Правительство ужесточает правила рекламы в медицинской отрасли


Правительство ужесточает правила рекламы в медицинской отрасли

Кабинет министров намерен ужесточить правила рекламы в сфере здравоохранения – на сей раз чиновники взялись за рекламу диетических добавок. Из-за правительственных инициатив их поставщики, особенно продающие товары под видом лекарств, могут пострадать от оттока клиентов. Однако вскоре они переориентируются на другие каналы продвижения своей продукции, считают эксперты.

Правки на добавки

7 октября, Кабинет министров должен рассмотреть законопроект, который существенно ужесточает правила рекламы в медицинской сфере. По данным источника РБК-Украина на фармрынке, вчера, 6 октября, этот документ был поддержан правительственным комитетом по вопросам гуманитарного развития и социальной политики. Законопроект подготовлен Министерством здравоохранения.

В частности, чиновники предлагают дополнить закон “О рекламе” нормой о том, что в рекламе диетических добавок запрещается указывать контактные номера телефонов.

Кроме того, законопроектом предложено запретить указывать контактные номера телефонов в печатных изданиях и во время трансляции информационных и информационно-аналитических программ, передач на медицинскую тематику. Исключения составит реклама учреждений здравоохранения и физических лиц-предпринимателей, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан с целью урегулирования ситуации, которая сложилась в связи со злоупотреблением лицами, реализующими диетические добавки населению в качестве лекарственных средств. А именно – исключить ситуации, когда по телефону, вводя в заблуждение, в качестве лекарств реализуются диетические добавки.

Также в пояснительной записке Минздрав указывает, что обращения относительно возможных мошеннических действий таких лиц направлялись в Министерство внутренних дел. Но в ответ от него Минздрав получает лишь сообщения о приостановлении проверок по данным обращениям “в связи с отсутствием фактов, которые указывали бы на наличие уголовного правонарушения”.

“Во время проведения рабочего совещания по данному вопросу с представителями госорганов, правоохранительных ведомств, в том числе и СБУ, поступили предложения относительно законодательного урегулирования ситуации. В связи с этим, а также из-за продолжающихся обращений от обманутых граждан, Минздрав и решил подготовить данный законопроект”, – указывается в пояснительной записке.

Удар по схемам и по СМИ

Председатель правления Союза потребителей медуслуг, лексредств и изделий медназначения Владислав Онищенко поддерживает принятие инициативы Минздрава. По его словам, в Украине очень сильно развита описанная Минздравом схема.

“Фактически мошенники при рекламировании своих якобы чудодейственных лекарств указывают номер телефона кол-центра, позвонив куда можно купить эти препараты. После того как люди звонят по этим номерам, сотрудники кол-центров начинают оказывать на них психологическое давление, навязывают покупку тех или иных препаратов”, – пояснил Владислав Онищенко.

В частности, по его словам, сотрудники кол-центров узнают у позвонивших их жалобы на то или иное состояние организма, заболевания и тому подобное, после чего перезванивают и сообщают, что для таких пациентов у них есть тот или иной препарат или даже их набор.

“Если пациент отказывается, то звонки продолжаются постоянно, в течение месяцев, с тем, чтобы заставить позвонившего купить продукт. Фактически оказывается жесткий психологический прессинг с целью продать якобы лекарства, которые на самом деле не нужны”, – отметил Владислав Онищенко.

Он также рассказал, что стоимость таких продуктов начинается от 2-3 тыс. грн, и их покупают, как правило, пенсионеры или пациенты с тяжелыми заболеваниями.

“После того как врачи не помогли, люди идут к шарлатанам и гадалкам”, – пояснил Владислав Онищенко.

При этом он отметил, что сейчас в Украине можно проконтролировать рекламу и способ ее донесения до потребителя, но вот сам разговор по телефону между клиентом и сотрудниками таких кол-центров – невозможно.

“Это было узкое место, которое в случае принятия данного закона парламентом будет убрано с фармрынка”, – резюмировал Владислав Онищенко.

Вместе с тем генеральный директор “Украинской ассоциации издателей периодической прессы” Алексей Погорелов не поддерживает данную инициативу Кабмина. По его словам, ассоциация не поддерживает почти все инициативы, направленные на сокращение рекламного рынка и уменьшение экономической самостоятельности СМИ.

“Запреты, как правило, не действуют на тех людей, которые не собираются соблюдать законодательство. Запреты действуют для законопослушных граждан”, – объяснил он такую позицию.

По словам Алексея Погорелова, если продавцам биологически активных добавок (БАДов), диетических добавок запретят размещать в рекламе телефоны, они переориентируются на размещение рекламы в интернете, будут раздавать флайеры и т. д., поскольку не заинтересованы размещать рекламу без контактов. При этом он отметил, что категория БАДов, диетических добавок занимает существенную долю в общей рекламе в медиа, доходя до 10-15% в региональных СМИ.

“Чиновники борются с последствиями, а не с причинами. Вместо запретов им стоит реформировать систему здравоохранения, пропагандировать такие ценности, как здоровый образ жизни и тому подобное”, – заключил Алексей Погорелов.

Дмитрий Уляницкий

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua