124
Реформа энергорынка: станет ли независимый регулятор панацеей от коррупции
— Энергетика
_ До конца текущей парламентской сессии депутаты под давлением западных доноров должны принять закон о НКРЭКУ. Последняя версия данного законопроекта была на этой неделе отправлена на согласование в секретариат Энергетического сообщества. Основная цель документа – сделать регуляторный орган в энергетике и сфере коммунальных услуг независимым от правительства и олигархов. Однако палка может получиться о двух концах – не слишком ли много независимых полномочий окажется у самого регулятора?_
Пора взрослеть
За это время в Верховную раду различных созывов было передано немало самих законопроектов о независимом статусе НКРЭКУ (ранее НКРЭ). Однако все они не доходили даже до первого чтения. Причина многолетнего торможения – нереформированность энергетических отраслей страны. В условиях государственной монополии на оптовую торговлю электроэнергией и монопольного положения «Нафтогаза Украины» конкуренция между бизнес-административными группами за влияние на энергетические рынки носила подковерный характер.
К примеру, в зависимости от смены правительств, чиновничья милость то склонялась в пользу ДТЭК и отворачивалась от «Энергоатома», то наоборот. Независимый регуляторный арбитр при этом в принципе никому не был нужен. Да и не особо укладывается в головах отечественных госуправленцев сама мысль о какой-то независимой от них регуляторной власти.
Например, замминистра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик в комментарии Forbes вспомнил о том, как он еще в начале нулевых, пребывая в должности председателя НКРЭ, пытался вложить мысль о независимой Нацкомиссии в уши Леонида Кучмы: «Леонид Данилович тогда взял молчаливую паузу, посмотрел пристально на меня и сказал: «Я не понял, ты что, от меня хочешь быть независимым, что ли?»
С тех пор ментальность управленческого истеблишмента в стране почти не изменилась. И, тем не менее, в 2015 году реальная работа по законопроекту активизировалась. Этому поспособствовали меморандум между Украиной и ЕС о предоставлении 1,8 млрд евро макрофинансовой помощи, а также проект Всемирного банка о выделении Украине второй программной ссуды на политику развития.
С целью возможности получения этих денег Киев взял на себя обязательства принять закон о независимом статусе регулятора. Кроме того, никто не отменял требования Третьего энергетического пакета ЕС, особенно на фоне стартовавшего процесса создания конкурентных рынков газа и электроэнергии. А эффективным рынкам нужен полноценный регулятор.
Так, в сентябре этого года состоялась презентация стратегической консультативной группы по доработке кабминовского законопроекта №2966 «О Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг». Группа объединила усилия парламентариев, участников рынка, экспертов и зарубежных консультантов. Результатом работы группы стала доработанная версия документа, которая должна лечь в основу обновленного законопроекта и которую депутаты могут вынести на первое чтение уже в ближайшее время.
По словам нардепа Ольги Бельковой, у нынешнего парламента достаточно политической воли, чтобы принять закон уже до конца этого года. Однако пока дело упирается в процедурные вопросы, а именно: как быть с кабминовским морально устаревшим законопроектом, который также зарегистрирован в парламенте?
«Или правительство прислушается к нам и международным консультантам и перегруппирует законопроект, или же мы сформируем политическую группу, которая вынесет свой», – предупреждала ранее Белькова.
Многоступенчатый отбор
Политическая независимость достигается закреплением юридического статуса комиссии как независимого органа власти, который не подчиняется ни президенту, ни Кабмину, ни Верховной раде. Согласно доработанной версии законопроекта №2966, в состав НКРЭКУ входят семь членов, которые избираются на шесть лет с обеспечением периодической ротации.
Выбор членов комиссии осуществляется на конкурсной основе, при этом состав самой конкурсной комиссии из пяти человек формируется по квотному принципу. Наиболее вероятностный вариант состава – по два человека от президента и Верховной рады, и один – от Кабмина. Эти люди подают президенту на утверждение по две кандидатуры на каждую вакансию члена комиссии, и он выбирает одного из них. Председателя НКРЭКУ избирает сама «семерка» путем тайного голосования. То есть председатель, таким образом, должен пройти 4-ступенчатый дифференцированный отбор. Члены НКРЭКУ также не будут иметь права участвовать в деятельности политических партий.
Функциональная независимость обеспечивается неприятием НКРЭКУ каких-либо прямых инструкций со стороны любых органов государственной власти или частных структур. Решения комиссии будут являться обязательными, не будут подлежать согласованию, пересмотру, вето, и могут быть оспорены только в судебном порядке. Члены комиссии не смогут быть собственниками корпоративных прав субъектов в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Финансовая независимость обеспечивается из спецфонда госбюджета, который наполняется из взносов субъектов отрасли. НКРЭКУ должна быть обеспечена достаточными кадровыми и финансовыми ресурсами для выполнения своих обязанностей.
В свою очередь, по словам директора компании «ТрансЭнергоКонсалтинг» Светланы Голиковой, комиссия должна быть коллегиальным, публичным органом, который ведет свою деятельность как квазисудебная система. В частности, законопроект запрещает практику личного приема посетителей отдельно взятым членом НКРЭКУ. Все решения органа принимаются на открытых заседаниях с допуском всех заинтересованных лиц из числа участников рынка, потребителей, экспертов, представителей общественности и СМИ.
Независимости может оказаться много
Разнятся и источники финансирования комиссий. В Австрии и Великобритании это целевые сборы из участников рынков. В других странах – госбюджет. Численность сотрудников комиссий тоже разная. В регуляторном органе Великобритании, который занимается только энергетикой, это полтысячи человек. В то же время средняя численность по странам ЕС – 226,5 человека. Средний годовой бюджет национальных комиссий в Европе – 15,7 млн евро. Для сравнения: у НКРЭКУ на нынешний год – 50 млн гривен.
Однако практика создания конкурсных комиссий для выбора комиссионеров в целом для ЕС нехарактерна. В этом смысле Украина может оказаться впереди Европы. Как отмечает президент DIXI Group Елена Павленко, западные консультанты подталкивают Украину к созданию наиболее совершенного законодательства в регуляторной сфере, которое обеспечит максимально возможную независимость НКРЭКУ.
«У нас начинают возникать опасения, не слишком ли много независимости мы предоставим комиссии, и к какому эффекту это приведет в украинских условиях? Если посмотреть на полномочия и обязанности будущей НКРЭКУ, то в ней должны работать высокоморальные и высокопрофессиональные люди. Но что будет, если в члены комиссии попадет кто-то не тот?» – задается вопросом Павленко.
Ее обеспокоенность имеет право на существование, если учесть, что НКРЭКУ будет лицензировать, регулировать, контролировать, проверять и штрафовать деятельность субъектов в огромном сегменте национальной экономики, оборот которого сопоставим с размером государственного бюджета страны.
Олег Кильницкий
По материалам: Forbes.ua
Поделиться новостью
Также по теме
Украина уже закачала в хранилища больше газа, чем на те же даты 2024 года
США ввели санкции против международной сети, которая помогает Ирану продавать нефть
США планируют увеличить стратегические запасы урана для развития ядерной энергетики
Хранилища газа в ЕС заполнены рекордно низко за последние 3,5 года
Украина с 1 октября ограничит импорт индийского топлива
Словакию и Венгрию предупредили о последствиях за покупку российской нефти