Реформа энергорынка: станет ли независимый регулятор панацеей от коррупции — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Реформа энергорынка: станет ли независимый регулятор панацеей от коррупции

Энергетика
123
_ До конца текущей парламентской сессии депутаты под давлением западных доноров должны принять закон о НКРЭКУ. Последняя версия данного законопроекта была на этой неделе отправлена на согласование в секретариат Энергетического сообщества. Основная цель документа – сделать регуляторный орган в энергетике и сфере коммунальных услуг независимым от правительства и олигархов. Однако палка может получиться о двух концах – не слишком ли много независимых полномочий окажется у самого регулятора?_
Пора взрослеть
За это время в Верховную раду различных созывов было передано немало самих законопроектов о независимом статусе НКРЭКУ (ранее НКРЭ). Однако все они не доходили даже до первого чтения. Причина многолетнего торможения – нереформированность энергетических отраслей страны. В условиях государственной монополии на оптовую торговлю электроэнергией и монопольного положения «Нафтогаза Украины» конкуренция между бизнес-административными группами за влияние на энергетические рынки носила подковерный характер.
К примеру, в зависимости от смены правительств, чиновничья милость то склонялась в пользу ДТЭК и отворачивалась от «Энергоатома», то наоборот. Независимый регуляторный арбитр при этом в принципе никому не был нужен. Да и не особо укладывается в головах отечественных госуправленцев сама мысль о какой-то независимой от них регуляторной власти.
Например, замминистра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик в комментарии Forbes вспомнил о том, как он еще в начале нулевых, пребывая в должности председателя НКРЭ, пытался вложить мысль о независимой Нацкомиссии в уши Леонида Кучмы: «Леонид Данилович тогда взял молчаливую паузу, посмотрел пристально на меня и сказал: «Я не понял, ты что, от меня хочешь быть независимым, что ли?»
С тех пор ментальность управленческого истеблишмента в стране почти не изменилась. И, тем не менее, в 2015 году реальная работа по законопроекту активизировалась. Этому поспособствовали меморандум между Украиной и ЕС о предоставлении 1,8 млрд евро макрофинансовой помощи, а также проект Всемирного банка о выделении Украине второй программной ссуды на политику развития.
С целью возможности получения этих денег Киев взял на себя обязательства принять закон о независимом статусе регулятора. Кроме того, никто не отменял требования Третьего энергетического пакета ЕС, особенно на фоне стартовавшего процесса создания конкурентных рынков газа и электроэнергии. А эффективным рынкам нужен полноценный регулятор.
Так, в сентябре этого года состоялась презентация стратегической консультативной группы по доработке кабминовского законопроекта №2966 «О Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг». Группа объединила усилия парламентариев, участников рынка, экспертов и зарубежных консультантов. Результатом работы группы стала доработанная версия документа, которая должна лечь в основу обновленного законопроекта и которую депутаты могут вынести на первое чтение уже в ближайшее время.
По словам нардепа Ольги Бельковой, у нынешнего парламента достаточно политической воли, чтобы принять закон уже до конца этого года. Однако пока дело упирается в процедурные вопросы, а именно: как быть с кабминовским морально устаревшим законопроектом, который также зарегистрирован в парламенте?
«Или правительство прислушается к нам и международным консультантам и перегруппирует законопроект, или же мы сформируем политическую группу, которая вынесет свой», – предупреждала ранее Белькова.
Многоступенчатый отбор
Политическая независимость достигается закреплением юридического статуса комиссии как независимого органа власти, который не подчиняется ни президенту, ни Кабмину, ни Верховной раде. Согласно доработанной версии законопроекта №2966, в состав НКРЭКУ входят семь членов, которые избираются на шесть лет с обеспечением периодической ротации.
Выбор членов комиссии осуществляется на конкурсной основе, при этом состав самой конкурсной комиссии из пяти человек формируется по квотному принципу. Наиболее вероятностный вариант состава – по два человека от президента и Верховной рады, и один – от Кабмина. Эти люди подают президенту на утверждение по две кандидатуры на каждую вакансию члена комиссии, и он выбирает одного из них. Председателя НКРЭКУ избирает сама «семерка» путем тайного голосования. То есть председатель, таким образом, должен пройти 4-ступенчатый дифференцированный отбор. Члены НКРЭКУ также не будут иметь права участвовать в деятельности политических партий.
Функциональная независимость обеспечивается неприятием НКРЭКУ каких-либо прямых инструкций со стороны любых органов государственной власти или частных структур. Решения комиссии будут являться обязательными, не будут подлежать согласованию, пересмотру, вето, и могут быть оспорены только в судебном порядке. Члены комиссии не смогут быть собственниками корпоративных прав субъектов в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Финансовая независимость обеспечивается из спецфонда госбюджета, который наполняется из взносов субъектов отрасли. НКРЭКУ должна быть обеспечена достаточными кадровыми и финансовыми ресурсами для выполнения своих обязанностей.
В свою очередь, по словам директора компании «ТрансЭнергоКонсалтинг» Светланы Голиковой, комиссия должна быть коллегиальным, публичным органом, который ведет свою деятельность как квазисудебная система. В частности, законопроект запрещает практику личного приема посетителей отдельно взятым членом НКРЭКУ. Все решения органа принимаются на открытых заседаниях с допуском всех заинтересованных лиц из числа участников рынка, потребителей, экспертов, представителей общественности и СМИ.
Независимости может оказаться много
Разнятся и источники финансирования комиссий. В Австрии и Великобритании это целевые сборы из участников рынков. В других странах – госбюджет. Численность сотрудников комиссий тоже разная. В регуляторном органе Великобритании, который занимается только энергетикой, это полтысячи человек. В то же время средняя численность по странам ЕС – 226,5 человека. Средний годовой бюджет национальных комиссий в Европе – 15,7 млн евро. Для сравнения: у НКРЭКУ на нынешний год – 50 млн гривен.
Однако практика создания конкурсных комиссий для выбора комиссионеров в целом для ЕС нехарактерна. В этом смысле Украина может оказаться впереди Европы. Как отмечает президент DIXI Group Елена Павленко, западные консультанты подталкивают Украину к созданию наиболее совершенного законодательства в регуляторной сфере, которое обеспечит максимально возможную независимость НКРЭКУ.
«У нас начинают возникать опасения, не слишком ли много независимости мы предоставим комиссии, и к какому эффекту это приведет в украинских условиях? Если посмотреть на полномочия и обязанности будущей НКРЭКУ, то в ней должны работать высокоморальные и высокопрофессиональные люди. Но что будет, если в члены комиссии попадет кто-то не тот?» – задается вопросом Павленко.
Ее обеспокоенность имеет право на существование, если учесть, что НКРЭКУ будет лицензировать, регулировать, контролировать, проверять и штрафовать деятельность субъектов в огромном сегменте национальной экономики, оборот которого сопоставим с размером государственного бюджета страны.
Олег Кильницкий
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас