Пообедаем обещаниями


Пообедаем обещаниями

В День святого Николая Президент Украины Петр Порошенко не пообещал стране «ни молочных рек, ни кисельных берегов». Более того, он честно признал, что следующий год будет сверхтяжелым, потому что «очень сильная война ударила по экономике». Необъявленная, но жестокая война, действительно, не может не давать о себе знать. Но стоит ли скрывать, что к падению экономики приложилась и наша собственная государственная машина, не умеющая реагировать на риски и вызовы и забывающая честно, в соответствии с принятыми во всем мире принципами социальной справедливости, раскладывать военно-экономические потери на все категории нашего общества.

ПОПУЛИЗМ В ЗАКОНЕ
Директор фонда «Открытое общество» Иван Сикора рассказывает: «Эксперты «Открытого общества» и Реанимационного пакета реформ на основе сравнения результатов мониторинга знаковых предвыборных обещаний и работы парламента предыдущего созыва и новоизбранного парламента на протяжении первых 50 дней сделали выводы о продолжении практики популизма и неготовности политиков к артикулированию четких и измеряемых показателей результатов реформ» Эксперт указывает, что такой подход будет вести к разочарованию избирателей и будет подрывать доверие к политикам.

«Была неплохая инициатива по формированию Стратегии 20:20 Президента Порошенко, — продолжает И. Сикора, — в ней были четко определены 25 показателей, которых должна достичь Украина за пять лет». «И было бы логично, если бы эти показатели нашли отражение также и в программе деятельности правительства, — уверен эксперт. — Но их мы там не видим». «Нечеткие и сложно измеряемые предвыборные обещания быстро забываются, а логика акцентирования внимания на процессе вместо результатов, находит свое отображение в правительственных документах. Сроки внедрения обещаний переносятся и замещаются популизмом», — констатирует директор фонда.

ОЛИГАРХИ НЕ ПОСТРАДАЮТ
В программу правительства не попали многие положения коалиционного соглашения. «Мы проанализировали разделы правительственной программы, направленные на сокращение расходов, — рассказывает эксперт «Открытого общества» Александр Бабанин. — Правительство предлагает сократить их на 27 миллиардов гривен. Но тяжесть этого мероприятия, состоящего в основном в ликвидации различных льгот, распределяется не равномерно. Мы можем констатировать, что 25 миллиардов гривен ляжет на плечи широких кругов общественности, и лишь меньше двух миллиардов будет получено за счет сокращение льгот для чиновников. И ничего не будет сделано за счет самых богатых граждан, то есть олигархов».

Правда, Бабанин все же упомянул, что в соответствии с проектом бюджета, которого еще никто не видел, но слухи о его показателях уже ходят, олигархам придется платить увеличенную рентную плату за использование полезных ископаемых. Но эксперт тут же отметил, что у олигархов имеется мощное парламентское лобби. И нельзя быть уверенным, что это намерение воплотится в жизнь… И оказался прав. Во-первых, Генпрокуратура еще только пытается через суд добиваться уплаты этого налога за прошедшее время. А во-вторых, на днях Минэнергоугля предложило правительству не повышать, а вернуться в 2015 году к действовавшим до июля 2014-го рентным ставкам платежей за недропользование.
Эксперт делает вывод, что на плечи народа ляжет 92,5% нагрузки от сокращения льгот. Он перечисляет конкретные потери людей. Расходы на социальную защиту граждан сокращаются более чем на восемь миллиардов гривен. Будет приостановлена ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции, на 10% уменьшены пенсии работающих пенсионеров, заморожен размер заработной платы, который учитывается при назначении пенсий. Не будут финансироваться оздоровление детей, детско-юношеские спортивные школы, предновогодние подарки для детей. Будут ограничены выплаты по больничным листам, компенсации работникам, получившим травмы на производстве, уменьшена помощь семьям с детьми, увеличена нагрузка для учителей, ликвидированы определенные льготы военнослужащим, ограничены льготы чернобыльцам, отменено бесплатное снабжение углем бывших шахтеров.

ПОТЕНЦИАЛ «ТЕНИ»
Но почему правительство концентрируется в основном на отмене льгот для простых людей, а не на том, чтобы увеличить доходы бюджета? Бабанин отмечает, что в этом смысле большой потенциал у теневого сектора экономики, где находится как минимум 350 миллиардов гривен. Объем взяток в Украине, по словам эксперта, оценивается в 35 миллиардов. На протяжении 1992 — 2012 годов в оффшорные зоны было выведено $167 миллиардов. Примерно треть из 500 миллиардов гривен, используемых для государственных закупок, по словам Бабанина, «идут на так называемые неофициальные платежи и растворяются в карманах чиновников, не попадая в экономику».

«Правительство могло бы посмотреть и на налогообложение более обеспеченных слоев населения, — уверен эксперт, — ведь в Украине для физических лиц применяется так называемая линейная ставка в 15%, а при доходе выше 10 тысяч в месяц — 17%. В других странах, например в Люксембурге, считающемся очень либеральной страной, — 25%, в Польше — 35%, в Германии — 50%. Почему у нас обеспеченные люди не хотят разделить с остальным населением груз, налагаемый войной и кризисом, почему правительство не вносит в парламент предложения о применении прогрессивной шкалы налогообложения?» — удивляется Бабанин.

БЮДЖЕТПОЛУЗАКРЫТЫЙ ПРОЦЕСС
«Программа правительства принималась за один день, без каких-либо консультаций с общественностью. И сейчас мы тоже видим полузакрытый процесс работы над бюджетом. На него очень трудно повлиять, откорректировать доходы и расходы, — говорит координатор экспертных групп Реанимационного пакета реформ Вадим Миський. — Например, в проекте бюджета не предусмотрены ресурсы для работы Национального антикоррупционного бюро, не поддержана необходимым финансированием реформа прокуратуры, не предусмотрены и изменения в Бюджетный кодекс, что может торпедировать процесс децентрализации в Украине».

Президент фонда «Открытое общество» и главный эксперт Реанимационного пакета реформ в Киеве Леся Шевченко отмечает, что программы политических партий, пришедших в парламент в октябре 2014 года, стали еще более популистскими, чем раньше, и ухудшились в сравнении с предыдущими парламентскими выборами с точки зрения конкретности и измеряемости обещаний». Шевченко призывает оценивать результаты работы правительственных чиновников не по данным за 50 или 100 дней, а по выполнению программ их партий, той повестки дня, которая была предложена ими нашей стране.

ПРОДОЛЖЕНИЯ НЕ ПОСЛЕДОВАЛО
Эксперт сравнивает разделы партийных программ и соответствующие разделы коалиционного соглашения. В частности, по обеспечению ускоренного экономического развития в программах партий было 13 обещаний. В программе правительства частично учтено только шесть, отмечает Леся Шевченко. В разделе регуляторной политики и развития предпринимательства было две группы обещаний. Это формирование новой налоговой системы — от «Народного фронта», «Блока Порошенко» и «Батьківщини» — и сокращение контролирующих органов — от «Народного фронта», «Самопомочі» и «Батьківщини». В коалиционном соглашении они, по словам Шевченко, не были учтены.

Обещание дать больше свободы предпринимателям и уменьшить административное регулирование бизнеса, анонсированное «Народным фронтом», нашло продолжение в соглашении, но такие намерения и обещания, как борьба с монополизмом и ограничение его влияния на экономику, что содержится в большинстве предвыборных программ (кроме «Батьківщини»), в соглашении не учтены. Всего, отмечает Шевченко, в коалиционном соглашении учтено 101 обещание от партий и 94 не в него не попали. Лидером по реализации своих обещаний в соглашении является «Самопоміч».

Тем не менее, быть может, обещания партий, ставших членами коалиции, попали в программу правительства и, таким образом, получили шанс на реализацию? Однако анализ, проведенный экспертами «Открытого общества», по словам Леси Шевченко, показал, что в правительственную программу попала только треть партийных предвыборных обещаний. Наша задача, задача общественности, экспертной среды и СМИ, говорит эксперт, быть бдительными и следить за реализацией обещаний, с которыми политики шли на выборы, требовать выполнения соглашения, которое партии подписали не столько между собой, сколько фактически с избирателями.

Виталий Княжанский

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Рейтинг популярности материала «Пообедаем обещаниями» на Finance.ua - 2.7
В Контексте Finance.ua