Украинцам грозит подорожание услуг коммунального транспорта — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинцам грозит подорожание услуг коммунального транспорта

Личные финансы
500
Правительство намерено передать все полномочия по установлению тарифов на услуги коммунального транспорта местным органам власти. Скорее всего, это приведет к подорожанию проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях. В большинстве своем сейчас тарифы на услуги коммунального транспорта установлены ниже себестоимости – разницу местные органы власти стараются “выбить” из госбюджета в виде различных дотаций и субвенций. А после получения всех полномочий в тарифном вопросе местным властям придется или компенсировать разницу из своего кармана, или поднимать цены на проезд.
Все полномочия вниз
Кабинет министров поддержал идею о передаче местным органам власти полномочий по утверждению порядка формирования тарифов на услуги городского электрического и автомобильного транспорта. Об этом идет речь в законопроекте, разработанном Министерством инфраструктуры.
Как сообщил начальник отдела развития городского электрического транспорта Мининфраструктуры Виктор Гриценко, законопроект прошел процедуру согласования с заинтересованными органами и одобрен на заседании правительства. В ближайшее время он будет зарегистрирован в Верховной Раде.
Напомним, сейчас полномочия по утверждению порядка и методики расчета тарифов на услуги городского электрического и автомобильного транспорта находятся у Министерства инфраструктуры. В свою очередь, на основании этих порядков и методик непосредственно тарифы устанавливают местные органы власти.
Заместитель исполнительного директора “Ассоциации городов Украины” Александр Слобожан заявил, что его объединение поддержало данный законопроект.
“Сейчас порядок формирования тарифов устанавливает Министерство инфраструктуры, а на основании этих порядков устанавливаются сами тарифы, которые, к сожалению, не покрывают себестоимость перевозки. Местные органы власти после этого обращаются за субвенцией к правительству, однако она все равно не покрывает разницу между установленным тарифом и себестоимостью”, – пояснил свою позицию Александр Слобожан.
В случае же передачи полномочий по утверждению порядка и методик установления тарифов местному самоуправлению, у местных органов власти увеличатся и финансовые обязательства. Разработанный Мининфраструктуры законопроект декларирует, что при установлении уровня тарифа, который не покрывает затрат на перевозку пассажиров, затраты перевозчика компенсируются уполномоченным органом, который утверждает тарифы, за счет местных бюджетов.
В то же время Виктор Гриценко пояснил, что законопроект был разработан Мининфраструктуры с целью реализации положений коалиционного соглашения и плана деятельности правительства.
По мнению Мининфраструктуры, принятие законопроекта будет способствовать:
  • внедрению инновационных механизмов тарифообразования (введение принципиально новых подходов), в зависимости от особенностей социально-экономической ситуации городов;
  • решению вопроса о механизме субсидирования из городских бюджетов расходов транспортных предприятий, которые не покрываются в полном объеме, и возникают в результате регулирования тарифов на перевозку пассажиров;
  • обеспечению баланса между платежеспособным спросом на услуги и объемом расходов на их предоставление;
  • повышению эффективности работы органов местного самоуправления в части формирования тарифов на проезд.
У всех по-разному
Как пояснил бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава, передача права устанавливать порядки расчетов тарифов на местный уровень позволит властям самостоятельно утверждать методику, исходя из местной специфики.
“Например, это касается расчета тарифа на проездные билеты и их срок действия. В одних городах, где пассажиры ездят без пересадок, может в стоимости проездного быть учтено меньшее количество поездок, чем в городах, где большинство пассажиров вынуждены ездить с пересадками”, – отметил он.
Также это будет касаться возможных видов проездных билетов и расчетов их стоимости, продолжил экс-замминистра.
“Например, в одних городах останутся только месячные проездные, а в других – появятся дневные, трехдневные, двухнедельные и полугодовые”, – предположил он.
Эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев также подтвердил, что передача функции утверждения порядка формирования тарифов на места позволит учитывать специфику различных населенных пунктов, как-то, различный уровень доходов населения, количество населения и т. п.
“Это может существенно отражаться на стоимости пассажиро-километра. Кроме того, различия могут заключаться в разной степени изношенности как путевого хозяйства, так и подвижного состава. Чем они старее, тем большую долю инвестиционной составляющей необходимо закладывать в тариф”, – объяснил эксперт.
Он также подчеркнул, что инициатива Мининфраструктуры позволит, помимо всего прочего, внедрить принцип зональности при формировании тарифов, реализовать принцип “единого билета” и внедрить тарифы в зависимости от времени суток.
Цены вверх
Вместе с тем, внедрение инициативы Мининфраструктуры может привести к повышению стоимости проезда в коммунальном транспорте. В экспертном выводе к законопроекту, подготовленном департаментом развития реального сектора экономики секретариата Кабмина, указано, что одновременно с предоставление местным органам власти новых полномочий, существует риск неконтролируемого возрастания тарифов на услуги городского транспорта.
“Утверждение каждым органом местного самоуправления отдельного порядка формирования тарифов на услуги городского транспорта может привести к ситуации, когда такие порядки, а соответственно и тарифы, будут существенно различаться в разрезе населенных пунктов”, – указано в выводах.
Примерно такое же мнение зафиксировано и в замечаниях к законопроекту от Антимонопольного комитета. По мнению АМКУ, данная инициатива может привести к утрате контроля за тарифообразованием в сферах автомобильного и городского электрического транспорта и, как следствие, к установлению необоснованных тарифов на местах. Что, в свою очередь, приведет к ущемлению интересов потребителей услуг, считают в АМКУ.
Кроме того, в секретариате Кабмина обращают внимание на то, что разработка порядков формирования тарифов потребует привлечения специалистов соответствующей квалификации, которых в органах местного самоуправления, может и не быть.
Виктор Гриценко согласился с тем, что на сегодня тарифы на проезд в трамваях, троллейбусах и автобусах в подавляющем большинстве городов Украины установлены ниже экономически обоснованного уровня. Однако он уверен, что резкого повышения тарифов на проезд не будет, в частности из-за политической составляющей этого вопроса, учета реальных возможностей платежеспособного пассажира, уровня конкуренции и т.д.
“Кроме того, установление механизма тарифообразования, а также повышения уровня тарифов, все равно будут контролироваться соответствующими государственными органами”, – отметил Виктор Гриценко.
Избежать риска неконтролируемого роста тарифов можно будет за счет двух факторов, считает Владимир Шемаев.
“Как правило, большинство маршрутов городского транспорта не являются монополизированными – пассажиры могут выбрать проезд троллейбусами, трамваями, автобусами, “маршрутками”, поэтому в случае резкого подорожания горожане смогут переориентироваться на те или иные альтернативные виды транспорта”, – объяснил он.
Кроме того, по словам эксперта, на методику расчета тарифов горожане смогут повлиять как сообщив свое мнение непосредственно своему представителю в местном совете, так и в будущем поддерживая или нет их на выборах в депутаты местных советов – в зависимости от того насколько они отстаивали мнение горожан, заключил Владимир Шемаев.
Дмитрий Уляницкий
По материалам:
РБК-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас