Когда наступит "весна" для украинской экономики — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Когда наступит "весна" для украинской экономики

Валюта
1195
По неофициальной информации, 11 февраля должна была закончиться работа в Украине миссии МВФ, которая вместе с властями страны изучала возможность запуска новой программы помощи взамен действующей. Работа миссии проходила в обстановке секретности, но известно, что по результатам ожидается подписание меморандума об экономической и финансовой политике, в котором должны быть изложены новые условия предоставления финансовой помощи. Свои выводы миссия изложит руководству фонда, и совет директоров МВФ, как ожидается, до конца февраля может принять решение о запуске программы, а первые деньги поступят в марте.
Если это произойдет, то по экономике и стране в целом прокатится легкая волна успокоения. В первую очередь, это может положительно отразиться на динамике курса гривни. Будут внесены обещанные изменения в госбюджет 2015. Появится возможность объективно оценить первые итоги налоговых новаций. Глядя на МВФ, свои программы могут запустить и другие международные кредиторы. Все это вместе может способствовать тому, что экономика страны начнет наконец размораживаться.
Программа МВФ
Совет директоров МВФ 30 апреля прошлого года одобрил кредитную программу stand-by (SBA) для Украины в объеме $16,67 млрд, рассчитанную на два года. Деньги должны были поступать частями (траншами), которых должно было быть девять (до марта 2016 г.). Но уже третий транш (в сентябре 2014 г.) Украина не получила. Задержку связывали с выборами, формированием правительства, принятием госбюджета на 2015 г. Говорили об объединении третьего и четвертого транша и поступлении средств в начале января (в том числе и для этого бюджет принимали срочно и ночью), но этого не случилось.
Почему? Прежде всего потому, что руководство МВФ жестко требовало от властей Украины наконец продемонстрировать начало реальных, а не бумажных реформ и борьбы с коррупцией. Также сформировалось осознание того, что проблемы, стоящие перед Украиной, гораздо серьезнее, чем ожидалось, что “болеет” не только госбюджет, а вся экономика, что война на Востоке затягивается. Cтране требуется больше денег и на больший срок, и направлять их придется не только на те цели, которые предполагаются условиями stand-by. Поэтому в январе руководство страны обратилась к МВФ с просьбой заменить SBA программой расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility). 12 января в Киев прибыла миссия фонда, которая должна была проработать до 29 января, но задержалась почти на две недели.
Переговоры были трудными, а самым сложным вопросом – тарифы на энергоресурсы, главным образом – цена на газ для населения. Требование МВФ – быстрее поднять их до рыночного уровня. Правительство, вроде бы и не против, но резко возражают многие народные депутаты. Аргументы противников понятны – если в условиях нынешнего удешевления гривни быстро поднять тарифы, то в ответ возникнет огромное социальное напряжение. И компромисс состоит не в том, чтобы повышать тарифы поэтапно, сопровождая этот процесс вводом адресных дотаций (об этом договорились раньше), а в том, что начинать это надо после реформы “Нафтогаза”, потому что в его нынешнем состоянии говорить об обоснованности тарифов не приходится – чиновники могут “нарисовать” любые затраты и оправдать ими любую цену.
Еще один компромисс может состоять в определении задачи Нацбанка на нынешнем этапе. Раньше МВФ требовал отказа от фиксированного курса и перехода к таргетированию (установлению целевых ориентиров) инфляции. НБУ сделал первое и пообещал заниматься вторым. Но если инфляция приближается к 25%, то эффективно таргетировать сложно. Возможно, Нацбанку следует вернуться к административным ограничениям и самому заняться управлением движения валютных поступлений.
Положительное решение МВФ по программе EFF откроет для Украины помощь других организаций и стран, которую они уже ранее обещали выделить. Речь идет о 2 млрд долларов кредитных гарантий США, 1,8 млрд евро от ЕС, 500 млн евро от Германии, до 100 млн евро от Польши, 300 млн долларов от Японии, 500 млн долларов от Всемирного банка.
А на днях агентство Reuters сообщило, что семь наиболее развитых стран (G7) и МВФ рассматривают возможность увеличения финансовой помощи Украине – общий пакет помощи может достичь $40 млрд.
Инфляция
Инфляция в Украине в январе 2015 г. составила 3,1% по сравнению с декабрем и 28,5% – с январем 2014 г. По итогам прошлого года она составила 24,9%. При этом за весь 2013 г. потребительские цены в Украине возросли на 0,5%, а за 2012 г. они снизились на 0,2%.
Государственный бюджет Украины на 2015 г. пока построен на консервативном сценарии развития ситуации, предусматривающем падение ВВП на 4,3% при инфляции 13,1%. Какими будут цифры скорректированного бюджета, пока неизвестно.
В том числе и для борьбы с инфляцией НБУ с 6 февраля повысил учетную ставку с 14% до 19,5%. На таком высоком уровне она не была уже больше 13 лет. “Основной причиной такого решения является усиление инфляционных рисков, которые будут оставаться высокими в ближайшей перспективе, отражая прежде всего значительный уровень неопределенности относительно дальнейшего развития событий на востоке Украины”, – говорится в сообщении Нацбанка, который прогнозирует, что инфляция к концу 2015 г. составит 17,2%, а в 2016 г. вернется на однозначный уровень (но такие прогнозы могут быть скорректированы, поскольку пока не определен график повышения тарифов на газ).
Учетная ставка – это так называемый монетарный инструмент, с помощью которого НБУ устанавливает для коммерческих банков ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных ресурсов. При использовании этого инструмента в НБУ должны не забывать, что инфляция является следствием роста не денежной массы, а отношения денежной массы к товарной. Поэтому удешевления кредитов для производителей не стоит бояться – те берут их для производства товара, т. е. наращивания товарной массы. Фактически они противодействуют инфляции.
В Нацбанке надеются, что “общее повышение процентных ставок в банковской системе должно стать одним из факторов возобновления притока депозитов физлиц”. Но у банков есть свое мнение на этот счет.
Банки
В нынешней ситуации большинство банков пока не повышают ставки по депозитам. Но те из них, которые испытывают проблемы с ликвидностью, вынуждены делать это. При этом нынешнее повышение цены денег происходит в момент, когда из-за роста курса банки начинают испытывать дефицит национальной валюты. “Рост официального курса гривни к доллару США несет риски ухудшения банковских нормативов и автоматического снижения объема свободной ликвидности”, – считают в Независимой ассоциации банков.
По экономическим законам, величина учетной ставки влияет на общую цену выдаваемых банками кредитов. Но в НБУ считают, что нынешнее повышение процентных ставок окажет минимальное влияние на активность реального сектора экономики. По расчетам Нацбанка, на начало февраля средневзвешенная ставка по долгосрочным гривневым кредитам для бизнеса составляла 17,1%, для населения – 26,6%. Сами же банкиры уверены, хотя украинские предприятия нуждаются в финансировании, большинство из них не смогут обслуживать кредиты стоимостью свыше 20% годовых.
Из-за роста курса валют, банки получают увеличение проблемной валютной задолженности, им нужно наращивать резервы под эти кредиты, но источника увеличения доходов у банков нет. И часто акционеры не могут им помочь, т.к. они все еще не нашли средства на дополнительную капитализацию, что требовалось сделать по результатам стресс-тестов. Возникают и вопросы, связанные с переоценкой валютных пассивов (депозитов). Все этого говорит о том, что НБУ как регулятору необходимо срочно принимать меры, иначе число неплатежеспособных банков может продолжать увеличиваться. Судя по всему, Нацбанк готов договариваться с банками и давать им некоторые послабления по выполнению нормативов.
По итогам прошлого года совокупный убыток украинских банков составил 52,97 млрд грн (в 2013 г. была зафиксирована их прибыль в размере 1,44 млрд грн). При этом 19,9 млрд грн составили убытки банков, отнесенных к категории неплатежеспособных и в которые введены временные администрации. Доля просроченной задолженности в общей сумме кредитов выросла за год на 5,8 процентных пункта, до 13,5%. При этом общий объем предоставленных кредитов вырос на 10,4%, до 1,01 трлн грн.
В НБУ отмечают, что отрицательный финансовый результат деятельности банков сформировался прежде всего за счет существенного увеличения объемов отчислений в резервы на возможные потери от активных операций. В целом по системе отчисления в резервы выросли в 3,7 раза по сравнению с 2013 г. а их доля в общих расходах увеличилась с 16,7% до 39,3%. Кроме того, банки теряли залоговое имущество и иное обеспечение по кредитам, что сказалось на качестве кредитного портфеля и требовало принятия комплекса стабилизирующих мер.
“Несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства у банковской системы остается определенный запас прочности, а политика докапитализации банков и очистки банковского сектора от недобросовестных банков даст ей дополнительный положительный импульс”, – подчеркивается в сообщении регулятора.
Положительный импульс может придать и кнут, примененный к менеджменту и собственникам банков. Так, руководство НБУ сейчас ведет активную работу, направленную на то, чтобы раскрывать информацию о реальных владельцах банков и ужесточить ответственность владельцев банков за проведение операций со связанными лицами. 30 января постановлением №75 НБУ лишил, среди прочего, банки с непрозрачной структурой собственности возможности действовать на основании смягченных нормативных требований.
С подачи Нацбанка, 10 февраля президент Петр Порошенко подал законопроект № 2085 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности связанных с банком лиц”, который сразу был включен в повестку дня. Законопроект предполагает обязанность банков уведомлять НБУ о всех связанных с ними лицах. Устанавливается запрет косвенно осуществлять кредитные операции с такими лицами. Усиливается ответственность за представление недостоверной (неполной) отчетности – штраф до 2-5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас это 34-85 тыс. грн). Вводится уголовная ответственность за доведение банка до неплатежеспособности в виде ограничения свободы на срок до пяти лет для руководителя банка, его конечного бенефициара или других собственников существенного участия, если это нанесло ущерб государству или кредитору на сумму свыше 10 тыс. необлагаемых минимумов. “На сегодня проблема недостаточной ответственности связанных с банком лиц, в первую очередь руководителей банков, конечных бенефициарных собственников банка, других владельцев существенного участия в банке, при принятии ими решений, отрицательно влияющих на финансовое состояние банка, требует дополнительного урегулирования”, – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, регулятор заявляет, что принимает и намерен в дальнейшем принимать последовательные меры для снижения объемов наличных операций, в том числе путем применения жестких административных мер воздействия к банкам, принимающим на себя риски легализации криминальных доходов. Так 6 февраля вступил в силу Закон “О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”. Поэтому теперь систематическое нарушение банком законодательства в этой сфере является основанием для ликвидации банка.
Законотворческую активность в банковской сфере проявляют и народные депутаты. Так законопроектом № 2021 от 4 февраля предлагается запретить госпредприятиям, компаниям с госдолей свыше 50%, органам государственной и местной власти Украины получать финансовые услуги в компаниях (в том числе и обслуживаться в банках), выгодоприобретателями которых являются лица государства, которое Верховная Рада признала агрессором (таковым сейчас признана только Россия). Но если закон будет принят, он может оказать негативный эффект. Запрет на обслуживание в банках предполагает в том числе и досрочное прекращение кредитных обязательств. Где госпредприятия возьмут для этого средства? К тому же многие подобные кредиты сейчас является проблемными, и банки будут только рады избавиться от них без потерь для себя.
Курс гривни
Нынешняя девальвация гривни превратилась в проблему для всей страны. Такое увеличение стоимости валюты уже не под силу ни разнообразным валютным заемщикам, ни большому числу банков, ни импортерам. Минфину совместно с НБУ нужно заниматься переоценкой валютного долга страны и показателей бюджета (которые были заложены на уровне 17 грн за доллар). Еще недавно глава Нацбанка говорила, что “в базовом сценарии нет курса 25”, но сейчас этот рубеж уже “успешно” преодолен.
Одной из мер, призванной обуздать рост курса, стало прекращение с 5 февраля ежедневных валютных аукционов и отказ НБУ от индикативного курса, а официальный курс теперь будет устанавливаться на основании рыночного спроса и предложения. Нацбанк пообещал полностью уйти с валютного рынка, оставив за собой право продавать валюту “Нафтогазу” (для закупки газа) и Минфину (для погашения и обслуживания внешнего долга). Эта же мера должна помочь избавиться от множественности курсов на валютном рынке.
“В случае получения транша МВФ ситуация быстро нормализуется, – считает министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. – Единый курс означает, что деньги экспортеров, которые они держат за границей, тоже будут возвращаться”.
По мнению экспертов инвесткомпании ICU, гривня сейчас примерно на 35% дешевле своей расчетной стоимости. Однако в ближайшие годы она вряд ли приблизится к своей фундаментальной стоимости, к 2017 г. разрыв уменьшится в лучшем случае до 10%. Они также сомневаются, что вливания со стороны МВФ и других доноров дадут импульс валютному рынку. Напомним, что до своего назначения, нынешняя глава НБУ Валерия Гонтарева была совладелицей ICU.
Сергей Гусев
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас