На что расходуется кредит МВФ? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

На что расходуется кредит МВФ?

Кредит&Депозит
1335
Даже сегодня, когда в результате военных столкновений на востоке страны ежедневно гибнут люди, любой разговор не только об экономике, но и о политике заканчивается темой денег. И это естественно. Девальвация гривны набирает угрожающие темпы. В свою очередь, она провоцирует инфляцию, которая может выйти из-под контроля и нанести экономике и, главное, гражданам очередной чувствительный удар.
Нацбанк Украины пытается каким-то образом держать соответствующие процессы под контролем. Недавно восемь украинских банков отлучены им от системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке. Такое решение НБУ объясняет дестабилизирующим влиянием уровня обменных курсов гривны, применяемых этими учреждениями в ходе операций на межбанковском валютном рынке. Это, по мнению Нацбанка, формирует негативные ожидания курсовой динамики национальной валюты. Как всегда, перечень проштрафившихся, не сообщался, и это, скорее всего, для того, чтобы не подрывать доверия как к конкретным учреждениям, так и к банковской системе в целом. Так было и в конце февраля, и в начале апреля, когда НБУ изъял из процесса приобретения валюты 22 банка. К сожалению, жесткие меры, как видим, не дали необходимых результатов. Только за три месяца в группу валютных спекулянтов попали 30 коммерческих банков, а курс гривны все еще не вернулся до 11 гривен за доллар – до уровня, который, по мнению министра финансов Александра Шлапака, является объективным для нашей страны. И это несмотря даже на то, что МВФ не только выделил Украине немалый кредит, но и перечислил его первый транш ($3,19 млрд).
Нельзя не заметить, что НБУ не удовлетворяется исключительно административными мерами. Совет НБУ принял определяющие основы денежно-кредитной политики на 2014 год. Банкиры надеются, что этот документ позволит украинскому бизнесу строить реальные планы работы с иностранными партнерами, активизировать свой ​​вклад в укрепление внутреннего рынка страны. Заслуженно ли Нацбанк достоин острой критики как по поводу либерализации курса гривни, так и по поводу инфляционной политики, которая далеко не всегда учитывает интересы населения? Ответа на этот вопрос не знают сегодня даже экономисты. Это показала дискуссия в Киевской школе экономики, в которой приняли участие как много нынешних и бывших топ-менеджеров центробанка, так и представители коммерческих банков и бизнеса.
Советник председателя правления банка «Надра» Анатолий Дробязко видит корни нынешних финансовых неурядиц в Украине еще ​​в кризисах 1997 и 2008 годов. Он утверждает, что с тех пор индекс цен производителей всегда идет в Украине впереди индекса инфляции. По его словам, то, что в 1997 году можно было купить за 100 гривен, сегодня и за 500 гривен не купишь. Анализируя по многочисленным диаграммам и графикам предпосылки действий Нацбанка, которые привели к девальвации гривны, эксперт отмечает: «Мы видим, что в последние годы был создан инфляционный навес, который рано или поздно должен был сорвать пружину, которая держала валютный курс». Вывод из его анализа такой: «До тех пор, пока в стране не будет доверия к процессам, которые происходят в стране, и бизнес, и население пытаться самостоятельно защищать свое благосостояние, и это будет сказываться на динамике валютного курса».
По словам члена наблюдательного совета «Укрэксимбанка» и экс-директора департамента монетарной политики НБУ Натальи Гребенник, для девальвации гривны были объективные причины, но такого падения можно было не допустить. Эксперт считает его чрезмерным, а причину видит в небывалом объеме рефинансирования коммерческих банков. «Принимая подобные решения, нужно обратить внимание на другие сегменты этого рынка, – говорит она. – Мы отдали много денег на рефинансирование, не подумав, как это повлияет на валютный курс. Учетная ставка Нацбанка у нас сама по себе, а посмотрите, что делается на фондовом рынке, какие там ставки. Можно сравнить учетную ставку с теми, которые действуют в банковской системе?» В то же время эксперт отмечает, что Нацбанк сам ничего не может сделать. Он может только показывать, какие у него намерения для сохранения стабильности, но сам от ее не в состоянии обеспечить, замечает Гребенник. Она уверена: «Без реформ – ничего не сделать». И еще, по ее мнению, решения Нацбанка и его молодого руководства должны публично поддерживать руководители государства. Она напоминает, что в свое время Виктору Ющенко это не требовалось. «Когда он говорил, люди ему доверяли», – говорит Гребенник.
«Недоверие к гривне, – говорит руководитель аналитического подразделения группы компаний «Инвестиционный капитал Украина» Александр Вальчишен, – возникает потому, что невозможно одновременно обеспечивать и стабильность валюты, и стабильный рост экономики, валового внутреннего продукта». Интересам населения страны прежде отвечает стабильный рост экономики, который обеспечивает и рабочие места, и большую зарплату, и более высокое качество жизни, уверен аналитик. «Тезис же о стабильном курсе и стабильное гривне, – убежден он, – контроверсивен». Обосновывая эту мысль, он ссылается на сравнение экономик Украины и Польши. В последней она даже в кризис успешно растет, тогда как в нашей стране, где долгое время «держали» гривну, резко падает. В результате того, что стремление к стабильному курсу себя дискредитировало, отмечает Вальчишен, сейчас мы вынуждены переходить к другой модели экономики. Он считает, что реальный эффективный курс гривны коррелирует с ценой страховки суверенного долга. Итак, когда рынок еврооблигаций перестанет волноваться по поводу событий на востоке Украины, то выровняется и курс. А рынок не успокоится, отмечает эксперт, пока инвесторы не будут уверены в территориальной целостности Украины».
Член Совета Нацбанка Юрий Полунеев в ходе дискуссии подчеркнул, что решения НБУ уже в первом квартале помогли переломить тенденцию роста дефицита счета текущих операций. В то же время он не солидарен с некоторыми критиками Нацбанка, которые не понимают сути контракта с Международным валютным фондом, хотя все понимают, что сотрудничество с ним Украине необходимо. «Без этого, – говорит Полунеев, – в Украине будет коллапс, дефолт и т.п. Контракт с МВФ – это, по сути, делегирование ему правительством страны макроэкономической политики и свободы действий правительства и Нацбанка по установлению тех или иных показателей. Все они очень четко намечены меморандумом с МВФ, который сегодня действует и является программой экономических и макроэкономических реформ в стране». «Поэтому, – продолжает член Совета НБУ, – ответы на сегодняшнюю дискуссию совсем не сложные. Если меморандум будет выполняться, а без него денег не будет, то мы должны его внимательно читать и выполнять. И тогда мы увидим, что Нацбанк сделал все правильно, отпустив курс. К тому же это была предыдущее требование МВФ. Его нужно было реализовать еще в феврале этого года и вообще покончить с вмешательством НБУ в любые процессы на валютном рынке. Это радикальная реформа роли Нацбанка в системе регулирования экономики». «Чем же будет заниматься Нацбанк? – спрашивает Полунеев и отвечает: – Он переходит к таргетированию инфляции. И на подготовку к этому у него ровно 12 месяцев. С 1 апреля 2015 года Нацбанк будет использовать совершенно новый арсенал – инструментарий влияния монетарной политики на экономические процессы. Будет усилена независимость НБУ, так как оценка и прогноз уровня инфляции будет иметь ведущую и даже определяющую роль по сравнению со всеми макроэкономическими прогнозами правительства».
Виталий Княжанский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас