Теневой импорт авто. Шесть способов не платить таможенные платежи


Теневой импорт авто. Шесть способов не платить таможенные платежи

Собственный автомобиль – “золотая мечта” многих украинцев. А тем более новенький, надежный и за умеренную цену. И чтобы не Ланос, конечно же.
Однако налоги при растаможивании в размере 30-80% от стоимости авто заставляют многих потенциальных автовладельцев обращаться к теневым схемам.

Слишком высокими поборами государство само провоцирует честных граждан, которые готовы заплатить разумные налоги, искать “обходные пути”.

В итоге деньги, минуя госбюджет, оседают в карманах коррумпированных чиновников и ловких дельцов.

Массовое уклонение от уплаты налогов при автоимпорте свидетельствует о необходимости их снижения. Очевидно, что все эти акцизы и пошлины не выполняют никакой роли, кроме поддержки неэффективности и неравенства в обществе.

В Украине нет национального автомобиля, который производится, а не состоит из импортных машинокомплектов, и который необходимо защищать от импортных аналогов.

С 1 января 2016 года налогов при растаможивании авто стало меньше, однако конечная стоимость машин кардинально не изменилась.
Так, спецпошлину – 2,15% для новых авто с бензиновым двигателем объемом 1000-1500 куб см, 4,32% – 1500-2200 куб см – на иномарки отменено с 30 сентября 2015 года, а дополнительный импортный сбор – 5% – с 1 января 2016 года.

Также начали действовать сниженные ставки пошлины на автомобили с ЕС 8,8-9,1%. В начале января на сайте МЭРТ опубликован график снижения и размер ставок ввозной пошлины на новые и подержанные легковые авто, произведенные в ЕС. Они будут применяться в 2016 году в рамках свободной торговли между Украиной и ЕС.

Ставки дифференцированы в зависимости от типа авто, состояния, типа горючего и объема двигателя.

Высокая стоимость растаможки объясняется тем, что из всех платежей именно акциз существенно увеличивает цену иномарки, а он не изменился.

Особенно ощутима доля акциза в стоимости пяти и шестилетних авто. Старые не стоит принимать во внимание, поскольку с 1 января 2016 года разрешено ввозить только авто стандарта “Евро 5”, то есть не старше 2010 года.

Постепенное снижение акцизного налога на импорт авто может привести стоимость растаможки к разумному и приемлемому уровню, и тогда выиграют все – и простые украинцы, и бюджет.

Все потому, что акциз на автоимпорт в украинских реалиях защищает не бюджет, а интересы частного отечественного автобизнеса. Однако развитие отрасли акциз не стимулирует.

К тому же суммы налога, уплаченные импортерами, почти не заметны и не имеют особой фискальной ценности для бюджета: 2,2 млрд грн акциза за 11 месяцев 2015 года и 0,8 млрд грн в 2014 году.

Почему легально перевозить иномарку в сегодняшних условиях дорого?
Например, б.у. Пассат 2012 года по объему двигателя 2,0 в Польше стоит около 8 тыс евро. Если ввезти его в Украину, растаможить и заплатить все налоги, то стоимость машины возрастет до 15 тыс евро.

Ввозная пошлина – 9,1% от таможенной стоимости автомобиля – 736 евро, акцизный налог – 1,923 евро за куб см, который зависит от возраста авто, объема и мощности двигателя – 3846 евро, а также 20% НДС, который начисляется на стоимость авто с пошлиной и акцизом, – 2534 евро. То есть дополнительно 7,1 тыс евро из кармана покупателя.

Какие последствия? Использование украинцами многочисленных схем, по которым можно ввезти авто с меньшими затратами, либо и вовсе не платя налоги на таможне.

Ниже – самые интересные схемы занижения стоимости автомобилей при импорте и сделки с льготным ввозом без уплаты налогов. Все схемы, в том числе и те, что существовали ранее, можно посмотреть здесь.

1. Самая простая. Работать под прикрытием органов социальной опеки.

В каждом таком органе есть очередь людей с инвалидностью на бесплатное получение автомобиля. Выгода в том, что законодательством предусмотрены льготы по налогообложению транспортных средств, ввозимых в качестве благотворительной помощи.

В Европе “благодетель” покупает автомобиль, передает благотворительной организации и после таможенного оформления авто передает нуждающемуся лицу. Лицо передает автомобиль другому лицу, которое, собственно, и приобрело авто за рубежом.

Главное, чтобы по документам органа соцопеки все было “чисто”. После смерти лица, получившего авто, транспортное средство должно быть возвращено органу социальной опеки для обеспечения других лиц, которые в этом нуждаются, но на практике это требование не выполняется.

2. Наиболее популярная. Временный ввоз нерезидентом авто без обязательства об обратном вывозе по Стамбульской конвенции.

Согласно с “Технологией пограничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу”, утвержденной приказом Государственной пограничной службы и Государственной таможенной службы, гражданин-нерезидент, который временно ввозит транспортное средство личного пользования, находится на постоянном учете в регистрационных органах иностранных государств, не предоставляет письменное обязательство об обратном вывозе транспортного средства.

То есть гражданин-нерезидент временно ввозит транспортное средство, письменного обязательства не предоставляет. Затем он продает автомобиль за наличные и выезжает из Украины, обычно авиационным транспортом.
Даже если у пограничников возникнут вопросы о необходимости вывоза автомобиля, нерезидент объясняет, что обязательно сделает это в следующий раз. Тем временем автомобиль разбирается.

3. Ввоз авто резидентом – совладельцем фирмы-нерезидента.

Гражданин Украины становится совладельцем иностранной фирмы или нанимается на работу в иностранную фирму. Фирма покупает автомобиль и оформляет путевой лист на гражданина Украины, который ввозит автомобиль в Украину и пользуется им до года.

У жителей приграничных территорий популярна схема, когда гражданин Украины и иностранный гражданин покупают авто в общую собственность. Таким образом, гражданина Украины вписывают в техпаспорт, и он может пользоваться автомобилем в режиме транзита до десяти дней.

4. Ввоз кузова для переоборудования.

По законодательству налоги при растаможивании агрегатов транспортных средств существенно ниже, чем целого автомобиля.

Как действует схема: гражданин покупает транспортное средство “под документы”, то есть металлолом, от которого остался только техпаспорт.
Законодательство позволяло переоборудовать кузов автомобиля более новой его модификации. Для этого необходимо импортировать кузов из-за границы и поставить его вместо якобы существующего. Это должны делать специально сертифицированные предприятия.

После этого необходимо переоформить техпаспорт с новым номером кузова. По законодательству кузов – это автомобиль без мотора, трансмиссии, системы глушения, задней и передней подвески, бензобака, электроприборов, зажигания двигателя.

Схема имеет несколько разновидностей.
1. ввозился разобранный автомобиль, однако все его запчасти ехали за ним и оформлялись как отдельные запчасти с небольшой налоговой нагрузкой. На специальном предприятии автомобиль собирался и тогда его можно было регистрировать в МРЭО ГАИ.

2. ввозился целый автомобиль со снятыми колесами, по документам он оформлялся как разобранный кузов. После растаможивания колеса прикручивались, автомобиль был готов к регистрации, специальное сборочное предприятие выдавало “липовую” справку.

5. Распространенная схема – изменение года выпуска и объема двигателя, несуществующие повреждения и неисправности, страна происхождения, модификации, опции.

Изменение модификации.
Ввозится автомобиль, например Range Rover, декларируется таможенная стоимость исходя из базовой версии этой модели – 60 тыс долларов.
Хотя в соответствии с расшифровки VIN-кода программным продуктом CARFAX Vehicle History Reports автомобиль Range Rover с заданным номером кузова является версией Range Rover Supercharged. Это значительно более дорогая модель с дополнительной комплектацией и лучшими техническими решениями, и таможенная стоимость Range Rover 4,2 Supercharged должна составлять 83,5 тыс долларов.
Так импортер экономит на пошлине и НДС путем занижения таможенной стоимости около 10 тыс евро.

Изменение года выпуска.
Выгода в том, что на автомобиле старше 5 лет акциз был гораздо больше, чем на том, которому до 5 лет. Импортер, заявив ложные сведения и подделав документы, получал значительную экономию на акцизе.

Ввозится автомобиль BMW Z4, в документах указано, что автомобиль подержанный, 2007 года выпуска. По VIN-коду с помощью имеющегося программного продукта год изготовления автомобиля было невозможно определить, поэтому год изготовления был согласован (уже при фактической проверке было установлено настоящий год выпуска – 2004).
Изменение страны происхождения (назначения для использования).
Изменяя данные о стране происхождения импортер может существенно занизить таможенную стоимость авто и сэкономить на налогах.

Например: BMW X5 с двигателем 4,8 литра происхождением из Европы должен был стоить 58 тыс евро, в то время как такой же американской сборки 47 тыс евро. Maserati Quattroporte 4,2, изготовленная для рынка США стоит 98 тыс долларов, такая же для Европы – 129 тыс долларов.
Ввоз под видом таких, которые не были на регистрации.

Во избежание уплаты безумного акциза за ввоз автомобиля, бывшего в употреблении, ему предоставлялся вид нового (показания одометра менялись). Кроме того, подделывались документы об отсутствии регистрации авто за рубежом (согласно законодательству Украины транспортными средствами, которые использовались, есть те, на которые выдавались регистрационные номера (не транзитные, не разовые).

Указав (подделав) в документах, что авто является новым (не издавались номера) можно существенно сэкономить на акцизе. Выгода налицо: условно – при объеме двигателя 2,2 литра с нового – это 3,3 тыс евро, с б\\у – 4,4 тыс евро акциза, плюс экономия на НДС.

Несуществующие повреждения и неисправности.
Подделав документы и вступив в противоправный сговор с коррумпированным таможенником, можно существенно сэкономить на момент и НДС путем занижения таможенной стоимости.

Для снижения стоимости, например, для авто, которые были в использовании – указывалось повреждения лакокрасочного покрытия, повреждения от ДТП, чрезмерная шумность двигателя, загрязнения салона.
Кроме того, массовый наплыв иномарок наблюдался после стихийных бедствий: американских авто после урагана “Катрина”, европейских – после разлива Рейна.

Для новых авто были характерны “повреждение” во время транспортировки в контейнерах и на автомобилевозах: повреждение стекла, крыльев, дверей, бамперов. Конечно, большая часть этих повреждений была только на бумаге.

6. Существуют и более наглые схемы, например – ввоз легковых авто под видом грузовых.

В Украину ввозятся легковые ТС (микроавтобусы), которые должны классифицироваться по коду 8703 согласно УКТВЭД соответствии с уплатой акциза. Но такие автомобили декларируются как грузовые по коду 8704 без уплаты акциза.

Схема имеет несколько разновидностей:
а) автомобили действительно могут быть, и пассажирскими, и грузовыми. Например VW Transporter и тому подобное. С таких автомобилей снимаются задние ряды сидений и обшивка салона, что придает облику грузового авто.

После растаможивания “делается” справка о переоборудовании в пассажирский и на основании этого документа автомобиль ставится на учет в МРЭО ГАИ уже как пассажирский.

b) легковые автомобили, однако VIN-код не дает расшифровки типа кузова. Например: автомобили “Chrysler Voyager”, “Chrysler Grand Voyager”, “Kia Carnival”, изготовленные в США, декларируются как грузовые.

При пересечении границы составляется “правильный” акт осмотра, в котором указывается отсутствие признаков легкового автомобиля, как наличие пассажирских сидений, креплений под них, бокового и заднего стекла.

Кроме того, таможня не имела программных продуктов для расшифровки VIN-кодов (средства на это государством не выделялись), а продукты, имеющиеся в интернете не могли служить официальным основанием для вывода о действительном типе кузова.

c) Наиболее дерзкая схема. Ввозились явно легковые автомобили только со снятыми задними сиденьями, например Peugeot 206, Opel Astra и тому подобное. На боковом стекле наклеивалась полимерная пленка в цвет кузова, чтобы придать автомобилю вид грузового (или “пирожка”).

В ходе таможенного контроля автомобиль фотографировался, фото пидшивалося к документам по растаможиванию. В случае чего предъявлялось как основание для принятия решения об оформлении автомобиля как грузового без уплаты акциза.

Мы описали эти схемы, чтобы наглядно продемонстрировать бессмысленность существования акциза на импортные авто. Как видим, кто хочет обойти высокий акциз, тот его обойдет. В этом желающим за определенную “благодарность”, помогут “теневики” и таможенники. При таких условиях схемы были, есть и будут.

В итоге, вреда от этого акциза больше, чем выгоды. Судите сами: из-за схем бюджет теряет деньги, которые честные граждане могли бы заплатить при растаможивании по разумным ставкам. В то же время собственно автопроизводство он не стимулирует, так как последнего в Украине давно нет.

Андрей Саварець, эксперт CASE Украина и “Цены государства”

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua