Секвестр бюджета: кого "​​обрежут" в Украине? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Секвестр бюджета: кого "​​обрежут" в Украине?

Казна и Политика
9293
Печально известный бюджет, принятый правительством Николая Азарова, придется пересматривать заново. По словам министра финансов Украины Александра Шлапака, кроме уже заявленного 71 млрд грн дефицита бюджета, Министерство финансов насчитало еще 50 млрд скрытого дефицита. Кроме того, у нас впереди еще выплата около 10 млрд долл. государственного долга, которую нужно осуществить до конца этого года. Вариантов выхода из затруднительной ситуации мало – на чем-то придется экономить.
71 млрд дефицита, плюс еще 50 млрд недавно найденного скрытого дефицита, и еще 10 млрд госдолга, и плюс долги за газ – да, секвестр обещает быть немаленьким. К тому же Международный валютный фонд готов предоставить первый транш средств только после того, как правительство Украины согласует пакет документов по сокращению государственных расходов.
Министр финансов Александр Шлапак вчера заявил, что правительство умышленно завышало макропоказатели, обещало абсолютно нереальные социальные стандарты, ввело большое количество госпрограмм, “под которые не было ни копейки”, чтобы ввести в заблуждение украинцев. “Я утверждаю, что предыдущее правительство постоянно лгало своему народу. Это делалось сознательно, это делалось под политическим влиянием”, – сказал Шлапак. Что ж, пришло время снимать сладкую лапшу с ушей.
В первую очередь “под нож” пустят льготы, дополнительные выплаты и неэффективные госпроекты, считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. “Сократят расходы, связанные с теми проектами или программами, результативность и эффективность которых крайне трудно оценить и которые сейчас не являются определяющими. Например, стратегические программы и проекты, Олимпийские игры и т.д. И вероятно сокращение финансирования соответствующих структур, причастных к подобным программам. Скажем, Национальное агентство по инвестициям – поскольку это агентство вряд ли можно считать зарекомендовавшим себя за последние годы положительно, и вряд ли его нужно финансировать в такой степени. Это как пример того, что сокращение коснется, прежде всего, тех расходов, которые не социальные и которые не являются актуальными в контексте текущей экономической стабилизации”, – отметил эксперт.
Малообеспеченных граждан секвестр бюджета вряд ли коснется, ведь социальные выплаты относятся к разряду защищенных статей бюджета, которые под сокращение расходов не подпадают. “Если сокращение будет, то в первую очередь связано с различного рода бонусами, премиями чиновникам, но не малообеспеченным гражданам”, – подчеркнул Юрчишин. По его мнению, прежде всего нуждаются в пересмотре макроэкономические показатели, на которых строился принятый госбюджет.
“Дело в том, что все макроэкономические показатели, на которых рассчитывался бюджет, были очень завышены. Причем, речь идет не только о том, что реальный ВВП на этот год запланирован был на уровне 3%, и исходя из этого рассчитывался бюджет. А из того, что был завышен номинальный показатель за прошлый год, в отношении которого рассчитывался номинальный на этот год и затем – номинальные расходы”, – пояснил он.
“То есть, в результате пересмотра как номинального ВВП 2013 года, так и реальных показателей роста на 2014 год, в целом как номинальный ВВП, так и номинальные поступления бюджета могут быть существенно меньше, чем планировалось. Чем те, которые записывались при росте, при хороших макроэкономических условиях. Поэтому в таком случае, конечно, уменьшение поступлений в бюджет означает и снижение расходов. Именно из этого нужно исходить, когда говорится о снижении расходов”, – добавил Юрчишин. По его мнению, уже сейчас надо оценивать четко те расходы, которые не являются актуальными и результативными.
Пока правительство обнародовало только принятые 5 марта меры правительства об экономии. Согласно им, налоговые схемы и преференции ликвидируют, а также сократят социальные выплаты. Могут ограничить выплату пенсий работающим пенсионерам – они начнут получать лишь 50% от назначенных пенсионных выплат, но не меньше минимальной пенсии по возрасту. В местных бюджетах капитальные и “любые другие расходы” не будут финансироваться, пока не будут выплачены долги по энергоносителям и зарплатам. Также местным властям поручено найти возможность увеличить свои доходы на 2% и затраты на 1%. К тому же чиновники намерены вернуть капиталы, которые хранятся на Кипре и в оффшорных юрисдикциях.
Оценить эффективность всех предложенных статей сокращения госрасходов будет сложно. “Из-за того, что эти предложения представлены в едином пакете, очень трудно различить те, которые будут иметь серьезный эффект и те, которые на самом деле эффекта значительного иметь не будут. Потому что с одной стороны такие показатели, как, например, рост акцизов можно просчитать, а в очень многих других вещах сокращения могут быть незначительными, и возникает вопрос, целесообразно ли их делать”, – считает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
“Например, предлагается забрать надбавку в размере оклада, которая есть у тех, кто работает на неотложной медицинской помощи. И скорее всего, у них останется только оклад, который на сегодняшний день очень низкий. И будут ли люди продолжать работать на этой довольно непростой работе за такую ​​низкую зарплату, этот вопрос остается открытым. А насколько это сократит расходы? Этот вопрос исчисляется в миллионах гривен, возможно, даже меньше”, – говорит Жолудь. Эксперт предполагает, что сокращения коснутся значительной части населения. Но одновременно их надо провести так, чтобы наиболее незащищенные не слишком пострадали.
“Надо понимать, что кроме вопросов с бюджетом у нас будет еще и повышение тарифов. Для того, чтобы в конце концов сократить расходы на компенсацию тарифов, которая осуществляется сейчас из бюджета. Соответственно люди, которые тратят на это значительную часть доходов, пострадают. И надо предусмотреть гарантированную прямую помощь для такой категории украинцев”​​, – пояснил Жолудь.
По его мнению, в Украине действительно очень много социальных программ, и их сокращение может быть целесообразным, учитывая те обстоятельства, в которых оказалась Украина. Но вместе с тем под удар могут попасть и действительно необходимы – как обеспечение больных инсулином и т.д. “То есть, их все нужно смотреть и оценивать отдельно”, – подчеркнул эксперт.
По предварительным оценкам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, расходы госбюджета нужно будет сократить на 65-80 млрд. грн. Но по подсчетам экспертов, кроме макроэкономических показателей, нужно будет пересмотреть и доходную часть бюджета. “Мы вынуждены будем урезать бюджет. У нас на сегодняшний день нет свободных доходов. То есть, бюджет, который сейчас работает, который был принят, базируется на нереалистичных данных по доходам, которых мы не можем просто достичь”, – считает Жолудь.
“Если мы оставляем сегодняшний уровень доходов, не убавляем его, примерно на те же 80 млрд, то соответственно, мы его не сможем выполнять. Нет таких поступлений, которые записаны в бюджете. Соответственно, если мы сокращаем доходы, то нужно сокращать и расходы. Я думаю, что действительно будет сокращение доходной части на 80-100 млрд. гривен, что будет соответствовать тому, что реально экономика может дать в бюджет”, – подытожил он.
Кажется, что затягивать пояса украинцам не в новинку. Но статьи, на которых правительство планирует экономить, пока напоминают сено в мешке – никогда не знаешь, с какой стороны в нем вылезет шило. Поэтому сохраняется значительный риск, что хаотические и непродуманные меры экономии лишь вызовут недовольство населения, а не принесут реально ощутимую пользу.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас