Елизавета Ревило: Как НКЦБФР трактует европейские принципы
В августе – сентябре Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) был принят ряд решений о приостановлении торговли на фондовых биржах ценными бумагами отдельных эмитентов, а также было активное освещение этих решений в средствах массовой информации.
Ассоциация «Украинские фондовые торговцы» провела опрос среди членов организации, чтобы определить степень поддержки профучастниками действий НКЦБФР по очистке фондового рынка от” мусорных “ценных бумаг.
По результатам опроса, из 224 респондентов (около 60% торговцев ценными бумагами) 72,65% поддерживают действия регулятора по очистке рынка, не согласны с ними – 27,35% опрошенных. На вопрос о методах, которыми должен руководствоваться регулятор для очистки рынка 93,3% ответили, что исключительно правовыми, в пределах полномочий и процедур регулятора, однако 6,7% респондентов считают, что главное достижение цели, а методы могут быть любыми.
За последние 10 лет участники рынка неоднократно видели борьбу регулятора с “мусорными” бумагами или ценными бумагами эмитентов, имеющих признаки фиктивных. Каждый состав Комиссии, как на “предвыборной кампании”, ставит своей целью очистить рынок от “таких” эмитентов. И каждый состав Комиссии выводил с рынка значительный объем этих бумаг. Но никогда раньше эти процессы не сопровождались столь бурным обсуждением “достижений”. В случае с другими составами Комиссии, действия были юридически обоснованными и прогнозируемыми.
Безусловно, вывод с рынка ценных бумаг эмитентов, признанных фиктивными, необходимо, и в целом АУФТ не может не поддержать этот процесс, как одну из задач Комиссии.
Однако, необходимо рассматривать процесс вывода с рынка ценных бумаг фиктивных эмитентов в контексте ассоциации Украины с европейским сообществом и имплементации европейских принципов и стандартов, то есть с соблюдением принципа верховенства права.
А что происходит сегодня?
НКЦБФР в целях защиты инвесторов в ценные бумаги и государства на основании п. 16 ст. 8 ЗУ о госрегулировании рынка ценных бумаг в Украине решениями индивидуального действия останавливает на определенный срок торговлю ценными бумагами отдельных эмитентов исключительно на фондовой бирже.
В преамбуле эти решения содержат лишь ссылки на пункт упомянутого Закона и не раскрывают оснований, которые бы обосновывали применения такого права НКЦБФР и требовали принятия такого решения. Напротив, в документах, принятых за прошедшие периоды, такая ссылка на основания, обстоятельства или входные документы содержалась обязательно. Такими основаниями были, например: обращение Фонда государственного имущества Украины, обращения народного депутата Украины, информация от члена Комиссии по ситуации, которая сложилась вокруг эмитента и др.
Особенностью полномочия НКЦБФР, которое использует регулятор, является отсутствие производного нормативного акта, который бы устанавливал четкие обстоятельства, основания для применения этого полномочия, порядок документального оформления и фиксирования таких оснований, требования к аналитическим / экспертным документам, процедуру принятия решения.
Следует констатировать, что на сегодняшний день, несмотря на то, что защита прав инвесторов является основной задачей НКЦБФР и этому вопросу посвящены многочисленные нормативные акты, как оказалось, такой процедурный документ крайне необходим в целях контроля за действиями регулятора.
После анализа действующей нормативной базы и документов с 2005 года, которые ссылались на указанное выше полномочие НКЦБФР, у Ассоциации все еще остаются вопросы: почему регулятор, как и в прошлые периоды, не ссылается на обстоятельства / основания, которые для каждого из эмитентов являются отдельными, а пытается в своих решениях применить положения огульно, то есть общих для всех, не дифференцируя?
Однако, представители НКЦБФР при публичном обсуждении принимаемых решений, ссылались на основания и признаки фиктивности эмитентов. На основании ЗУ о госрегулировании рынка ценных бумаг в Украине НКЦБФР по отношению к фиктивным эмитентам наделяется следующими правами: останавливать оборот ценных бумаг эмитента в связи с включением его в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности (п. 5-1 ст. 8) и подавать иск в суд о ликвидации юридического лица – эмитента в связи с включением его в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности.
Итак, если Комиссия ссылается на признаки фиктивности, то и действовать она должна в рамках указанных прав и останавливать оборот ценных бумаг только после включения эмитента в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности и никак иначе.
Однако, включения в реестр не было, а следовательно НКЦБФР неправомерно ссылается на признаки фиктивности, обосновывая свои решения и вводит в заблуждение участников рынка. И даже если мы имеем пробелы в законодательстве по применению п. 16 ст. 8, недопустимым является подведение нормативной базы по определению признаков фиктивности под решение по защите прав инвесторов, даже если на первый взгляд одно вытекает из другого.
Добавим, что, учитывая состояние экономики в стране, большая часть эмитентов имеют одну или две признаки фиктивности, и даже когда таких признаков будет больше четырех, у регулятора возникает право, а не обязанность правоприменения.
Поэтому, участники рынка, как и СРО, должны требовать от НКЦБФР четкого объяснения причин и документально оформленных аналитических / экспертных документов, определяющих какие именно права инвесторов были нарушены, какие документы это доказывают и каким образом НКЦБФР стало известно о таком нарушении (обращение инвестора и т.д.), а также информацию об открытых дела о правонарушениях, при этом следует заметить, что эти документы должны предшествовать дате принятия НКЦБФР соответствующего решения.
По мнению Ассоциации «Украинские фондовые торговцы», действия НКЦБФР без предоставления соответствующей информации участникам рынка будут иметь обратный эффект и подорвут доверие как к самой работе регулятора так и к рынку в целом. Мы уверены, что только смелые, но взвешенные шаги участников рынка, НКЦБФР и СРО по поводу предложений, направленных на действительно реформирование и дерегуляцию на фондовом рынке, и решительный правовая позиция, будут основой для нового фондового рынка Украины.
Елизавета Ревило, Президент СРО Ассоциация «Украинские фондовые торговцы»
По материалам: Файненс.ЮА
Поделиться новостью