90 миллиардов гривен - в бюджет! — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

90 миллиардов гривен - в бюджет!

Казна и Политика
10778
«У Верховной Рады очень мало времени, чтобы завоевать доверие народа», – говорит председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий ШАБУНИН. Парень, который с первого дня на Майдане и был там в самые острые моменты противостояния, отмечает: «Сейчас парламенту не доверяют, и это заслуженно». И не только потому, что «новой» властью в стране стали «старые» политики. Речь идет прежде всего о том, что этот состав парламента практически не работал в нужные для страны моменты. А сами выборы этого парламента запомнились беспрецедентными торгами за место в списке… Причем не только в Партии регионов, но и в списках оппозиционных партий… Поэтому колоссальное влияние на этот парламент в итоге получили финансово-промышленные группы.
Чтобы получить доверие, говорит Виталий Шабунин, парламенту нужно немедленно принять законы, которые подтвердят его готовность «играть по новым правилам», и эти законы, конечно, совсем не нравятся ФПГ.
И это не «призрачные» реформы, которые требуют наработки, разработки и написания. Эти законы уже написаны, зарегистрированы в ВРУ и некоторые из них уже даже имеют подписи лидеров депутатских фракций…
ЗАКОНОПРОЕКТ № 2207
«ВРУ должна показать и обычным украинцам, и экспертной среде готовность бороться с коррупцией. Это то, чего прежде ждут от новой власти граждане», – говорит в комментарии «Дню» Виталий Шабунин.
И преодоление коррупции – это далеко не возврат Межигорья в государственную собственность, замечает он. «Это – реальные шаги, которые изменяют систему», – говорит председатель правления Центра противодействия коррупции. Он разделяет эти шаги на «тактические и стратегические».
К первым он относит два уже написанных и зарегистрированных законопроекта № 2207 и № 3522.
«Есть два написанных и зарегистрированных закона, принятие которых даст всем четкий сигнал о том, что власть хочет бороться с коррупцией – это законопроект № 2207 (о внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (относительно усиления прозрачности закупок предприятий) и законопроект № 3522 (о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления эффективности государственной антикоррупционной политики)», – говорит Шабунин.
К слову, законопроект № 2207 уже имеет подписи трех политических лидеров, он прошел чтения в профильном парламентском комитете. Все, что остается сделать – выставить его на голосование и проголосовать.
И очень важно для понимания, действительно ли этот парламент с народом, или только притворяется, насколько быстро будет поставлен на голосование законопроект № 2207, говорит Шабунин. По его словам, «это все нужно сделать сегодня-завтра».
ЗАКОНОПРОЕКТ № 3522
Второй Закон – № 3522 (Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления эффективности государственной антикоррупционной политики) – тоже зарегистрирован. Тем более, он имеет подписи-поддержки, кроме представителей оппозиции, еще и депутата от Партии регионов Сергея Тигипко и даже от коммунистов – Оксаны Калетник. «Поэтому проблем при голосовании не должно быть», – замечает Шабунин.
«Эти два закона – простые «маркеры», которые покажут, готова ли власть бороться, или нет», – говорит председатель правления Центра противодействия коррупции.
После того, как ВРУ проголосует эти два законопроекта, она, по мнению нашего собеседника, должна перейти к «стратегическим шагам борьбы с коррупцией». А именно – запустить государственный институт, который будет бороться с коррупцией. «Прокуратура не сможет это сделать самостоятельно, несмотря даже на то, что и прокурор хочет перемен к лучшему. Поэтому изменить вертикаль там, как минимум, людей, займет два-три года. Этого времени у нашей экономики нет, – замечает Виталий Шабунин. – Должен быть орган, который сконцентрирует в своих руках полномочия и ответственность перед народом. Таким органом является Государственное бюро расследований. Мы сейчас разрабатываем его концепцию. Есть несколько законопроектов, выбираем лучший. И их тоже власть должна принять в течение ближайшего месяца. К лету орган должен начать работать».
Также, по мнению Шабунина, важная стратегическая цель – уничтожение «обнала». «Это – серьезная реформа, которая не может быть частичной. Скорее всего – это будет комплексное реформирование налогового комплекса. А если «обнал» не будет уничтожен, то это будет означать, что все обещания власти – ложь». – Говорит Шабунин. На этом эксперт отводит парламенту – два месяца.
За это время, по его мнению, ВРУ должна также отсечь оффшоры из бюджета. «Компания, в составе которой есть оффшоры или контролируемая оффшорами, не имеет права претендовать на бюджетные средства. В бизнесе – пожалуйста. Но в случае с государственными средствами нужно видеть, кто получает выгоду», – резюмирует председатель правления Центра противодействия коррупции.
Шабунин подчеркивает: не нужно тратить время на концепции, кредиты выпрашивать, нужно принимать антикоррупционные реформы, и деньги в бюджете появятся. «Если до мая Рада этого не сделает, нужно готовить следующий Майдан», – говорит он.
К сведению, по официальным данным СБУ, за полтора года в системе госзакупок было украдено от 30 до 45 миллиардов гривен. Обнал – это на сегодня 15% от всех средств, которые курсируют в системе государственник закупок (около 300 миллиардов гривен). То есть, по несложным подсчетам, принятие вышеупомянутых законопроектов гарантированно добавят бюджету не менее 90 миллиардов гривен, а это более трех нынешних бюджетов Министерства образования и науки (в 2014 г. МОН получил 24,3 миллиарда гривен).
ЗАКОНОПРОЕКТ № 3805
А вот председатель правления ОО «Комитет по вопросам коррупции» Виталий Ищенко, убежден, что оперативно – Раде нужно принять законопроект № 3805 «О Единой государственной системе мониторинга производства, поставки, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги, прозрачный баланс ТЭК». «Для того, чтобы революция, которая началась как «либеральный конфликт», не переросла в социальный беспорядок «Ленин умер, да здравствует Ленин», должен заработать штаб, который создаст новую систему учета «социальной эмиссии», в который поверят поставщики услуг и население поймет, что есть минимум возможности власти стратегии выхода из кризиса. Нет «фискального аппарата», который перераспределял между регионами субвенции за определенную мзду, нет и «прокладки» частно-частного партнерства через структуру банков. Мы очищаемся одновременно в нескольких проекциях. Но… Проблемы снизу: из опыта Латинской Америки сейчас срочно нужны инструменты для учета элементарного потребления – транспорта и питания. «План 55 дней», – говорит он.
Кстати, по словам Ищенко, самая страшная штука – временное правительство, созданное из людей «коалиции». «Мы знаем, почему возникла идея «Конституции 2004», мы понимаем, что сложно создать «новое большинство» из оппозиции и членов Партии регионов, но нас может успокоить тот факт, что ни одна из наших партий не имеет идеологического окраса. Все они формировались из « либерального» (бизнес- группы) и «политического» блоков. Последние – это те, кого мы видим в телевизоре, а в «либеральном» хозяйстве партий всегда более-менее осмысленные представители реального сектора», – объясняет эксперт. По его словам, власть для реального сектора – это реальная угроза, потому до сих пор нет пакта о невмешательстве власти в коммерческие вопросы.
Временное правительство «коалиции» сможет просуществовать лишь в настоящее время кризиса, а летом, после выборов всех уровней, не должно ехать в отпуск, пока не появится план преодоления осеннего кризиса, прогнозирует председатель правления ОО «Комитет по вопросам коррупции». «Вероятность прихода осенью очень левой или военно-правой силы является очень вероятным, учитывая, как в центре смотрят на ситуацию на местах. Но при наличии инструментов мониторинга Закона о Единой Системе Государственного мониторинга № 3805 мы уже через три месяца сможем увидеть наиболее уязвимые сегменты экономики, а мотивированный реальный сектор найдет своих работников», – заключает он.
Поэтому главная черта члена фактически кризисного правительства, говорит Ищенко, – это способность не засидеться, Не заговорить проблемы, а решить их – живо, добросовестно и с честью уйти.
БЕЗ ЭТИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ПРОВОДИТЬ НЕЛЬЗЯ
А вот эксперт Института политического образования, член политического объединения «Сила людей» Александр Солонтай замечает: ВРУ уже наделала кучу ошибок. «Выборы, пока мы не проведем все необходимые реформы, проводить нельзя, в том числе, – и президентские тоже. Опять получается так, что мы выберем человека для одних полномочий, а затем меняем полномочия через реформы. И что, потом придется снова выбирать людей уже для других полномочий?, – Замечает эксперт. По его словам, если мы действительно хотим перезапустить страну, то сначала нужно изменить правила, затем – правила прихода к власти, и лишь затем – власть. «Вопрос бюджета, финансового контроля, распределения функций расходов, вопрос о назначении местных государственных администраций (они должны быть ликвидированы), децентрализация государственных финансов (проекты на каком уровне должны решаться), – ответы на все эти вопросы, подчеркивает Солонтай, должны сначала быть установлены в соответствии с конституционными и законодательными изменениями, и только потом мы сможем проводить выборы. «И эти пакеты являются сейчас срочными, как и, собственно, сами правила проведения выборов», – резюмирует эксперт.
Алла Дубовик
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас