Топ-менеджер глобальной компании Luxoft: «Один украинский разработчик по эффективности равен трем индусам» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Топ-менеджер глобальной компании Luxoft: «Один украинский разработчик по эффективности равен трем индусам»

Казна и Политика
1313
Сегодня украинская ІТ-отрасль – одна из самых обсуждаемых в стране. Стартапы привлекают к себе все больше внимания – так, проект Looksery был продан за рекордные для Украины $150 млн американскому мессенджеру Snapchat. Несмотря на это, основную ценность составляют именно крупные международные компании, которых сегодня часто называют аутсорсерами: только в пятерке крупнейших компаний – Epam, Luxoft, Ciklum, GlobalLogic и SoftServe – работает около 15 000 человек. Они приводят валюту в страну и создают огромное количество рабочих мест.
Бывший руководитель компании Luxoft Ukraine (c 2006-го по 2013 год), а ныне вице-президент по глобальным центрам разработки Luxoft Дмитрий Кушнир уверяет: крупнейшие украинские компании уже нельзя называть аутсорсерами. «У каждого есть свой R&D центр, мы предлагаем клиентам полный цикл работ», – отмечает Кушнир. По его словам, многие до конца не осознают пользу западных компаний, которые открывают офис в Украине. Сейчас это единственная возможность для местных специалистов получить опыт взаимодействия с международными клиентами, глобальную экспертизу и навыки работы с крупными заказчиками. В беседе с Forbes Кушнир рассказал, как компании уровня Luxoft способствуют развитию стартапов, за счет чего Украина выигрывает у Индии и почему продолжение обысков может негативно отразиться на дальнейшем развитии индустрии.
– На своем новом посту вы занимаетесь налаживанием стабильной и эффективной работы в офисах по всему миру. Где это делать труднее всего?
– Много сложностей вызывают, и это не секрет, страны вроде Украины и России. Особенно ввиду последнего конфликта, который разгорелся в 2014-м. К тому же есть вопросы к инфраструктуре в разных городах. Основные сложности связаны с удержанием клиентов, сотрудников в ситуации вооруженного конфликта между двумя странами. Но нам удалось сохранить объемы бизнеса и численность персонала в этих странах. В Украине есть большое количество талантливых инженеров и разработчиков. Это и стало причиной, по которой мы, несмотря на трудности, активно набираем персонал.
– Почему открываете офисы в разных городах? Не проще ли, как в Калифорнии, собрать всех под одной крышей?
– Для Калифорнии это действительно проще. Долина стала магнитом для профессионалов со всего мира, и все они стекаются именно в этот регион. Но это фантастически дорого и доступно в основном продуктовым компаниям.
Мы же работаем по несколько другой модели. В Европе, чтобы стать большим, нужно работать в разных городах. Это часто обусловлено требованием заказчика – если он работает в конкретном регионе, то хочет, чтобы компания-исполнитель также имела представительство в конкретном городе. С другой стороны, сейчас Киев немного дороже, поэтому мы стараемся привлекать ребят из других городов.
– Есть мнение, что уровень образования в Украине падает, и помимо былой школы КПИ, ничего не осталось. Вы ежегодно набираете десятки новых сотрудников, в том числе и в региональные офисы. Сложно ли найти людей, и если да, то преимущественно по причине отсутствия профессиональных кадров или большой конкуренции?
– Да, КПИ сейчас действительно главная кузница кадров. Мы даже внутри компании проводили оценку, и «Политех» оказался впереди других. Хорошо готовят ребят в КНУ, НАУ. В стране была построена сильная школа инженеров и разработчиков. Наработки Советского Союза все еще дают о себе знать.
Если же говорить об уровне образования в общем, то оно действительно падает. Преподаватели не получают достаточного вознаграждения, поэтому уходят, оставляя вместо себя либо энтузиастов, либо слабых специалистов. Очевидно, что это негативно сказывается и на уровне образования человека на выходе.
Сейчас помогает менять ситуацию только престиж самой профессии программиста. Они получают хорошую зарплату, имеют возможность без проблем найти работу. Именно поэтому много детей идут учиться на технические специальности – инженеров, программистов, разработчиков. Благодаря этому больших проблем с поиском кадров нет.
– В США большое количество людей в ІТ-компаниях – это не программисты и разработчики, а продавцы, менеджеры, HR и т.д. Какое соотношение у вас?
– Украинские офисы занимаются разработкой продуктов, поэтому по большей части наши сотрудники – это именно инженеры и разработчики, около 85%. Людей, которые продают, у нас не так много. Более 50% бизнеса – «сарафанное радио» или рекомендации, большая часть заказчиков – постоянные клиенты, которые работают с нами на протяжении длительного времени. Мы хорошо себя зарекомендовали, и тратить много ресурсов на поиск новых клиентов не приходится.
– А как же главный аутсорсер мира – Индия? Говорят, что Украине еще далеко до уровня второй самой населенной страны с сотнями тысяч айтишников?
– На самом деле, сейчас Индия – наш основной конкурент, с которым нам следует бороться. Правда, бороться необходимо за внимание клиента. Украинский офис уже получил не одного клиента, который остался недоволен сотрудничеством с индусами – дорого, долго и некачественно. Мы делаем это быстрее, и за приемлемые деньги. Они берут масштабом, но в реальности один наш сотрудник работает с такой же эффективностью, как там три человека. Это указывает, насколько большая разница в качестве. Мы берем дороже, но предоставляем качественное решение.
– Вы говорили о разработке собственных продуктов. О чем речь?
– Одно из направлений, где мы сейчас достаточно сильны – автомобильная отрасль. Сегодня автомобильным компаниям сложно конкурировать только за счет ходовой, двигателя или дизайна. Клиента интересует другое. Люди обращают все больше внимания на внутренние сервисы: карты и навигация, соединение со смартфоном, встроенные службы, системы помощи в управлении автомобилем: сложная электроника с собственным программным обеспечением. И это все мы делаем своими силами. Одна из наших разработок – компьютерное видение. Датчики собирают информацию о реальной ситуации на дорогах, накладывают ее на навигацию, а машина, проанализировав все данные, помогает принять оптимальное решение относительно маршрута. Мы делали это не на заказ, а исходя из того, что нам под силу предложить клиенту уже готовый продукт. В итоге систему продали немцам.
Этого удается достичь за счет хорошего понимания индустрии. Мы много работали с автомобильными брендами, и начали сами понимать, что можно предложить клиенту. Так получилось, что мы начали представлять собственные идеи. В итоге, инвестировав много денег в разработку и потратив на проект три года, наши инженеры показали собственный продукт. Подобным образом сегодня в Украине поступают практически все компании, которые почему-то называют аутсорсом. Мы экспортно-ориентированные компании, создающие в том числе свои продукты.
– Подобные проекты требуют денег. Глобальный офис не боится инвестировать деньги в страну, на границе которой второй год продолжаются боевые действия? К примеру, Augmented Pixels довелось выехать в США, чтобы не терять клиентов.
– Заказчики действительно начали опасаться срыва сроков, когда на востоке шли серьезные бои. Многие клиенты размещают у нас критические проекты, поэтому возможность отсрочки выполнения заказов даже не оговаривалась. Чтобы не терять клиентов, самые важные заказы были частично переданы в другие страны. И тем не менее, весь украинский бизнес удалось удержать, клиентов мы не теряли, как и специалистов.
Сейчас намного проще. Активные боевые действия закончились – и заказчики легче идут на контакт, когда их проекты передают в украинские офисы. Но пока сложные, крупные проекты заводить в страну все еще трудно. R&D также возвращается на прежний уровень во многом благодаря серьезному потенциалу страны. В Украине есть кадры, способные создавать отличные проекты, поэтому привлекать деньги из главного офиса становится проще.
– А как события последних двух лет влияют на сотрудников? Многие просят перевести их в другие страны?
– Самый пик был в прошлом, 2014 году. Люди боялись войны и мобилизации. Часть сотрудников отметили, что готовы отправиться в другую страну, только бы уберечь свои семьи от всего вокруг. Это к слову о том, что людям труднее переезжать с семьями. Современное поколение достаточно мобильно и готово в любой момент уехать. По предварительным данным, за год из страны уехало свыше 5000 человек. С учетом того, что в ІТ-индустрии работает 90 000 людей, цифра неприятно впечатляет.
Европа же радостно всех принимает. Уже сейчас Евросоюзу не хватает 900 000 сотрудников в сфере ІТ. У нас офисы по всему миру, и я отчетливо вижу, что в каждом регионе спрос на айтишников растет. Конкуренция достаточно большая, поэтому иностранные компании легко выходят за пределы своих стран и хантят людей с той же Украины. У нас много квалифицированных кадров, людей охотно приглашают из нашей страны.
К тому же необходимо понимать, что есть большая разница в зарплатах. В Калифорнии вам могут предложить $120 000 компенсации в год, тогда как в Украине – около $30 000.
– Но там дороже жить…
– Жить там действительно дороже, но человек получает отличные условия жизни, может позволить себе гораздо больше, нежели здесь. Он может дать детям лучшее образование, быть уверенным в своем будущем. Что хуже всего, сейчас иностранные компании все активнее берутся переманивать украинских ІТ-специалистов к себе, предлагая не только высокие зарплаты, но и лучшие условия жизни.
– Проблема украинских ІТ-компаний не только в «хорошей» Европе, но и в желании сотрудников поработать на себя. Уже не раз видел, что украинские стартапы запускают выходцы из Luxoft, Ciklum и других компаний. Как вы относитесь к тому, что обученный вами сотрудник оставляет компанию?
– На самом деле, это стандартный сценарий. В крупных компаниях ребята получают массу знаний, работают над сложными проектами, приобретают навыки сотрудничества и общения с международными клиентами. Здесь они нарабатывают опыт глобального уровня, чего не даст ни один украинский вуз. Более того, мы постоянно не только учим наших сотрудников «писать код», но и повышаем их квалификацию в разных направлениях. К примеру, мы учим ребят инвестиционному банкингу, работе в автомобильной отрасли. Это знания, которые в стране могут дать лишь несколько компаний.
Люди получают серьезную экспертизу. И те из них, у кого достаточно азарта и желания стать самостоятельным предпринимателем, охотно отправляются создавать свои проекты. Правда, часто бывает такое, что в итоге люди возвращаются к нам обратно. Как известно, из сотни стартапов успешными становятся единицы.
– Несмотря на ряд преимуществ от пребывания крупных международных компаний в стране, в Украине у них сложился некий негативный имидж. В то же время стартапы, которые по большей части работают за границей, стали местными героями. Как так получилось?
– Не секрет, что имидж Кремниевой долины вышел далеко за пределы Штатов. Конечно же, это впечатляет, когда из гаражной команды вырастает компания с выручкой в сотни миллионов ежегодно. И это действительно круто – нечего скрывать. Другое дело, что достигнуть подобного удается лишь малому числу команд. Весь этот блеск перенесся и на Украину, где у молодых ребят есть желание создавать свои удивительные продукты. И в этом нет ничего плохого.
Возможно, нам самим необходимо немного больше о себе рассказывать, показывать наши разработки. Для понимания, сейчас в Luxoft идет работа над 800 проектами. Только украинские инженеры и разработчики ведут две сотни проектов. И каждый из них по-своему интересный. Та же автомобильная отрасль, банковский сектор.
При этом наша отрасль активно способствует созданию рабочих мест в Украине. Крупные международные компании, которые открывают свои аутсорс-офисы в стране, дают людям работу и хорошую заработную плату. А деньги люди тратят именно у себя в стране, развивается внутренний рынок. Открытие офиса ведет за собой рост доходов партнеров, с которыми мы работаем. Мы используем огромное количество сервисов, инфраструктуру, за которые платим местным компаниям.
Впрочем, стоит отметить, что несмотря на большую популярность стартапов, им сейчас в стране также нелегко. Во-первых, нет законодательства, которое бы защищало разработки наших ребят внутри страны. Они получают патенты на технический образец, что ничего не значит. Приходится ехать в США и получать полноценные документы, которые в случае чего позволят защитить свои разработки.
Во-вторых, вообще нет законодательства для выдачи опционов на акции сотрудникам. А ведь для многих стартапов это основа работы с профессиональными кадрами, готовыми работать за будущий успех. В-третьих, если вы работаете с железом, кошмаром будет таможня. Сначала необходимо завести компоненты, потом вывезти готовый продукт – это требует огромных усилий. Нашему государству есть над чем работать. К тому же комьюнити, которое собралось в этой среде, готово помочь.
– Государство почему-то откладывает эту самую работу. Сейчас самый пик, бум стартапов. Казалось бы, самое время что-то менять.
– Сейчас в стране есть ряд отраслевых ассоциаций, несколько крупных международных ІТ-компаний, инициативные группы. Все работают на то, чтобы получить поддержку со стороны государства, министерств, парламента. Мы можем больше вкладывать сил в информирование представителей государственного аппарата, что такое ІТ-отрасль, и какой потенциал у нее есть. Также для улучшения ситуации необходимо привлекать больше западных компаний, которые принесут свой глобальный опыт и знания. Польше, к примеру, это сильно помогло.
– В последние несколько месяцев в Украине прошел ряд обысков крупных компаний, среди которых тот же Luxoft. Причем, часто причины достаточно непрозрачны, а методы – жестоки. Реакция со стороны государства непонятна, не говоря уже о силовых структурах, которые эти обыски проводят. Если такое продолжится, может ли наступить момент, когда компании уровня Luxoft начнут уходить из Украины?
– Каждый подобный обыск – действительно сильный удар по репутации как Украины, так и конкретной компании. Мы – крупная международная структура, и подобные действия вызывают вопросы со стороны клиента, который размещает здесь критические для себя проекты. Когда обыски проходят таким нецивилизованным образом, это вызывает опасения. И очевидно, что если подобное будет продолжаться в таком же духе, компании либо начнут терять клиентов, либо задумаются о переносе разработки в другие страны. Допускать последнее, что очевидно, не хотелось бы.
Решить проблему можно довольно просто – соблюдать некий «кодекс чести»: не выламывать двери, не блокировать работу сотрудников, не отбирать мобильные телефоны. ІТ-отрасль готова сотрудничать, предоставлять информацию и документы. Единственное, чего мы требуем: чтобы все было на законных основаниях и цивилизованно. Этого сейчас сильно не хватает.
А ведь у страны действительно большой потенциал. До 2013-го именно украинский офис в Luxoft наиболее динамичен в развитии, мы ежегодно росли на 20-30%. Если государство сможет обеспечить стабильность и безопасность, уже в ближайшие пару лет мы можем вырасти в два раза. Как и вся индустрия.
Илья Кабачинский
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас