Сюрприз в законе: газовый рынок подталкивают к переделу — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сюрприз в законе: газовый рынок подталкивают к переделу

Энергетика
534
Принимая закон «О рынке природного газа», парламент регламентировал не только его либерализацию и разделение госхолдинга «Нафтогаз Украины». Новые правила создают предпосылки для дальнейшего роста тарифов на газ, а их имплементация рискует привести к конфликтам в отрасли.
Вчера Верховная рада поддержала во втором чтении и в целом законопроект «О рынке природного газа». Принятие этого документа было одним из условий Международного валютного фонда для получения второго транша по кредитной программе на $17,5 млрд, одобренной 12 марта и предусмотренной для поддержки «структурных реформ в Украине». Сумма первого транша, уже поступившего в распоряжение Кабмина, составила около $5 млрд.
Сетевой бизнес под прицелом
Насколько оправданы ожидания руководства «Нафтогаза», связанные с новым законом о газовом рынке, покажет имплементация его норм на практике. Проект документа был разработан при участии экспертов из Энергетического сообщества, которые подтвердили, что он соответствует Третьему энергетическому пакету ЕС. Но еще не известны их выводы по поводу текста, утвержденного вчера Верховной радой: в день голосования в него были внесены изменения.
С подачи Александра Ксенжука, депутата из пропремьерской фракции «Народный фронт», парламент поддержал поправку №213, которая запрещает частным операторам газораспределительных сетей использовать государственные ГРС на основе договоров хозяйственного ведения без платы за эксплуатацию. Такие полномочия остались закрепленными исключительно за государственными операторами. А частным владельцам облгазов придется платить за транспортировку газа по государственным ГРС.
Для этого им понадобится заключать договоры на концессию или аренду сетей. Это будет новая практика для частных облгазов в Украине, порядка 70% которых контролирует Дмитрий Фирташ. Ранее их договорные отношения с государством строились иначе.
Нагрузка на потребителей
Теперь же, когда вступят в силу нормы упомянутого закона, плата за эксплуатацию облгазами государственных ГРС на условиях аренды или концессии ляжет на плечи конечных потребителей. То есть сумма платежа государству по договору аренды или концессии будет заложена в тариф на транспортировку газа.
Неофициально это подтвердили в беседе с Forbes представители нескольких облгазов. Они прогнозируют сложный переходный период, который будет сопровождаться конфликтами между частными собственниками и государством, когда Минэнерго приступит к имплементации норм закона «О рынке природного газа» и начнет разрывать действующие договоры с облгазами на хозведение ГРС, чтобы заключить новые – об аренде или концессии.
Сложности учета и госрегулирования
Механизм перераспределения средств и формирования прибыли в газораспределительном бизнесе сложен, на него влияет государственный регулятор – Нацкомиссия регулирования энергетики и комуслуг.
Существующая нормативно-правовая база позволяет тратить средства предприятия только на то имущество, которое находится на его балансовом учете. Этим и обосновывается необходимость пребывания ГРС на балансе облгазов для осуществления их ремонта и техобслуживания.
«Наличие газораспределительных сетей на балансе облгаза (оператора) никоим образом не влияет на формирование его прибыли, а лишь дает возможность содержать сети в надлежащем состоянии. Прибыль облгаза формируется за счет операционной деятельности по эксплуатации газовых сетей, а не за счет владения ими. При этом операционные расходы облгаза и его прибыль определяются госрегулятором и формируются за счет установленного государством тарифа на транспортировку, – пояснил собеседник Forbes в одном из облгазов. – Газораспределительная система является естественной монополией, эффективность ее функционирования обеспечивается только при условии нахождения всех составляющих на балансе единого оператора в пределах отдельной территории».
Он обратил внимание, что облгаз как оператор ГРС не имеет возможности тратить собственные денежные средства на обслуживание, ремонт и восстановление сетей, которые не находятся у него на балансе, а во многих случаях – не имеет к ним физического доступа. «Поэтому плата за сети в пользу собственников (как государственных, так и негосударственных) лишена экономического смысла, тем более в условиях запрета оператору заниматься поставками газа», – заключил представитель облгаза.
Критикуя суть поправки №213, он провел аналогию с деятельностью государственных (Укравтодор) и негосударственных компаний, занимающихся ремонтом и обслуживанием автомобильных дорог – в нашей стране они являются госсобственностью. Исходя из логики поправки №213, частные фирмы, которые ведут обслуживание автомагистралей и поэтому учитывают их в балансе своей бухгалтерской отчетности, как того требуют бухгалтерские нормативы, также должны дополнительно платить государству.
Вчера вечером Forbes попытался узнать, какими экономическими мотивами руководствовался Александр Ксенжук, лоббируя свои предложения по изменению законопроекта «О рынке природного газа». Но депутат не был доступен для комментария.
Ранее руководитель парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Николай Мартыненко, соратник Ксенжука по «Народному фронту», заявлял о важности принятия закона о газовом рынке, чтобы разрушить монополию Дмитрия Фирташа в газораспределительном бизнесе.
По европейским правилам
Среди достоинств закона «О рынке природного газа» премьер Арсений Яценюк называл повышение его инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов. «Речь идет о полном соответствии всего энергетического сектора Украины Третьему энергетическому пакету. Мы разделяем… НАК «Нафтогаз Украины». И мы еще раз обращаемся к нашим западным партнерам с тем, что настало время инвестировать в украинскую газотранспортную систему и в украинские газовые хранилища», – подчеркнул Яценюк. Для этого, в частности, Кабмин планирует до конца текущего года выделить из структуры «Нафтогаза» два самостоятельных оператора: для управления магистральными газопроводами и подземными газохранилищами.
После подписания президентом закон «О рынке природного газа» вступает в силу со дня опубликования. Но начнет действовать он с 1 октября 2015 года (кроме некоторых положений, которые начинают действовать позже). С этой же даты действие закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа», по правилам которого рынок формировался в последнее время, будет прекращено.
Светлана Долинчук
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас