Юрий Товстенко. К тому же “лишних” средств на подобные цели в бюджете нет.
В прошлом году правительство решило проблему по-своему: позволило КП покрывать курсовой разницы по кредитам средствами субвенций, полученными на компенсацию разницы в тарифах. В этом году субвенция не предусмотрена в связи с повышением тарифов.
По мнению Товстенко, в решении этой проблемы целесообразен второй вариант – страхование валютных рисков. Осенью 2014 с инициативой создания агентства по страхованию рисков выступил президент Петр Порошенко. Эта идея достаточно активно обсуждалась в украинском экспертном кругу и предлагалась для реализации ЕБРР. Министерство экономического развития и торговли даже начало работу над законопроектом, но документ так и не был разработан.
Теоретически, страхование могло бы происходить через структуры международных финансовых институтов, предоставляющих кредит. В Европе уже существуют экспортно-импортные банки, которые предоставляют подобные услуги. Потенциально, в случае предоставления Украине кредитов Америке, эти функции могла бы взять на себя OPIC (Overseas Private Investment Corporation – корпорация частных иностранных инвестиций).
По словам Товстенко, возможен также вариант страхования путем заключения фьючерсных контрактов. В начале прошлого года украинские фондовые биржи запустили торговлю фьючерсами на доллар и евро, но объемы торгов этими инструментами оказались мизерными – около 700 млн грн. “Весь цивилизованный мир может хеджировать валютные риски. У нас из-за неразвитости фондового рынка воплотить в жизнь эти методы невозможно”, – отмечает Товстенко.
НДС превратился в проблему
Отдельные сложности в реализации проектов на средства МФО связанные с уплатой налогов.
Принцип работы МФО – кредитные средства не расходуются на уплату налогов. По закону платить налоги должна украинская сторона.
Яркий пример – ситуация которая сложилась с кредитом ЕИБ “Николаевводоканал” в размере 15500000 евро. Платить 20% НДС водоканал отказывался из-за дефицита средств. Город и государство помогать не спешили. Отсутствие понимания как платить НДС практически на несколько лет парализовывали проект. В феврале этого года заместитель директора КП Андрей Мисюра сообщил: погашение налогов будет осуществляться путем софинансирования: 40% за счет средств городского бюджета, и 60% – из государственного бюджета.
Казалось, это прогресс, но реализовать все это на практике все равно пока не получается. Причин две. Во-первых, нужно вносить изменения в госбюджет, а это требует времени и договоренностей с парламентом. Во-вторых, это не единственный вопрос, который нужно урегулировать.
О чем речь? В случае с проектом в Николаеве теоретически можно внести поправки и увеличить финансирование. В процессе уплаты всеми контрагентами налогов технически этот НДС “замыкается”, то есть государство все равно получит его обратно и избежит дополнительных расходов.
С другими проектами все сложнее. К примеру, среди получателей средств по проекту ЕИБ Ukraine early recovery (восстановление инфраструктуры на Донбассе, 200 млн евро) преимущественно неплательщики НДС – детские сады, социальные учреждения и др.
“Если освобождать от уплаты налогов отдельных подрядчиков, или делать исключения для отдельных проектов – сталкиваемся со сложностью администрирования и рисками использования этих льгот для минимизации налоговых обязательств. Если возлагать дополнительные обязательства на государство и увеличивать расходы – пусть около 150 млн грн, но эти средства нужно где-то взять. Где – нужно думать. На сегодня они не заложены в бюджете “, – рассказал ЭП источник в правительстве.
Есть еще один невыясненный момент. “По некоторым нашим проектам возникают ситуации, когда генподрядчик – нерезидент, но часть работ для него выполняет субподрядчик-резидент. В таких случаях неясно как правильно распределить выплату НДС. По нашим правилам за нерезидента НДС платит получатель услуг (КП или город). А вот что сделать с той частью налогов, которая касается резидента – непонятно “, – отмечает Клавдия Максименко.
Пока четкого понимания, как решить указанные проблемы, в правительстве не существует.
Для государства уплата налогов за получателей средств – не лучший вариант. “Были случаи, когда Минфин выделял средства на уплату налогов, а потом выяснялось, что КП распределило их между подрядчиками. Или еще хуже – против КП открывалась уголовное дело и средства на его счетах арестовывали”, – приводит пример собеседник из Минфина.
С надеждой на лучшее
В Минфине надеются, что в этом году ситуация с выборкой улучшится.
Так, в прошлом году много сделано по подготовке документации по проекту реконструкции гидроэлектростанций “Укргидроэнерго”. Именно поэтому в 2016 можно рассчитывать на ускорение релизации проекта и увеличение выборки. Этот проект финансируется за счет МБРР, ЕИБ и ЕБРР.
Определяющим для сотрудничества с кредиторами будет установление политической стабильности. От этого зависит возобновление сотрудничества с МВФ. По информации, ЭП проект меморандума с Фондом практически готов. Свои окончательные поправки еще не подала АП.
“Понимаете, в АП есть разные взгляды на то, какими они должны быть. В том числе и на перспективы пенсионной реформы”, – намекнул ЭП источник в Администрации президента. По его словам для выполнения программы сотрудничества с Фондом необходимо принять 12 законопроектов, в том числе три – в отношении формата работы таможни, проект закона об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом (№3367), урегулировать вопросы финансирования ПТУ и др. МВФ – индикатор для других финансовых организаций. Восстановив сотрудничество с ним, Украина получит доступ к средствам других кредиторов. Не сделать этого Украина не может. Альтернативы средствам МФО нет.
Внутренняя банковская система нашего государства не может обеспечить инвестиционные потребности. Во-первых, деньги на украинском рынке дорого стоят. И очень мало проектов способны продемонстрировать такую рентабельность, чтобы в будущем покрыть непомерно высокие процентные ставки. Во-вторых, очень немногие украинских банков готовы предоставлять долгосрочные займы”. Учитывая то, что большинство проектов, особенно в жилищно-коммунальном секторе, имеют длительные сроки окупаемости (иногда даже 20-30 лет) такой вариант просто невозможен.
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас