0 800 307 555
0 800 307 555

А-95 должен стоить 14,1 грн/л, или как власти хотят договориться с трейдерами о снижении цен на бензин


А-95 должен стоить 14,1 грн/л, или как власти хотят договориться с трейдерами о снижении цен на бензин

Антимонопольний Комитет Украины обнародовал предварительные итоги расследования по работе украинских нефтетрейдеров. Вывод неутешительный – около 40% светлых нефтепродуктов продаются по завышенной цене. Одновременно, в Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” сетуют на нехватку валюты и предупреждают о возможном возникновении дефицита топлива.

А-95 должен стоить 14,1 грн / л.

Антимонопольный комитет в ходе исследований рынка установил монопольное положение компаний на 139 региональных рынках, заявил исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Украины Николай Бараш.

Как уже упоминалось, 40% светлых нефтепродуктов продаются по завышенной цене. “Это примерно 40% рынка … Примерно 5-6 млн тонн”, – уточнил Бараш.

“Эти 139 монопольных положений установлено в ходе расследования 77 дел о нарушениях в виде злоупотребления монопольным положением данными субъектами. Решение по этим делам будет принято в центральном аппарате до конца ноября”, – заявил Бараш. В АМКУ надеются на ответственность участников рынка, иначе им грозят миллионные штрафные санкции.

“Рынок нефтепродуктов был высокодоходным как минимум последние 2-3 года. И мы в праве ожидать ответственной позиции от трейдеров теперь, когда государству плохо”, – подчеркнул в. о. главы АМКУ.

По расчетам Комитета, цена на бензин А-95 должна составлять 14,1 грн/л. – то есть на 2 грн меньше, чем он продается сейчас. “Если рассчитывать цену без учета резкого изменения общей ситуации с нефтью на мировом рынке, то цена бензина А-95 должна составлять 15,13 гривны за литр”, – отметил Бараш.

Table-1

Выносить решения и штрафовать трейдеров в АМКУ готовы в конце ноября. “После этого нефтетрейдерам необходимо будет либо принять ответственную позицию, или же готовиться к штрафам за завышение цен для потребителей”, – заявил и. о. председателя комитета. Однако он больше рассчитывает на первый вариант, поскольку львиную долю штрафов перекладут опять же на плечи потребителей, заложив их в цену.

Власть призвали “готовить канистры”

Начиная с Нового года операторы рынка работают себе в убыток, заявил президент Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук.

“За последние 6-7 месяцев убытки составили от 20 до 30 млн. долл. И я сейчас говорю только о тех компаниях, которые входят в состав Ассоциации. И это еще полбеды. Мы дошли до свободного курсообразования, а затем – в индикативного курса. Это означает, что курс доллара в 12,95 грн ./$ есть, но доллара нет “, – сказал он. По его словам, на сегодня правительство не понимает того, что происходит на рынке.

“Мы обратились к правительству и НБУ, предупредили, что так до конца месяца мы уже будем говорить не о ценах, а о самом бензин вообще”, – добавил Косянчук. Запас горючего в стране эксперт оценивает в одну неделю.

“Готовьте канистры! Пойдете на рынок искать бензин”, – обратился эксперт к представителям Антимонопольного комитета Украины.

Угроза дефицита реальная

Возможности возникновения дефицита топлива в стране не исключают и в АМКУ. “В этой ситуации, когда мы имеем большую волатильность рынка, больших запасов (бензина – ред.), в принципе, быть не должно. С другой стороны, действительно, запасы довольно низкие. Я возьму на себя ответственность сказать, что реальных запасов не знает никто. Потому что как правило, разница между тем, что говорит Госкомстат и тем, что говорят реальные игроки рынка, по сути, и как правило, это разные вещи”, – сказал Николай Бараш.

Однако Антимонопольный комитет не оставляет надежды договориться с нефтетрейдерами о продолжении работы и снижение цен на бензин.

“В ситуации, когда есть трудности с валютой, а это однозначно и эту проблему надо решать, такие угрозы дефицита есть. Проблема существует, так как запасы, судя по всему, уменьшились. Но я думаю, что бизнес – не враг сам себе. Ибо создание в стране дефицита – это фактически объявление войны собственной стране и собственной экономике. Это разрушение не только экономики, но и бизнеса”, – заявил Бараш.

В прошлый раз переговоры между сторонами провалились. Завершатся ли они успехом этот раз – станет ясно до конца ноября.

Похоже, что нефтетрейдеры не верят в то, что АМКУ может их оштрафовать. Однако, в марте 2013 года прецедент уже был – три компании оштрафовали на 150 млн грн за одновременное повышение розничных цен на бензин марок А-92 и А-95. Поэтому если на фоне значительного мирового проседание цены на нефть, цены на украинских АЗС не сдвинутся ни вверх, ни вниз, это означает, что АМКУ не сумел “уломать” трейдеров, или оштрафовал их. В любом случае, платить нам с вами.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Бензин и авто
Смотри также
Опросы
В Контексте Finance.ua