Как будут продавать госбанки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как будут продавать госбанки

Кредит&Депозит
976
Замминистра финансов Артем Шевалев о будущем Ощадбанка, Укрэксимбанка и Укргазбанка
В конце прошлого года на финансовом рынке разразился скандал. Выяснилось, что в одной из версий стратегии развития госбанков, которую год разрабатывало министерство финансов содержится положение о снятие гарантий государства для вкладчиков этих финучреждений.
Позже Минфин поспешил опровергнуть эту информацию, сообщив что гарантии пока останутся, однако не уточнил в связи с чем и когда их могут убрать.
Вообще, проект стратегии развития госбанков, которая и предполагала постепенный отказ от гарантий, за последний год похоже успел несколько раз кардинально поменяться в недрах Минфина.
Первоначально он предполагал жесткое разграничение сфер деятельности между госбанками. Скажем велись разговоры о том, что клиенты из числа физических лиц отойдут Ощадбанку, а юридические лица – Укрэксимбанку. Судьба Укргазбанка вообще вызывала множество вопросов.
О том, на каком сценарии реформирования государственных банков все-таки остановился Минфин и что будет в стратегии, которую планируют утвердить уже в конце января, НВ рассказал заместитель министра финансов Артем Шевалев.
– Как вы в целом оцениваете ситуацию в госбанках сегодня?
- Государственные банки остаются определенным островом стабильности в нашей банковской системе. Мы слышим очень много критики. Она связана, по большому счету, с общими элементами неэффективности и не транспарентности, которые характеризуют украинский банковский сектор последние 20 лет. Госбанки достойно перенесли макроэкономический финансовый шторм последние два года. Они на сегодняшний день находятся в стабильной ситуации. Государство полностью выполняет свои обязательства как акционер. Мы будем заканчивать программу докапитализации государственных банков по результатам стресс-тестирования, которое проводит Национальный банк Украины. И мы уверены, что в 2016-2017 годах государственные банки будут выполнять очень важную посткризисную роль в нашей экономике.
– Зачем в принципе нужна стратегия развития госбанков и кто ее готовил?
- Многие годы, если не сказать последние два десятилетия, банки существовали сами по себе. Мы пытаемся создать систему и понятную дорожную карту того, как мы видим развитие государственной части банковского сектора Украины. Также, мы хотим сделать госбанки прибыльными, чтобы не государство тратило миллиарды гривен на их ежегодную докапитализацию, а наоборот, банки приносили доход государству. Стратегию готовит не только Минфин. Это документ, который учитывает мнение и рекомендации международных финансовых организаций
– И что собственно этот документ подразумевает?
- Вы знаете, та версия стратегии, на которой мы остановились, которую мы считаем окончательной, которую мы будем презентовать Кабинету министров, она фокусируется не столько на функционале банков, сколько на философии того, как мы управляем государственными интересами в банковском секторе. Мы будем предлагать совершенно новые принципы оперативного управления для госбанков. И именно вот этот подход смены философии оперативного управления приведет к тому, что и операционные приоритеты будут рассматриваться несколько иначе. Что я имею в виду. Мы будем реализовывать механизмы, лучшую международную практику в корпоративном управлении государственными компаниями или государственными банками. То есть это полная деполитизация управления госбанками. Независимые наблюдательные советы, полностью профессионально ориентированные, ответственность и отчетность правления, менеджмента банков. Соответственно, в новой системе менеджмент банков будет нести ответственность за результат, и это будет приоритетом и прерогативой менеджмента и независимого наблюдательного совета решать, где банк должен быть более активен. Государство, правительство задает очень общее направление. Поскольку мы считаем, что ключевые банки имеют разный операционный опыт и операционные преимущества в конкретных сегментах. В первую очередь мы говорим о двух наибольших банках – о “Укрэксимбанке” и “Ощадбанке”. Мы говорим о том, что “Ощадбанк” имеет развитую филиальную сеть, имеет опыт работы с розницей, имеет опыт работы с отдельными корпоративными секторами, поэтому он будет фокусироваться на этом. “Укрэксимбанк”, как совершенно очевидно из названия, должен фокусироваться на поддержке украинского экспорта, на поддержке экспортоориентированных компаний.
– Когда можно ожидать утверждения стратегии?
- До конца этого месяца.
– Означает ли это, что завтра, например, всех крупных промышленных клиентов просто заберут у “Ощадбанка” в “Укрэксимбанк”, а у “Укрэксимбанка” заберут вкладчиков депозитов и переведут в “Ощадбанк”.
- Очень правильная постановка вопроса. Нужно четко дать сигнал – ни в коем случае такого не произойдет. Мы говорим, что это стратегия. Мы вообще назвали этот документ “Основы стратегического реформирования”. То есть мы говорим о том, что это есть цель, для реализации, которой должно пройти какое-то время. Мы все прекрасно понимаем, что сегодня экономическая ситуация в стране остается достаточно сложной. Банковский сектор – не исключение. Поэтому резкие движения, какие-то шоки в банковском секторе абсолютно неприемлемы. Изменения, о которых мы говорим, они будут проходить в течении нескольких лет.
– Если говорить о последнем громком скандале, связанном с “Ощадбанком”, когда было заявлено, что он лишается гарантий государства по депозитам в следующем году. Как вы можете это прокомментировать?
- Речь идет о том, что полная гарантия по депозитам в “Ощадбанке” связана с полной государственной собственностью “Ощадбанка”. Поскольку мы в нашей стратегии реформирования госбанковского сектора говорим о том, что мы будем продавать части “Ощадбанка” и “Укрэксимбанка” на горизонте до 2019 года, мы, естественно, говорим о том, что по мере прихода инвестора, институционального инвестора, международной финансовой организации в качестве инвестора государство будет отказываться от полной гарантии. Но этот процесс будет связан только с приходом ответственного институционального инвестора в соответствующее банковское учреждение. Никто не говорит о том, что государство сегодня, завтра, послезавтра отказывается от гарантий. Мы это рассматриваем исключительно в контексте дальнейшей продажи долей в банках через несколько лет.
– Так когда все-таки будет приватизация?
- В той стратегической картинке, которую мы предлагаем, мы хотим принять решение и начать диалог с потенциальными инвесторами в 2017 году, чтобы до конца 2019 года закрыть уже первые сделки по продаже миноритарных пакетов.
– Кто это может быть?
- Те, кто сотрудничают с нашими государственными банками многие годы. Это международные финансовые организации, это Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, возможно другие.
– Зачем вообще приватизировать госбанки?
- В мире достаточно мало случаев, где есть 100% собственность госбанков, где они в значительной степени присутствуют на рынке и где это успешно. Государство должно иметь достаточно ограниченную функцию в экономике. Мы об этом говорим и очень много слышим. Особенно в течении последнего года, что доля государственного сектора в украинской экономике завышена. Она не всегда эффективна, это очень часто способствует нецелевому использованию средств. Банковский сектор – не исключение. Мы хотим привести эффективный коммерческий менеджмент в государственный банковский сектор. Самый оптимальный вариант – это привлечение международного инвестора в соответствующий банковский институт.
– Каков полный дедлайн по реализации стратегии?
- Стратегия покрывает период в 10 лет. Ближайшие 4-5 лет – это тот период, на котором мы фокусируем наше внимание, где уровень детализации выше. Второй этап нашей работы уже начат. Мы продолжаем сотрудничество с нашими международными консультантами с МВФ, Мирового банка, ЕБРР относительно тех деталей имплементации стратегии. Речь идет о том, что необходимо подготовить целый пакет законодательных предложений, изменения нормативно-правовой базы, которые позволят нам перейти к формированию независимых наблюдательных советов в государственных банках. А последующий этап – это уже их подготовка к частичной продаже на горизонте 2-4 лет. Некоторые изменения будут достаточно серьезные. Они будут требовать изменения в соответствующие законы. Мы будем работать с Верховной Радой Украины, мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса. Поскольку речь идет о реализации международных принципов прозрачности и эффективности корпоративного управления. В принципе, мы рассчитываем в течении 3-4 месяцев уже выступить с конкретными законодательными инициативами.
– Сколько вы рассчитываете выручить в бюджет?
- Практика прихода международных финансовых организаций в капитал госбанков, она как правило характеризуется не тем, что называется кэш-аут, то есть не выходом предыдущего собственника в деньги, а инвестиции в сам банковский институт. Соответственно, продажа миноритарного пакета – это будет поддержка для банков. Это будут средства, которые позволят банкам еще активнее развивать свою деятельность, активнее кредитовать реальный сектор экономики. Что касается программы дальнейшей продажи, когда мы можем говорить о выходе на IPO или продаже большего пакета стратегическому инвестору, то, безусловно, мы рассчитываем, что тогда бюджет сможет пополнить казну.
Олег Гавриш
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас