"Бедные" богатые аграрии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Бедные" богатые аграрии

Кредит&Депозит
938
В связи с ощутимым спадом промышленного производства основной точкой экономического роста все чаще называют АПК, благо, два года подряд урожайность в Украине зашкаливает. Премьер-министр Яценюк, например, неоднократно называл агробизнес двигателем отечественной экономики и предсказал лидирующие позиции украинским сельхозпроизводителям на мировых рынках.
А значит, предприятия отрасли, которые имеют “родственные связи” во власти, становятся главными претендентами на получение помощи со стороны государства, то есть за счет налогоплательщиков. И связи эти при нынешних политических раскладах, надо сказать, значительные. Так, прямые бизнес-интересы (причем очень и очень большие) в этой области имеют глава украинского государства Петр Порошенко и один из его заместителей Юрий Косюк. В парламенте и Кабмине заинтересованных тоже немало, причем, судя по предвыборным спискам, вскоре их там станет еще больше.
Основу для государственной обеспокоенности судьбой сельхозпроизводителей уже активно готовят – и неблагоприятная экономическая конъюнктура этому помогает. Сейчас аграрии хвастаются, что ежегодно отдают государству десятую часть всех налоговых поступлений – более 60 млрд грн налогов (по данным Украинской аграрной конфедерации), не переставая при этом систематически сетовать на катастрофически низкую рентабельность и неспособность работать без существующих налоговых льгот, дотаций и субсидий.
Вместе с тем именно в аграрном секторе сконцентрировано немалые частные капиталы, а суммы возвращенного НДС подталкивают к “нехорошим мыслям”. По данным Госказначейства, в сентябре этого года лидерами по объемам возвращенного НДС стали именно сельскохозяйственные компании (однако это типичная ситуация для большинства месяцев этого года). При этом агробизнес, как и любой украинский бизнес сегодня, действительно испытывает трудности. Тем выше соблазн аграриев использовать “привязанность” власти для решения своих финансовых проблем. Но в нынешних украинских реалиях плодами этой привязанности пользуются за государственный счет только избранные. Так стоит ставить на “хлебную лошадку”, и не съест ли она в дороге больше, чем привезет?
Преддефолтное состояние
На сегодня капитализация украинских аграрных публичных компаний достигла критически низкого уровня, и многие открыто говорит о проблемах. Более 70% средств, используемых сельхозпроизводителями, – банковские ссуды, выполнять обязательства по которым через девальвацию становится все сложнее. Ежегодная потребность АПК в оборотных средствах оценивается примерно в 10 млрд грн, а потребность отрасли в кредитах – почти 250 млрд грн.
“В краткосрочной перспективе от скачка курса экспортеры сельхозпродукции выиграли, поскольку, получив валюту, они продали ее по более высокому курсу. Но агропредприятия, бравшие кредиты в валюте, действительно понесли убытки. Они будут вынуждены вести переговоры о реструктуризации кредитных выплат. И банки в большинстве случаев пойдут им навстречу, – рассказал DT.UA экономический эксперт Владимир Тарнай.
- В связи с привязкой стоимости запчастей и горюче-смазочных материалов к доллару расходы аграриев увеличились, и это будет продолжаться. В среднесрочном периоде на рынке смогут остаться те предприятия, которые переориентируют часть мощностей на европейский рынок. Если им удастся там закрепиться, у них откроются возможности для привлечения дешевых кредитных ресурсов”. К сожалению, таких компаний в Украине немного, и в подавляющей массе – это крупные агрохолдинги, для которых получение дешевых кредитов также актуалено, но не критично, как для мелких производителей, – подытожил эксперт.
Большинство кредитов аграрии берут на год под залог будущего урожая, и сложности с возвратом заемных средств возникали даже у крупных компаний. Агрохолдинги говорят о колоссальных убытках, и соответствует ли это действительности, учитывая рекордные урожаи и экспорт?
В то время как одни компании в сентябре возместили наибольшие объемы НДС (“Райз” Олега Бахматюка – 324,6 млн грн и “Кернел-Трейд” Андрея Веревского – 247,6 млн), другие хором начали говорить о негативных последствиях девальвации. В частности, среди них оказались практически все члены “Союза птицеводов Украины” (МХП (Юрия Косюка), АГ “Пан Курчак”, ДК Ovostar Union), группа компаний “Милкиленд” Анатолия Юркевича, которая уже не смогла выполнить условия кредитного соглашения, и группа “Креатив” (Станислава Березкина), имеющего задолженность в 80 млн долл. по торговому финансированию. Об определенных проблемах говорит и снижение доходности больших агрокомпаний. Так, “Укрлендфарминг” (Олега Бахматюка) за первое полугодие 2014-го задекларировал убытки в 1,4 млрд долл. Производителю и дистрибьютору молочной продукции “Укрпродукт Групп” Юрия Гордийчука первое полугодие принесло ущерб в 3,1 млн долл. А компания “Мрия” (Ивана Гуты) и вовсе объявила технический дефолт, оставив кредиторам, как заявляют последние, невыплаченный долг в 1 млрд долл. (!), и вступила в конфликт со своим лизингодателем.
Представители аграрного лобби выражают серьезную обеспокоенность судьбой своих подопечных. В частности, глава Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко заявил в комментарии для DT.UA, что то, что произошло с таким большим агрохолдингом, как “Мрия”, сегодня очень беспокоит и другие крупные предприятия, которые также являются публичными компаниями. “Эти события непосредственно сказываются на капитализации рынка. Да и на общем рейтинге государства, – отмечает господин Козаченко и добавляет: когда падает капитализация бизнеса, особенно публичных компаний, это говорит о том, что в стране-то не так”.
Впрочем, независимые эксперты не видят поводов для паники, считая ситуацию полностью контролируемой. “Девальвация не принесла большого вреда ориентированным на экспорт сегментам. Выручка растениеводческих компаний, даже если они не экспортируют непосредственно, зависит от доллара, поскольку цены на зерновые внутри Украины через некоторое время догонят мировые. При этом около половины всех операционных расходов растениеводческих компаний зависят от курса доллара. Худший из возможных вариантов для компаний – это когда выручка в гривне, себестоимость в значительной степени зависит от курса доллара или евро, а банковский или другой долг деноминированный в инвалюте, тогда как стоимость их конечной продукции корректируется со значительным временным лагом при росте себестоимости, – считает Юрий Астахов, директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital. – От такой “болезни” в украинском агропромышленном секторе страдают животноводы и производители сахара. Хотя доходность первых продолжают спасать достаточно низкие в последние два сезона цены на кормовые культуры”.
Получается, что управляемый дефолт и даже банкротство – это отличный способ избавиться от кредитного бремени, не более того. Но такие действия компаний несут существенные инвестиционные риски для страны, тогда как за первое полугодие 2014-го прямые иностранные инвестиции в АПК уже сократились на 105 млн долл. Более того, расшатывают и без того нестабильную банковскую систему. В результате это вряд ли грозит фатальными последствиями крупнейшим предприятиям, но для аграриев средней руки и мелких фермеров банковские займы на фоне неблагоприятной конъюнктуры станут невиданной роскошью. “На фоне политических рисков продолжается отток капитала из банковского сектора, – подтверждает Владимир Тарнай. – Банкам будет сложнее привлекать финансовые ресурсы, в результате чего кредиты будут за чертой доступности – более 20% годовых для агропроизводителей”. Количество банков, кредитующих агрофирмы, сокращается ежегодно. По данным IFC, два года назад с сельхозпроизводителями активно сотрудничали более десяти банков, а сейчас только три.
Предвыборная мобилизация
Скорее всего, решать свои проблемы аграрии решили путем наращивания и без того сильного лобби в органах власти. Бывший заместитель гендиректора вышеупомянутой “Мрия” Владислава Рутицкая стала заместителем министра Швайки по вопросам евроинтеграции. Продолжает работать заместителем главы администрации президента и руководитель “Мироновский хлебопродукт” Юрий Косюк.
Штурмуют сельхозпроизводители и парламент. Так, среди проходных в списках “Блока Петра Порошенка” замечены Александр Бакуменко, председатель совета директоров “Союза птицеводов Украины”, Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, и Роман Насыров, в прошлом заместитель председателя правления ПАО “Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины” . Также от БПП баллотируются генеральный директор агрохолдинга “Нибулон” Андрей Вадатурский, владелец ООО “Агрофирма Корнацких” Аркадий Корнацкий, глава “Хлебодар” Борис Шестопалов.
“Народный фронт” тоже усилил свои списки аграриями. В частности, от них баллотироваться член комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Игорь Бриченко, директор ЧСП “Корона” Владимир Онищук, председатель Тернопольской птицефабрики Роман Заставный.
Идут в парламент и владелец уже упомянутой компании “Креатив” Станислав Березкин, и президент Украинской ассоциации производителей картофеля Сергей Рыбалко, и основатель “Агрос-Виста” Александр Мирный, и вице-президент Украинской зерновой ассоциации Иван Мирошниченко.
И это не полный список. И наверняка имеющийся ресурс в органах власти аграрии используют не столько для устранения общих проблем отрасли, сколько для решения частных проблем конкретных компаний. И это печально – по разным оценкам, сейчас объем теневых зарплат в секторе составляет 4-6 млрд грн в год. Согласно официальной статистике, налоги платятся из 20 млн га, а всего в Украине более 32 млн га сельскохозяйственных земель. Очевидно, что 12 млн га работают “в тени”, и этот факт нисколько не смущает власть. Теневые схемы, разрабатываемые под чутким руководством как бывших, так и действующих чиновников, стали “золотым” во всех смыслах стандартом отрасли.
“Это уже наша украинская традиция: как только появляются льготы, сразу ищи тех, кто хочет ими воспользоваться. Сегодня АПК превратился в систему, через которую отмывается много денег, поэтому говорить о том, что мы имеем прекрасную систему налогообложения и ее нужно сохранить еще на несколько лет, чтобы таким образом привлечь инвестиции, – некорректно, – заявил на встрече с аграриями министр финансов Украины Александр Шлапак. – Более того, я утверждаю, что спецрежим по уплате НДС невыгоден прежде всего тем, кто намерен инвестировать в свое развитие. Этот спецрежим идеально подходит тем, кто хочет только накапливать ресурсы. Это элементарная математика”.
Еще в конце августа Международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг Украины по обязательствам в национальной валюте с уровня B- до уровня CCC. Снизило Fitch и рейтинги крупнейших агрохолдингов Украины – “Авангарда”, “Кернел”, “Мрии”, “Креатив Групп”, МХП, “Укрлендфарминг”. Конечно, усиленное лобби во власти поможет решить проблемы с низкой капитализацией крупных игроков, но никак не скажется на средних и мелких агрофирмах. В результате ужасный дисбаланс – 3% предприятий обрабатывают более половины всех посевных – сохранится и, вероятнее всего, углубится. Поэтому продолжится и концентрация отрасли и усиление так называемых аграрных баронов, к числу которых необходимо отнести и президента Порошенка, который пока не продал свой агробизнес.
“В этом году дефицит ликвидности и макрополитическая нестабильность, будучи доминирующими факторами, влияющими на развитие агропромышленного сектора на фоне низких цен на зерновые, уже заставили большинство компаний сместить стратегический акцент по реализации инвестиционных программ на работу с кредиторами и повышения эффективности, – замечает Юрий Астахов. – Постфактум можно констатировать, что эффективным инструментом хеджирования рисков и минимизации негативных последствий для агрокомпаний разумная диверсификация кредитного портфеля в плане валюты и определенный запас ликвидности, не ставит ее в полную зависимость от банковских денег во время посевной”. Очевидно, что и эти предупредительные меры будут доступны только крупнейшим игрокам рынка.
При этом, по мнению Минагропрода, для государственной поддержки АПК в бюджет 2015 необходимо будет заложить не менее 20 млрд грн, большая часть которых будет направлена на компенсацию аграриям ставок по кредитам, частичное покрытие расходов на строительство и государственной поддержке страхования в отрасли. Согласитесь, авансы более чем впечатляющие. Вот только кому они достанутся? Агрохолдингам, которые усилят свое присутствие во власти, или сельхозпроизводителям среднего звена, для которых и кредиты, и строительство, и страхование будут неподъемными расходами будущего года? А что уже говорить о мелких фермерах и домашних хозяйствах, которые в борьбе за выживание привыкли полагаться только на себя? Может, хотя бы перед выборами о них кто-то подумает всерьез?
Юлия Самаева
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас