Почему буксует ProZorro. Госденьги все еще плохо пахнут


Почему буксует ProZorro. Госденьги все еще плохо пахнут

Уже полгода как в Украине тестируется новая система электронных торгов под названием ProZorro.

Ее цель – сделать госзакупки максимально прозрачными и обеспечить потенциальным поставщикам одинаковые условия входа в госсектор.

По сути, это постоянно обновляемая база данных о тендерах и модуль аукциона, к которому подключены сайты партнеров проекта.

На данный момент это площадки Smarttender.biz, E-tender.biz, Dzo.com.ua, Public-bid.com.ua, Newtend.com, Zakupki.prom.ua.

У каждого из этих сайтов есть своя база потенциальных поставщиков. В целом, это сотни тысяч компаний, которым предлагается поучаствовать в торгах.

Однако выяснилось, что половина поставщиков, опрошенных партнерами проекта, даже не хочет получать информацию о государственных тендерах.

Причин обычно две. Это уверенность в том, что сфера коррумпирована, и просто так выиграть тендер нельзя, а также плохая финансовая культура госорганов.

По словам руководителя площадки Zakupki.prom.ua Николая Жандорова, ежемесячно количество участников госзакупок увеличивается вдвое, но их по-прежнему недостаточно. Среднее количество участников – 2,6 на тендер. Это притом, что речь идет о выходе бизнеса на рынок объемом 250 млрд грн в год.

Тендерный дефицит

О нехватке поставщиков говорят и сами госорганы, например, Минобороны, которое уже перевело в электронную форму более половины централизованных закупок по переговорной процедуре – срочные потребности для АТО.

По этой процедуре Кабмин в качестве эксперимента разрешил министерству делать дорогие закупки вещевого и продовольственного обеспечения, медицинского имущества, горюче-смазочных материалов.

Другие ведомства используют Prozorro для допороговых закупок товаров до 100 тыс грн и услуг – до 1 млн грн. Закон, который переведет все закупки на такую систему, разрабатывает Минэкономики.

Как рассказывает администратор электронных закупок Минобороны Павел Кириенко, самые проблемные закупки, где не хватает поставщиков, – это трикотаж, мыло, стиральные машины, сахар, чай, кофе, картонные коробки.

Наибольший ажиотаж, наоборот, вызывают тендеры по закупке предметов вещевого обеспечения воинов АТО: полевые костюмы, головные уборы, берцы. Оружие и техника пока покупаются по старой модели. Часто – у старых поставщиков, которые годами “сидят” на государственных тендерах.

Как пишет сайт “Наші гроші”, 30 июля Минобороны подписало договоры на питание солдат с тремя фирмами на общую сумму 136,37 млн грн.

Одна из этих фирм, по информации издания, связана с экс-депутатом Юрием Иванющенко, другая – с депутатом Белоцерковского райсовета Русланом Березюком, которого признали виновным в даче взятки за поставку консервов Национальной гвардии. Третья компания регулярно кормила армию до 2008 года.

Подобные случаи пугают бизнес и убеждают его в коррумпированности сферы. Правда, Кириенко уверен, что скоро такого не будет.

“Наш эксперимент проходит удачно. Ожидается новый закон о государственных закупках от Минэкономики, который значительно расширит возможность применения электронной процедуры”, – рассказывает он.

Утром деньги, вечером стулья

Вопросы у бизнеса вызывает и финансовая культура заказчика. Государство часто работает по постоплате, и перед поставщиками накапливаются долги.

“Постоплата, безусловно, проблема, но гораздо более серьезной проблемой являются дефицит бюджета и неплатежи”, – рассказал ЭП представитель платформы Public-bid.com.ua. По оценкам площадки, общий долг государства за поставленные товары и услуги за 2012-2014 годы составляет 2-3 млрд грн.

Самые большие должники – налоговики и таможенники. Суммарный долг только этих двух структур – около 100 млн грн по курсу 8 грн за долл.

Госсектор традиционно покупает импортные товары, например, компьютеры и программное обеспечение, без компенсации курсовой разницы.

“Курс регулирует НБУ, но закон о госзакупках делает вид, что такой проблемы нет. Если вы поставили компьютеры в 2012 году по курсу 8 грн за долл, а заплатили вам в 2015 году по курсу 24 грн за долл, вы терпите убытки в размере 60% от суммы сделки. Кабмин осознанно создает долг украинских компаний перед западными поставщиками”, – рассказывает представитель Public-bid.com.ua.

По его словам, на рынке есть ряд западных компаний, которым запрещено поставлять что-либо в госсектор. “Такая вот интеграция в ЕС”, – констатирует он.

Проектный менеджер реформы госзакупок Кристина Гуцалова считает задержку по оплате одним из самых распространенных мифов о госзакупках.

“Нам не удалось найти факты длительных задержек. Минэкономики пыталось собрать эту информацию, чтобы обсудить проблему с казначейством”, – рассказала она. Заказчики в системе ProZorro, по ее словам, платят вовремя.

Как говорит Кириенко, его ведомство обычно платит через пять-семь дней после исполнения договора. Кроме того, у Минобороны есть возможность делать предоплату от 30% до 50%. “Некоторые компании видят риски в работе с госорганами, но мы над этим работаем”, – рассказал он.

По словам Гуцаловой, сроки постоплаты будут анализироваться в каждом конкретном случае. “Если речь идет о простой закупке, конечно, 90 дней постоплаты – это еще один барьер для честного бизнеса”, – говорит она.

В любом случае, проблемы с финансовой дисциплиной госорганов не могут быть решены только через реформу системы госзакупок – понадобится вовлечение казначейства и финансовых контролирующих органов, считает Гуцалова.

И другие вопросы

Пока электронные торги не узаконены, у госорганов остаются возможности для манипуляций. Например, результаты тендера могут быть отменены.

Кроме того, от участника тендера по-прежнему требуется огромный перечень документов, причем в каждом случае разный. Поэтому всегда можно найти “бумажный” повод, чтобы не допустить ту или иную компанию к тендеру, рассказывает директор компании “Детекс” Юрий Штонда.

“Детекс” зарегистрировалась как участник торгов на Zakupki.prom.ua в конце мая. За июнь и июль компания приняла участие в 17 тендерах, победила в шести и еще в одном является потенциальным победителем.

Среди закупщиков, чьи тендеры она выиграла, – “Украинский государственный центр радиочастот”, “Донбасская электроэнергетическая система”, ГП “НЭК “Укрэнэрго”, Днепровское бассейновое управление водных ресурсов, “Чернобыльская АЭС”. Общая сумма выигранных тендеров – 44,5 тыс грн.

Это мелкие тендеры, за участие в которых не пришлось платить. В платных и высокобюджетных тендерах “Детекс” тоже пробовалась, но выиграть не получилось. В одном из них при закупке на 240 тыс грн компания проиграла с разницей всего 40 грн от предложения победителя.

Стоимость участия в тендерах, сумма которых превышает 35 тыс грн, составляет 175 грн. Это немного, но, как рассказывает Штонда, обычно компании подают по 10-20 заявок в день. В месяц получается десятки тысяч гривен, которые могут быть выброшены на ветер, ведь проигравшим сумма взноса не возвращается.

По его мнению, бизнесу больше подходит пакетная модель оплаты, когда компания платит 10 тыс грн и может участвовать в 1 тыс тендеров.

Жандоров говорит, что существующая модель оплаты была разработана и согласована всеми участниками ProZorro с учетом целей и функций пилотного проекта. В будущем модель оплаты будет пересматриваться.

“Вероятно, одно из предложений будет пакетным, но ограничение будет, скорее, временное – год, например, – чем количественное”, – объясняет он.

Виктория Власенко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua