Путь в Европу: как Украина вводит платные автодороги — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Путь в Европу: как Украина вводит платные автодороги

Технологии&Авто
1515
Сегодня истекает срок подачи заявок на строительство первого концессионного объекта в Украине. Речь идет о платной автомагистрали Львов – Краковец. Сегодня же Государственное агентство автомобильных дорог Украины («Укравтодор») раскроет упомянутые заявки, а победителей конкурса объявят 5 января 2016 года. Дорога соединит северный объезд Львова и украинско-польский пограничный пункт пропуска «Краковец».
Сегодняшнее сообщение Львов – Краковец (индекс М10) выглядит как среднестатистическая междугородная украинская дорога. Две полосы движения длиной 109,3 км, расширенные в местах перекрестка. Последний раз объект ремонтировали в рамках подготовки к Евро-2012. Магистраль принадлежит международному транспортному коридору №3, который проходит через Берлин, Дрезден, Вроцлав, Львов и Киев. Существенный недостаток сегодняшней дороги – населенные пункты вдоль магистрали. Это часто приводит к аварийности, которая ограничивает скорость движения транспорта и тормозит транспортный поток. Новая трасса избавится от таких минусов, она будет шире, короче и быстрее. Четыре полосы движения, 84,4 км длины и максимальные 120 км/ч.
История проекта
Впервые о строительстве новой дороги заговорили в 1999 году. Тогда и заключили соглашение с компанией «Концессионные транспортные магистрали», но из-за нехватки финансирования и внутренних конфликтов в компании все осталось только на бумаге. В 2003 году к этим бумагам вернулись – и правительство утвердило нужную проектно-сметную документацию.
Через год провели земельные исследования и выделили необходимые участки, однако проект увяз на уровне документации. Обещания строительства снова прозвучали во время подготовки к Евро-2012, но в итоге процесс опять отложили. И уже в 2013 году дело получило логическое продолжение: договор с компанией «Концессионные транспортные магистрали» разорвали, и Кабмин начал подготовку концессионного конкурса.
Тогда и запланировали построить шесть платных дорог общей протяженностью 2500 км. Сегодня к реализации лучше всего готова только магистраль Львов – Краковец. «Это один из немногих хороших инфраструктурных проектов в Украине. Краковец, Львов, далее – Ровно, Киев и направление на Одессу. Так можно обеспечить транзит от Черного моря в ЕС», – считает Иван Войтович, председатель правления компании «Киевсоюздорпроект», которая занималась магистралью Киев – Борисполь.
Точных сумм относительно бюджета магистрали пока нет. Сам «Укравтодор» публиковал в разное время разные цифры. В проекте 2013 года, который находится в свободном доступе, фигурирует сумма 3,4 млрд гривен. Но в «Укравтодоре» это опровергли, ссылаясь на отсутствие такого документа. В проекте 2015 года речь идет уже о 5,4 млрд гривен (в ценах 2013 года). А в документе, который «Укравтодор» направил Forbes в ответ на запрос, о бюджете не упоминается. «Устаревшую проектную документацию надо переделать и в технической части, и в финансовом наполнении, а саму финансовую модель проекта будет предоставлять каждый претендент на конкурс», – объясняет пресс-служба агентства.
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский прогнозирует, что стоимость строительства может колебаться в диапазоне $350-500 млн. А на прошлой неделе Кабмин выделил на подъездной 520-метровый фрагмент дороги почти 26 млн гривен.
Действующий проект объясняет общие правила игры. Финансирование полностью ложится на частного инвестора, которому в течение 45 лет с момента запуска дороги станут возвращать средства. Финансовая структура проекта будет выглядеть так: плата за проезд будет поступать в госбюджет, а там деньги распределят между «Укравтодором» и инвестором.
Сколько может стоить проезд
Транспортный поток на сегодняшней дороге составляет 8400 автомобилей в сутки. Чтобы проект самостоятельно «отбил» инвестиции за предусмотренный период, стоимость проезда из Краковца во Львов при указанном трафике, по подсчетам Forbes, должна быть примерно $3, а стоимость проезда одного километра – $0,03. В 2013 году глава «Укравтодора» в то время Евгений Прусенко говорил, что цены за проезд не будут слишком высокими: 0,3 грн/км для легковых и 1 грн/км – для грузовиков, этого по тогдашнему курсу было вполне достаточно для самоокупаемости. Сегодня ведомство обещает озвучить точные цифры уже после объявления инвестора.
Но утверждать, что на новой магистрали трафик будет аналогичным – сложно. Согласно законодательству, каждая платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу, такая практика существует и в Европе. В «Укравтодоре» прогнозируют, что через 30 лет интенсивность движения возрастет до 23-25 тыс. транспортных средств в сутки. «Реализация этого проекта не зависит от интенсивности движения для покрытия расходов инвестора, поскольку плата за проезд должна зачисляться в бюджет», – говорится в объяснении ведомства.
Итак, если интенсивность движения на магистрали окажется недостаточной, чтобы отрабатывать инвестиции, долг перед концессионером ложится на госбюджет. Также в «Укравтодоре» пока не могут объяснить, каким образом будут распределяться финансовые риски между государством и инвестором. Хотя, по мнению Ивана Войтовича, будущий проект сможет вовремя покрыть все расходы. Эксперт акцентирует на другом: концессионное законодательство в Украине не урегулировано, и трудно понять, по какому алгоритму инвестор будет работать. «Платность дороги устанавливает Верховная рада Украины, а размер – Кабмин, поэтому в случае непринятия указанными органами соответствующих решений дорога будет оставаться бесплатной», – ответила пресс-служба «Укравтодора».
Европейский опыт
Первые европейские платные дороги в современном виде появились в 60-х годах прошлого века во Франции, Испании и Португалии. А сегодня такие объекты построены почти в каждой европейской стране. Лидер здесь Германия, где построено 14 136 км платных дорог. По данным Аsecap, прибыль от такой услуги в 2014 году составила 4,4 млрд евро. При этом за проезд платят только грузовики, а размер платы зависит от габаритов и вредных выбросов транспорта. Для всех остальных дороги бесплатные. Исключением являются лишь два туннельных участка, где платят все.
Больше всего на платных дорогах зарабатывают во Франции. Совокупный доход в 2014 году там составил 9,2 млрд евро. Это связано с тем, что во Франции самые высокие цены за проезд. Поездка по самой длинной 571-километровой трассе Париж – Бордо стоит 54,4 евро.
А самый активный транспортный поток – в Норвегии. Ежедневно по платным дорогам там проезжает 1,3 млн автомобилей. Несмотря на это, в Норвегии лишь 911 км платных дорог, которые в прошлом году заработали 940 млн евро.
Способы оплаты проезда в Европе делятся на два типа. В небольших странах, таких как Австрия, Словакия, Швейцария и т.д., водители должны прикрепить к лобовому стеклу определенный стикер. Приобрести его можно или при въезде в страну, или на любой АЗС. На автостраде камеры считывают информацию с автомобиля, в случае отсутствия необходимого стикера – штраф. Например, стоимость такого документа в Швейцарии – 40 франков, а срок действия – 14 месяцев.
Другой вариант – непосредственная оплата на выезде из магистрали. Такие схемы работают в больших странах – Франции, Германии, Польши, Норвегии. Заезжая на платную дорогу, водитель должен проехать шлагбаум, где ему выдадут что-то похожее на билет. А уже при выезде этот билет нужно будет отсканировать и оплатить услугу. Пункты пропуска могут стоять и на самой дороге с определенным интервалом. В Испании на платных автострадах шлагбаумы стоят каждые 100 км, где водитель должен заплатить 3 евро.
Виталий Шкиль
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас