Масло в огонь — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Масло в огонь

Казна и Политика
2088
27 мая Евросоюз снял эмбарго с поставок оружия сирийским повстанцам. Этот шаг уже вызвал неоднозначную реакцию в мире. Для Украины же новый виток насилия в Сирии может иметь далеко идущие последствия.
Оружия для борьбы с властью
Вечером 27 мая руководитель министерства иностранных дел Великобритании Уильям Хейг в своем Twitter-е написал: “Оружейное эмбарго закончилось. Решение отправлять оружие пока не принято. Другие санкции остаются в силе”. Речь идет о прекращении длившегося эмбарго на поставку вооружения для сирийских повстанцев. За этот шаг выступали Великобритания и Франция, считая, что отмена запрета, введенного в мае 2011 года, сможет помочь умеренной части сирийской оппозиции под руководством генерала Селима Идриса. Помощь повстанцам, по мнению британцев и французов, необходима для того, чтобы вынудить сирийского президента Башара Асада на переговоры с оппозицией. Впрочем, Хейг уверяет, что Великобритания пока не планирует начинать поставки вооружений противникам Асада. Однако если ситуация, по мнению британцев, будет “ухудшаться”, то отмена эмбарго позволит проявить “больше гибкости” по отношению к войне в Сирии. Такое решение ЕС вряд ли можно назвать единогласным. Некоторые ключевые игроки Старого Света достаточно настороженно относятся к сирийской оппозиции. Речь идет в первую очередь о Германии, которая полагает, что поставки оружия в Сирию лишь усугубят и без того затянувшийся кровавый конфликт.
Тем не менее, решение Евросоюза поддержали и в США. За два с лишним месяцев до этого, когда президент Франции Франсуа Олланд заявил об инициативе по отмене эмбарго, госсекретарь США Джон Керри заявил, что его страна не будет вмешиваться в решения стран, которые захотят поддержать сирийских повстанцев. Вместе с тем, тогда Керри заявил, что США не собираются поставлять в Сирию оружие, а будут лишь предоставлять стране гуманитарную помощь. Однако не все американские политики настроены так умеренно. Обама, которого ряд политиков США критикует за излишнюю осторожность в сирийском вопросе, занимает выжидательную позицию в то время, как его соперники из Республиканской партии все активнее вмешиваются в сирийский конфликт. Так, бывший соперник Обамы на выборах президента в 2008 году Джон Маккейн не только выступает за поддержку сирийских “борцов с режимом”. 27 мая Маккейн даже посетил Сирию, где встретился с руководством оппозиции. Как передает “Инопресса”, на встречах лидеры повстанцев призвали США “наращивать помощь сирийской вооруженной оппозиции, снабдить их тяжелыми вооружениями, организовать бесполетную зону, а также наносить авиаудары по сирийскому режиму и силам “Хизбаллы”, которые активизировались в Сирии”. “Мы нуждаемся в помощи американцев, чтобы изменить ситуацию на местах; сейчас мы в крайне критическом положении”, – заявил генерал Идрис, выразив благодарность Маккейну и раскритиковав Обаму. Маккейн, в свою очередь, вновь заявил о необходимости военной помощи Сирии. Ранее этот политик выступал за поставку сирийским оппозиционерам зенитно-ракетных комплексов Patriot, чтобы защитить их позиции от налетов правительственной авиации. Кроме того, Маккейн жестко критикует Россию, которая осуждает подобную помощь повстанцам. Более того, американский политик обвиняет РФ в поставке правительственным войскам оружия.
В самой России все обвинения отрицают. Что же касается решения ЕС, то его восприняли негативно. “Подобные шаги, подобные решения или посещение разных приграничных районов, я имею в виду посещение, которое было у сенатора Маккейна, никоим образом не способствуют подготовке международной конференции по сирийскому урегулированию, над которой сейчас сообща работают очень многие стороны, достаточно конструктивно работают. Поэтому, конечно, такие действия не могут быть встречены с пониманием”, – заявил пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков. “Евросоюз фактически подливает масло в огонь конфликта и снижает шансы на результативное проведение конференции по политическому урегулированию в Сирии, в успехе которой он должен бы быть заинтересован”, – заявил замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
Опасения России можно объяснить не только нежеланием потерять союзника в регионе. И Россия, и та же Германия, да и ряд других государств с тревогой следят за процессами, происходящими среди самой сирийской оппозиции, где Идрис – далеко не единственная и не самая могущественная сила. Многих пугает то, что среди оппозиционеров очень популярны радикальные исламистские настроения, а иногда “повстанцы” и попросту действуют за гранью: достаточно вспомнить скандал, с одним из полевых командиров, поедавшим сердца своих противников. Кроме того, ряд СМИ сообщил о жестоких изнасилованиях и убийствах христианского населения в зонах, контролируемых повстанцами. Пример Ливии, Египта и Туниса свидетельствует – зачастую после “борьбы с тиранами” к власти приходят гораздо худшие люди, к тому же ограничивающие свободы так, что ни одному тирану не снилось. Все это заставляет некоторые страны скептически относится к инициативам Франции и Великобритании, а также к предложениям некоторых американских политиков. Тем более, что по той же Франции эскалация насилия в Сирии может ударить довольно сильно.
Из Парижа с любовью?
Французская позиция по поставкам оружия в Сирии не всегда была неизменной. Так, зимой этого года Франция, ранее выступавшая за поставки оружия сирийцам, вдруг поменяла свою точку зрения. Причина – военная операция с участием французских войск в Мали. Там французы обнаружили у своих противников свое же оружие, которое поставлялось в Ливию во время войны с Муаммаром Каддафи оппозиционерам. Французы от увиденного были явно не в восторге. Наличие своего же оружия, находившегося в руках у тех, для кого оно не предназначалось, сподвигло французскую сторону занять более умеренную позицию в вопросе снятия эмбарго для сирийских повстанцев. “Сложно добиться, чтобы в Сирии оружие попадало в руки исключительно к умеренным оппозиционерам”, – оправдывались во Франции. Однако 25 мая Франция начала первую стадию операции по выводу своих войск из Мали. И, очевидно, вопросы циркулирования вооружений стали менее важны для французов. Тем более, возник новый скандал – сирийские оппозиционеры обвинили правительственные войска в применении химического оружия. Обвинение прозвучало не в первый раз (власть и оппозиция в Сирии периодически обвиняют друг друга в использовании неконвенциональных видов оружия), однако в этом случае его поддержал французский журналист Жан-Филипп Реми, который в своей статье для Le Mond рассказал о фактах применения подобного оружия, снабдив материал фотографиями людей в противогазах и рассказав о последствиях применения этого оружия. Эта информация насторожила мировое сообщество. В августе прошлого года президент США заявил, что применение химического оружия в Сирии будет чревато “военным решением конфликта”, что можно понимать как вмешательство США в войну. Впрочем, с тех пор пыл администрации Обамы значительно поумерился. Тем не менее, сирийское химическое оружие продолжает вызывать страх. В первую очередь, у соседей Сирии – прошлым летом заместитель начальника генштаба Армии обороны Израиля генерал-майор Яир Навэ заявил, что арсенал химического оружия Сирии считается одним из самых крупных в мире и в его стране опасаются, что этот арсенал может оказаться в руках у террористов. Примечательно, что ранее также сообщалось о том, что сирийские повстанцы получили химическое оружие из Ливии.
Опасения Франции, связанные с сирийским химическим оружием, заключаются не только в том, что оно, подобно оружию ливийскому, может попасть в руки “не тех” людей, и, вполне вероятно, быть использовано против французских войск. Не стоит забывать о том, что у истоков создания химического оружия в Сирии в 70-ых годах ХХ века стояли именно французские компании. И применение этого оружия может снова вызвать интерес к тому, как же оно появилось у Сирии – страны, и в те время явно не попавдашей под определение “демократических”. Пока французы призывают проверить факты использования химического оружия, одновременно заявляя, что “подозрения в его применении растут”. Вполне возможно, что позиция Франции по снятию эмбарго вызвана в том числе и желанием “замять” скандал с химическим оружием.
Как бы то ни было, пока европейцы и американцы готовы помогать сирийским повстанцам лишь гуманитарной помощью да оружием. После потерь в Мали и на фоне падения популярности Олланда участие французских военнослужащих в конфликте вряд ли вызовет у граждан Пятой республики поддержку и понимание. Британцам же после убийства военнослужащего в Лондоне тоже вряд ли придется по нраву отправка Вооруженных сил Ее Величества в очередную войну, где участвуют исламисты, тем более, что воевать придется бок-о-бок с теми, чьи взгляды разделяли убившие Ли Ригби. Осторожная администрация Обамы тоже вряд ли захочет помогать повстанцам не только живой силой, но и оружием. Особенно после Бостонского теракта. Таким образом, режим Башара Асада не сметут моментально. Но масла в огонь поставками оружия подольют основательно.
Борис Рудь
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас