Шестнадцать избранных и НАК — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Шестнадцать избранных и НАК

Кредит&Депозит
2639
  • МВФ признал: ситуация в украинской экономике оказалась значительно хуже, чем он предполагал в апреле. Фактически фонд санкционировал эмиссию на 150 млрд грн, чтобы помочь банкам и “Нафтогаза” *
Киев получил такие долгожданные 1,39 млрд. долл. в рамках второго транша кредита Международного валютного фонда. Новость об этом облетела все информационные агентства вечером 29 августа. Так же, как и о том, что 4 сентября деньги поступили на счет Минфина и Нацбанка Украины.
Однако гораздо важнее то, о чем агентства почти не пишут в своих новостных лентах. А именно – какую информацию после решения совета директоров было опубликовано на сайте МВФ? Там содержится не только уточненный официальный текст меморандума об экономической и финансовой политике и технический меморандум, но и скрупулезный анализ состояния украинской экономики от экспертов фонда, которые принимали участие в работе миссии МВФ в июне-июле.
Из анализа документов, в дополнение к информации, уже ранее была опубликована DT.UA (см. “Долгая дорога к траншу”, DT.UA от 21 августа 2014), можно сделать четыре ключевых вывода.
Первый: раз широкая общественность узнала о деталях договоренностей украинского правительства и фонда не от собственной власти, а из Вашингтона.
Напомним, что сначала текст меморандума появился 1 мая на сайте МВФ, через несколько часов после утверждения программы. Только через неделю украинская версия документа была обнародована на сайте Минфина (причем там его можно найти, лишь случайно натолкнувшись, поскольку никаких баннеров или ссылок с главной страницы сайта финансового ведомства нет). Новой версии меморандума – по состоянию на 5 сентября с.г. – Ни на одном официальном сайте украинской власти нет.
Второй вывод: МВФ признает, что недооценивал глубины пропасти, в которую скатывается Украинская экономика. Прежде всего это связано с событиями на Востоке страны.
В докладе миссионеров содержится упоминание о “нежелательный сценарий”, которым может пойти Украина. Он предусматривает падение ВВП страны на 7,25% в 2014-м и 4,25% в следующем году. Также он предусматривает дефицит публичных финансов (включая НАК “Нафтогаз Украины”) до 11,6% ВВП уже к концу нынешнего года и до 10,3% ВВП -2015-го. Наконец, государственный долг преодолеет критический уровень 60% ВВП уже в ближайшие месяцы, достигнув по итогам 2014 68,9%.
По итогам 2015 государство Украина будет иметь внешний и внутренний долг на уровне 83,2% ВВП. То есть станет страной с высоким уровнем госдолга, если в течение многих лет мы были страной с низким и умеренным уровнем задолженности правительства внутренним и внешним кредиторам.
Третий: МВФ, другие международные организации и ряд зарубежных правительств (США, Канада, Япония, ЕС) готовы фактически финансировать исключительно потребности “Нафтогаза” в валюте. Для того чтобы тот исправно мог осуществлять платежи (относительно “плана Маршалла для Украины” пока, очевидно, продолжаются только бесполезные разговоры. – Ред.).
Согласно с расчетной таблицей поступления внешнего кредитования, общая сумма таких займов составляет в 2014 6. 826 млрд долл. При этом НАК для расчетов за газ и планового погашения еврооблигаций в сентябре, по расчетам миссионеров, необходимо 6,935 млрд долл.
Насколько известно DT.UA, эти расчеты осуществлялись на основе “компромиссной” цены газа около 334 долл. за тысячу кубометров (385 долл. в пиковый период осенне-зимнего потребления и около 320 долл. – в остальное время). При этом ориентировочная цена словацкого реверса, как уже известно, будет не менее 360 долл.
Четвертый вывод: масштабная эмиссия продолжится. На конец года НБУ должен будет выкупить у правительства с целью рекапитализации НАК 104,4 млрд грн (на начало сентября было выкуплено около 42 млрд). Кроме того, расходы государства на рекапитализацию ряда банков и пополнение счетов для выплат Фонда гарантирования вкладов физлиц только в этом году составят 28,7 млрд грн (летом фонда из этой суммы было предоставлено 5,2 млрд).
Эксперты МВФ в конце июля считали, что все это мало скажется на обменном курсе гривны. Так, согласно программным сценарию, курс в конце 2014 заложен на уровне 12,5 грн / долл., На конец 2015-го – 13,3 грн / долл.
Как говорится, блажен, кто верует. Ситуация с августовским, лишь частичным, наполнением уставного фонда “Нафтогаза” показала МВФ, какое настроение на самом деле царит на валютном рынке Украины. Более того, вопреки ожиданиям, в августе возобновился отток вкладов населения в нацвалюте из банков. О приостановлении оттока валютных депозитов даже не приходится говорить.
  • Навстречу прирученному рынку *
В предыдущей версии меморандума МВФ требовал от украинских властей постепенного снятия ограничений на валютном рынке и жестко настаивал на состоявшегося новых. Однако в июле-августе фактически пересмотрел свое требование, убрав эту позицию. Иными словами, Вашингтон согласился на административное “закручивания гаек”, уже начатое Нацбанком.
Как выяснилось неделю назад, украинский регулятор решился не только ввести 100-процентную продажу валютной выручки экспортерами, но и вернуть практику жесткой проверки внешнеэкономических контрактов, трехдневное депонирования средств для покупки валюты на межбанке. Запрещается досрочное погашение кредитов по договорам с нерезидентами, активно использовалось Украинская корпорациями как инструмент вывода валюты за границу.
Для населения введена принудительная конвертации поступлений из-за границы по системам денежных переводов, а также валютных депозитов в случае их досрочного погашения. За границу можно перевести не более эквивалент 15 тыс. грн (около 1150 долл.) В сутки без подтверждающих документов, но не более 150 тыс. грн (около 11,5 тыс. долл.) в месяц. Ограничения на выдачу наличных в кассах банков сохранились прежние – 150 тыс. Ггрн в сутки и эквивалент 15 тыс. грн, если валюта.
Чтобы “нажать” на курс на валютном рынке и вернуть его в обещанный не только банкирам, но и МВФ коридор 12-12,50 грн / долл., Нацбанк принял решение со 2 сентября требовать от банков сокращение лимита общей длинной открытой позиции (Л13- 1) с 5 до 1%, а также по факту заморозил любые платежи по импорту на внедрении правила “Т +2”. Центральный банк также возобновляет практику валютных аукционов (первый состоится 8 сентября) и пытается снова успокоить рынок небольшими валютными интервенциями, хотя МВФ не снял требования о том, что НБУ должен до конца года закупить в резервы 1 млрд долл. Плюс глава Нацбанка Валерия Гонтарева стала почти ежедневно вызывать руководителей 40 крупнейших банков “на ковер”.
Рынок подчинился диктуемой воле. Начиная с утра 1 сентября курс стремительно пошел в сторону укрепления. Правда, что удивительно, высокие котировки продажи доллара и на межбанке, и на рынке наличных продаж ставили Укргазбанк, Укрэксимбанк, Ощадбанк, “Крещатик”. Словом, те, на которые прямо может влиять государство. Впрочем, 2-3 сентября и они подчинились общей тенденции, и курс укрепился до 12,50 грн / долл.
Однако уже 4 сентября на рынке появились заявки импортеров, которые были на трое суток технически заморожены благодаря решению НБУ о правиле “Т +2”. И девальвационная тенденция на рынке восстановилась. Причем доллары и евро снова стали очень дефицитным товаром в банковских кассах.
Обстановка на рынке остается очень нервной, и в Нацбанке осталось крайне мало неконфискационных инструментов. Регулятор еще может усилить лимиты выдачи наличных плюс вообще ввести мораторий на досрочное погашение банковских депозитов.
Если и это не поможет, резко возрастает вероятность конфискационных действий. Например, валютные вклады могут быть перечислены в гривне по официальному курсу. В неофициальных беседах чиновники НБУ подтверждают, что такая мера периодически обсуждается на внутренних совещаниях как крайняя.
  • Тратьте то, что есть *
Что в такой ситуации готов делать МВФ? Увеличивать финансирование? Нет. Фонд согласился с просьбой украинского правительства объединить третий и четвертый транши кредита stand-by, чтобы вернуть программу в запланированное русло (второй транш Киев получил с опозданием на 40 дней).
Руководитель миссии МВФ в Украине Николай Георгиев уже обмолвился о том, что фонд смотрит на подопечных согласно негативному сценарию. Очевидно, это и есть тот самый “нежелательный сценарий”, приведен в сопроводительном экспертном заключении по итогам первого пересмотра программы stand-by. Н.Георгиев объянил, что МВФ предполагает, что золотовалютные резервы до конца 2015 могут упасть до 4,4 млрд долл. (в случае оптимистического сценария – вырасти до 23,4 млрд).
Иначе в результате совокупного действия негативных эффектов Украине понадобится в ближайшие 16 месяцев 19 млрд долл. дополнительного финансирования. И МВФ – как крайняя мера – позволяет правительству брать эти деньги из золотовалютных резервов.
Интересно, что на встрече с банкирами в начале сентября постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше объяснил, что нет такого правила, согласно которому фонд не может кредитовать страны, находятся в состоянии войны. Об этом, как известно, часто упоминают представители администрации президента Порошенка. Впрочем, как дал понять чиновник МВФ, его организация, мягко говоря, не приветствует, если средства направляются на гонку вооружений и интенсификацию военного конфликта.
Фонд готов смириться только с затуханием конфликта на Востоке, а также отчасти с компенсацией правительством экономических потерь на Донбассе. Ну и, конечно, учесть во всех “маяках” свертывание торговли с членами Таможенного союза.
Принуждение Петра Порошенка к миру на саммите НАТО в Уэльсе 4-5 сентября четко вписывается в этот сценарий.
  • “Нафтогаз” и банки *
Выделяя второй транш, МВФ закрыл глаза на невыполнение двух критериев программы.
Согласно первому, НАК “Нафтогаз Украины” должна была провести конкурс на выбор внешнего аудитора и ежемесячно передавать фонда итоги такого аудита начиная с мая текущего года. Первые данные, как сообщает МВФ, появились у него только 8 июля.
Вторая проблема связана с тем, что Украина должна была обязать всех владельцев банков проводить при необходимости рекапитализацию своих банков. По имеющейся в DT.UA информации, до половины владельцев финучреждений с недостаточным капиталом сообщили о неготовности свой ​​счет выполнять программу рекапитализации.
И тут начинается самое интересное. Эксперты МВФ и сотрудники НБУ решились проводить рекапитализацию банков за счет государства. Как и в 2008-м.
Как сообщается в материалах МВФ, по состоянию на конец июня все банки, у которых не было введено администрацию, выполняли критерий адекватности регулятивного капитала на уровне 10%. При этом на момент работы миссии объем “плохих” кредитов в банковской системе сохранялся на уровне 14,6-14,7%, а поддержку ликвидности от НБУ получали 74 коммерческие банки.
Однако девальвация, которая началась после того, существенно откорректировала эти показатели. Более того, риск дальнейшего обесценивания национальной валюты означает, что значительное количество банков “вылетит” за этим крайне важным показателем банковской надежности. Стресс-тест показал, что в случае реализации негативного сценария уровень невозвратов кредитов в системе может достичь 27%. И банкам придется внести в свои уставные капиталы сумму, эквивалентную 3,5-5% ВВП.
Поэтому МВФ разрешил правительству на время действия программы stand-by потратить 2,8% ВВП (в т.ч. 0,8% ВВП в Фонд гарантирования вкладов физлиц) на финансирование банковского сектора. МВФ даже опубликовал таблицу, в которой указано, что Фонд гарантирования вкладов физлиц получит от государства до июля 5,2 млрд грн (по факту получилось, что в середине июля получил 4,2 млрд безвозвратной помощи). Кроме того, в октябре-декабре на нужды фонда и рекапитализацию банков правительство может направить еще 23,5 млрд грн из бюджета. Согласно расчетам DT.UA, получается, что МВФ разрешил правительству в этом году внести в капиталы банков 20, 5 млрд грн. И еще до 22,5 млрд – в 2015-м.
Поскольку “большой шкаф громко падает”, государство будет спасать только крупные банки. А именно те, которые «весят» не менее 2% активов банковской системы. Или в которых находится не менее 2% депозитов всей банковской системы.
По состоянию на 1 июля таких банков было всего 13 по активам (см. Табл.). Среди них украинские государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк; российские государственные Проминвестбанк, “Сбербанк России” и “ВТБ Банк”, а также Укрсоцбанк, “Райффайзен Банк Аваль” и “Альфа-банк”, принадлежащих иностранным финансово-банковским группам. Кроме них, частные Приватбанк Игоря Коломойского, “Дельта Банк” Николая Лагуна, “Надра” Дмитрия Фирташа, ПУМБ Рината Ахметова, “Финансы и кредит” Константина Жеваго. Исходя из размеров клиентских средств, к этой группе еще добавляютсяУкрСиббанк и “Креди Агриколь”, принадлежащих французам, а также VAB Олега Бахматюка.
В случае возникновения проблем в других банках МВФ настоятельно рекомендует их немедленно хоронить. При этом вклады физлиц будут возмещены через Фонд гарантирования вкладов. Депозиты акционеров, членов наблюдательного совета и руководства банков МВФ компенсировать запрещает.
В свою очередь, в Министерстве финансов будет восстановлено подразделение, занимался управлением и координацией работы государственных банков.
Однако это крайний сценарий, которого МВФ пытается избежать. Там понимают, что нынешняя ситуация на Востоке Украины является стратегией lose-lose, при которой проигрывают все: и Украина, и Россия, и так называемые ЛНР и ДНР. А также МВФ, который в этой ситуации играет роль кредитора последней инстанции. И Вашингтон очень не хотел бы, чтобы украинский кейс помощи со стороны международных организаций стал бы классическим негативным примером помощи МВФ.
Учитывая это фонд будет выжидать. Он будет ждать, чем закончится попытка мирного урегулирования ситуации на востоке страны, а также каким правительством обернутся досрочные парламентские выборы в Украине. Поэтому раньше декабря каких новых поступлений от МВФ ждать не стоит.
Андрей Блинов
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас