Эксперты рассказали, что означает для украинцев повышение Нацбанком учетной ставки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Эксперты рассказали, что означает для украинцев повышение Нацбанком учетной ставки

1851
4 марта Национальный банк Украины во второй раз повысил учетную ставку, на этот раз с 19,5% до 30%. Теперь именно по такому проценту Нацбанк будет выдавать кредиты коммерческим банкам.
В НБУ объяснили проведение более жесткой денежно-кредитной политики стрессовым состоянием валютного рынка и стремительными темпами инфляции.
Вместе с учетной ставкой регулятор также повысил ставку рефинансирования банков. В общем,как отмечают эксперты, рефинансирование банков является обычным инструментом монетарной политики: коммерческий банк, которому не хватает денег на проведение любой операции, например, по обслуживанию определенного платежа, обращается за ссудой в НБУ, а после проведения операции возвращает регулятору эти деньги с установленными процентами (с 4 марта ставка повысилась с 19,5% до 30%). К сожалению, в последнее время в Украине банки прибегают к рефинансированию именно из-за своего затруднительного положения: многие имеют трудности с возвращением клиентам депозитов, что можно назвать аварийной ситуацией.
Отметим, что несколько недель назад НБУ уже поднимал учетную ставку и ставку рефинансирования. Однако помогло ли такое мероприятие украинской экономике, сможет ли очередное повышение положительно повлиять на нее в будущем и как это коснется украинцев, ТСН.ua спросил в экономических экспертов.
Финансовый аналитик Эрик Найман:
- Здесь стоит задача не столько побороть инфляцию, сколько укрепить гривну. А из-за укрепления гривны они уже ожидают влияния на инфляцию. Печально, что прибегают к инструменту, который плохо работает.
Вполне возможно, что это связано, в том числе, с введением временной администрации в “Дельта банк”. Он самый большой и первый системный банк (из ряда тех, к которым ранее было введены временные администрации, – ред.), о котором тот же Нацбанк говорил, что в любом случае будет спасать его. И сейчас опасаются, банковской паники и, возможно, пытаются сдержать панические настроения следующим образом.
На уже заключенные кредитные соглашения повышение учетной ставки не должно повлиять, так как заемщики и так уже не в состоянии обслуживать существующие кредиты. Но это, конечно же, всегда плохо для экономики. Любое подорожание денег грозит дополнительной безработицей, снижением заработных плат (даже несмотря на инфляцию), эффектом замораживания для экономики.
Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак:
- На сегодня НБУ, применив инструментарий повышения учетной ставки для обуздания инфляции, работает классическими методами монетарной политики. Но беда в том, что сейчас классические методы в Украине не работают, потому что у нас нетипичное развитие ситуации. И причина и инфляции, и девальвации гривны заключается не в учетной ставке, а в масштабных валютных спекуляциях на теме “война”, которую проводят коммерческие банки, относящиеся к финансово-промышленным группам Украины и имеют экспортно ориентированную продукцию, то есть валютную выручку, и они заинтересованы чтобы валюта стоила подороже.
Поэтому применять сейчас классические монетарные методы в Украине просто неэффективно, они не дадут соответствующей отдачи так, как они работают в стабильных и развитых экономиках. Обобщая, НБУ действует неадекватно отноистельно нашей украинской ситуации и направляет свои усилия не на те цели.
Повышение учетной ставки – это подорожание кредитного ресурса, для тех, кто хочет брать кредиты. Но одновременно это и повышение ставок по депозитам. То есть номинально это может немного вернуть интерес украинцев к банковской системе, к высоким процентам депозитов, но это произойдет лишь при условии возобновления доверия к гривне и украинской банковской системы. Поэтому здесь нужен комплексный подход, и одним шагом, а именно повышением учетной ставки, целый клубок проблем не решить.
Ситуации с уже взятыми кредитами индивидуальны. Там все зависит от договора, который был заключен, какие там предусмотрены условия при изменении рыночных условий. А то, что происходит сейчас, это изменение рыночных условий. Если в договорах не предусмотрено автоматического изменения условий, то коммерческий банк не имеет права вводить такие изменения.
Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило:
- Предыдущее повышение ставки было буквально пару недель назад, но никакого срочного эффекта ожидать было нельзя. Эффект этой меры вовсе не моментальный. Учетная ставка теоретически должна влиять на цену денег. То есть, чем больше ставка, тем дороже деньги, и тем, соответственно, меньше возможностей и выгод их использования для различных спекулятивных операций, в том числе для игр на валютном рынке. То есть Нацбанк пошел путем достаточно традиционным и привычным для него – борьба с девальвацией путем прикручивания монетарных рычагов.
Это будет влиять на поведение банков на валютном рынке, но одновременно ухудшит ситуацию кредитования реального сектора экономики и вообще предоставление кредитов экономике, потому что это имеет очень выраженные контрактивные помехи, противодействующие экономической активности.
Вообще, конечно, связь учетной ставки с реальными ставками на банковском рынке у нас была довольно мягкая, косвенная. То есть учетная ставка была невысока (меньше ставки рефинансирования) и ни на что особо не влияла, а ставка рефинансирования определялась каждый раз отдельно. И именно последняя фактически влияла на доступность денег.
Но теперь, когда две недели назад было сделано первое повышение, Нацбанк заявил, что будет стремиться к тому, чтобы у нас все было взаимосвязано, потому что так в мировой практике монетарного регулирования. В общем-то и МВФ, когда вел у нас переговоры, наверное, обратил внимание на то, что у нас учетная ставка, по большому счету, исключена из разряда инструментов монетарной политики. И Нацбанк тогда декларировал, что намерен усилить эту взаимосвязь, и речь шла о том, что теперь влияние учетной ставки на ставку рефинансирования будет гораздо более жестким.
Я понимаю, чем сейчас руководствуется Нацбанк. Если мы объявили, что у нас инфляция в текущем году запланирована на уровне 27%, то нужно иметь так называемую положительную учетную ставку, то есть хотя бы на пару процентов выше уровня инфляции. Иначе она не имеет особого смысла в стандартной монетарной парадигме.
Кроме повышения учетной ставки и ставки рефинансирования 4 марта Нацбанк ввел или продолжил и другие административные ограничения, которые уже дают результат: доллар и евро дешевеют, а гривна укрепляется. НБУ “зажал” гривну так, что она стала дефицитом и банки вынуждены продавать валюту.
Ольга Скичко
По материалам:
ТСН
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас