Невидимое топливо — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Невидимое топливо

Энергетика
931
Самый дешевый и самый экологичный способ использования энергии – ее сбережение. Прогресс в этом направлении впечатляет, хотя и есть куда расти. Совершенствование энергопотребления в 11 странах – членах Международного энергетического агентства (Великобритания, США, Австралия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды и Швеция – это те, что ведут надлежащий учет) с 1970-х годов и до 2011 сэкономило эквивалент 1,4 млрд т нефти стоимостью $743 млрд. Это превышает их совокупное потребление энергии, полученной из газа, угля или любого другого отдельно взятого энергоносителя в 2011 году. Сегодня многие инвестируют в то, чтобы в дальнейшем улучшать ситуацию: вложения в повышение энергоэффективности за 2012-й оценивают в $310-360 млрд, а это больше, чем инвестиции в расширение предложения энергии из возобновляемых источников или минеральных носителей.
По данным отчета Американского совета по энергоэффективной экономике, сбережения 1 кВт-ч обходится в 2,8 цента, а за потребленный такой объем энергии в США придется заплатить в среднем 10 центов. В электро- энергоемких секторах сбережения 1 кВт-ч вообще стоит 1/6 цента, утверждает Эмори Ловинс из Института Роки-Маунтин, поэтому ощутимый эффект от экономии – это вопрос месяцев, а не лет.
Активно конечное потребление энергии (31%) приходится на помещения – в основном их обогрев и охлаждение. Много ее тратится, и не в последнюю очередь из-за того, что ранее архитекторы мало заботились о мелочах вроде конструкции трубопровода (длинные узкие трубы со многими прямыми углами значительно менее энергоэффективные, чем короткие, широкие в диаметре и прямые). Энергоэффективность не была ни для кого приоритетом, ведь на нее нужны время и деньги, который архитекторы, строители, владельцы и арендатора арендованного жилья лучше потратили бы на что-то другое.
В странах, где нет традиции экономного потребления энергии, не хватает и необходимых для этого навыков. Даже зажиточному, знакомому и целенаправленному господину Либрайху было непросто заставить строителей, работавших над его энергосберегающим домом, серьезно относиться к предоставленным им инструкциям. Тщательная заклейка швов между теплоизоляционными плитами и щелей вокруг них кажется ненужным занятием, если не понимать физики процесса: именно закрытие мелких щелей, через которые может бежать тепло, приносит наибольшую пользу. Строители приучены заниматься адекватной вентиляцией, но немногие знают о преимуществах, например, от установки теплообменников на каминах.
Тепленькая избушка
Однако в новых зданиях энергоэффективность уже становится важным фактором. 99-этажный небоскреб Pertamina Energy Tower, который сооружают в Джакарте, например, будет работать исключительно на ветровой, солнечной и геотермальной энергии. Энерго дома могут даже брать энергию от собственной среды и от жителей и экспортировать ее. Как и автомобили, жилье теперь значительно более экономнее, чем прежде.
Но старые авто утилизируют чаще, чем старые дома. Самой большой проблемой в вопросе энергоэффективности является адаптация ранее построенных сооружений. В крупной британской ассоциации недвижимости Circle Housing входит 65 тыс. единиц жилья, которые снимают люди, зарабатывающие ₤ 20 тыс. И меньше ($ 32 тыс.) в год. Для Британии это мало. Годовая оплата потребленной энергии в худших домах может достигать ₤ 2 тыс. Поэтому Circle сносит некоторую свою недвижимость. Энергообеспечения ее современных аналогов стоить около ₤ 450. В новых «пассивных домах», возведенных из готовых энергоэффективных компонентов, выпускаемых массово и которые стоят примерно столько же, сколько обычные стройматериалы, потребитель платит за энергию ₤ 350 в год.
В таком жилье надо привыкнуть открывать окна, чтобы не выпускать тепло и не разбалансировать систему вентиляции. Но в Европе уже 30 тыс. таких зданий и будет больше.
«Чемпионы энергосбережения» (арендаторы которых обучают делиться с другими в процессе работы устройства жилья и образа жизни) предлагают простые советы для имеющихся в Circle помещений, энергообеспечение которых обходится в ₤ 1240 за год: выключать бытовую технику, выключать температуру на батареях. Это должно сэкономить в среднем ₤ 250 в год. Если арендатор еще и выберет выгодный план газо- и электроснабжения, то может сохранить дополнительно ₤ 150. На этом недорогие рекомендации заканчиваются. Установка в доме двойных стеклопакетов, теплоизоляционных стен и изоляции чердака, теплового насоса и сберегательного бойлера может сэкономить еще ₤150, но в это нужно вложить от ₤3 тыс. До ₤8,5 тыс. Для большинства домохозяйств и офисов экономия ₤3 за неделю не стоит усилий. Арендаторы не хотят вкладывать деньги в дома, которые им не принадлежат, а владельцам квартир безразлично, сколько наниматель платить за энергию. Кроме того, в результате улучшения изоляции в помещении часто начинают легче одеваться, чем уменьшать обогрев.
Один из вариантов решения проблемы – введение обязательных стандартов для владельцев и продавцов недвижимости. Другой – привлечение компаний, предлагающих энергоэффективные решения (известные как ESCO). Они гарантируют снижение стоимости энергии в обмен на модернизацию жилья. Такая фирма может работать по принципу экономии масштабов и привлекать необходимые для начала средства на финансовых рынках. От экономии выигрывают и собственники, и арендаторы помещений. В США такие компании уже создали индустрию с $6,5 млрд, в Китае – с $12 млрд, в Европе – с $56 млрд за прошлый год. По прогнозам консалтинговой компании Navigant Research, к 2023-го эти показатели удвоятся.
Это одно из самых больших оснований для оптимизма относительно будущего энергетики. Рынки капитала, которые обвал 2008 года сделал крайне осторожными, теперь снова выполняют свою функцию: финансируют инвестиции в расчете на будущие прибыли. Обнадеживает рост рынка облигаций, эмитированных для финансирования энергосберегающих проектов в 2014-м, до $30-40 млрд. В этом году можно ожидать выпуска таких облигаций на $100 млрд.
Солнечная энергия сейчас становится стабильным источником дохода, привлекает серьезные инвестиции. Если сдавать в аренду солнечные панели на крыши за месячную плату, меньше за нынешние платежки традиционной энергию, можно отбить вложенные в их закупке $15-20 тыс. Американская компания SolarCity профинансировала установку солнечных панелей на $5 млрд, сначала привлекая средства институциональных инвесторов, таких как Goldman Sachs и Google, а затем индивидуальных частных вкладчиков. Последние стали так называемыми послами бренда этой компании, потому что уговаривают своих друзей и коллег тоже устанавливать солнечные панели.
Модель проста: SolarCity оплачивает установку панелей, затем накапливает прибыль и эмитирует облигации в расчете на ожидаемый в будущем поток доходов. Срок погашения – от одного до семи лет. Преимущество такого подхода в том, что стоимость привлечения капитала для солнечной индустрии на 200-300 процентных пунктов ниже аналогичной стоимости для привычных коммунальных предприятий.
Так возникает круговорот, который сбивает с толку критиков зеленой энергетики. Состоит он из пяти элементов. Первый – достаточный объем произведенной энергии, в первую очередь благодаря новым солнечным технологиям: пока они еще малозаметные, но в будущем станут осиновым колом в сердце индустрии добычи минеральных энергоносителей.
Сетевой паритет (когда себестоимость электроэнергии из альтернативных источников снижается до уровня цен на электричество. – Ред.), который уже обеспечивают крыши на Гавайях, станет возможным во многих других точках мира, и энергия будет производиться не только на крышах при прямом солнечном свете, но и на любой поверхности в светлое время суток. Это определяет будущее инвестклимата. Стоимость минеральных энергоресурсов всегда будет колебаться. Солнечная энергия гарантированно дешеветь.
Второй элемент – хранение произведенной энергии. Аккумуляторы дешевеют, становятся более мощными и более подержанными, например, в электрокарах. Это решает самую большую проблему солнечной энергии – непостоянство источника. Частично этот недостаток можно устранить, построив большие соединительные звенья, которые смогут передавать электроэнергию в страны с хорошими условиями для гидроэлектростанций. Но важнее успехом может быть возможность хранить энергию во многих небольших аккумуляторах.
Отсюда третий элемент – передача энергии. Потребители сейчас могут сами ее производить и хранить. Это делает сеть более устойчивой, а также способствует эффективности и инновациям. Топливные элементы могут стать меньше и дешевле, а затем образовать сеть миниэлектростанций где, где пролегают газопроводы. Может, они останутся игрушками для богачей. Но если в прошлом, когда электросети были большими, централизованными и зарегулированными, они развивались медленнее, то в новой децентрализованной системе будущего будут прогрессировать быстрее.
Четвертый элемент – искусственный интеллект. Благодаря интернету пользователи могут эффективно создавать и сохранять данные и управлять ими. Теперь вычислительные мощности и алгоритмы сделают то же для электричества. Выльется ли это в появление «умных» счетчиков, которые будут контролировать потребление электроэнергии дома или по индивидуальному устройству, запрограммированнму на оптимизацию энергоэффективности, будет видно. Учитывая риск кибератак, необходимо будет хорошо продумать защиту такой системы. Но электросеть в целом становится умнее.
Пятый и последний элемент – финансирование. Бизнес-модели для новых энергетических систем уже опробованы и в богатом мире, и в развивающихся экономиках. Волна капитала пробивается через старые модели и сметает на своем пути нынешних игроков. Если они и их друзья во власти будут пытаться ее сдержать, пострадают все.
The Economist
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас