Глобальное старение и госбюджеты


Глобальное старение и госбюджеты

Полтора месяца назад, в марте, агентство Standard & Poor’s выпустило отчёт, посвящённый вопросу влияния глобального старения на фискальную политику государств.

Старение население – феномен, характерный для всего мира. Он вызван переменами в жизни людей, возникающими в результате индустриализации и развития экономики. Во-первых, сопровождающие этот процесс улучшения в области медицины увеличивают продолжительность жизни. Люди живут дольше и большее их число доживает до старости. Во-вторых, одновременно снижается рождаемость.

Дело в том, что в традиционном – по сути, крестьянском – обществе у людей существует, помимо естественного стремления к деторождению, экономический стимул заводить детей. Для крестьян дети дают дополнительные рабочие руки. Также, в условиях характерной для таких обществ бедности, неразвитой финансовой системы и отсутствия государственной социальной поддержки, дети являются гарантом нормальной жизни родителей в старости. Это приводит к семьям с большим количеством детей и, соответственно, к высокой рождаемости.

По мере развития экономики, однако, экономический стимул постепенно становится отрицательным. Современные общества не используют детский труд. Развитые финансовые системы дают возможность создать накопления, способные обеспечить безбедную старость, а в случае, если этого сделать не удастся, существует страховка в виде государственной социальной поддержки, какую бы форму эта поддержка не принимала. В то же время, дети требуют немалой отдачи от родителей – от обеспечения им пристойных условий для жизни и развития до расходов на их образование. Вместо актива дети превращаются в обязательство и экономические стимулы вместо поддержки естественного стремления произвести потомство входят с ним в противоречие. Как следствие люди начинают заводить меньше детей (при этом, правда, гораздо больше вкладываясь в их обеспечение и развитие).

Получающееся в результате старение населения создаёт определённую проблему – рост количества граждан нетрудоспособного возраста относительно граждан трудоспособного возраста.

Согласно прогнозам, к середине века доля людей нетрудоспособного возраста в совокупном населении вырастет практически во всех странах мира. Источник: Standard&Poor’s

Фискальные последствия

Для бюджетов государств этот процесс представляет собой угрозу из-за увеличения нагрузки на пенсионную систему и системы социального обеспечения в целом.

В целом, в государствах, покрываемых рейтингами Standard&Poor’s, доля расходов государств на обеспечение пожилого населения вырастет с 15,1% от ВВП в 2010 году до 21,7% от ВВП в 2050-м, на 6,6% от ВВП.

Доля “возрастных” расходов – пенсий, расходов на здравоохранение и т.п. – в ВВП будет расти повсеместно по мере старения населения. Согласно прогнозу Standard & Poor’s в Украине этот показатель будет одним из самых высоких в мире. Источник: Standard&Poor’s

Естественно, такой большой прирост расходов (к примеру, по данным МВФ доля доходов правительства США в ВВП страны составила в 2012 году всего 31,8%) не может не сказаться на состоянии государственных финансов. Если фискальная политика не будет изменяться и расходы правительств не будет подстраиваться под процесс старения населения, средний уровень государственного долга в покрываемых рейтингами агентства странах вырастет с 37% от ВВП в 2010-м до 189% ВВП в 2050-м, а средний дефицит бюджета – с 4,6% ВВП до 14,3% ВВП.

Естественно, такая динамика долга и бюджетного дефицита в реальности маловероятна, так как она напрямую ведёт к дефолтам (собственно, дефолты начались бы гораздо раньше 2050 года). Государства уже сейчас понимают, какие проблемы могут встать перед ними в будущем и пытаются избежать их.

Основным инструментом, используемым для этого, являются разнообразные реформы пенсионного обеспечения.

Во-первых, государства постепенно повышают пенсионный возраст, в соответствии с растущей продолжительностью жизни. Во-вторых, реформируются пенсионные системы – их стараются превратить из чисто солидарных систем, в которых нынешние работники содержат пенсионеров, в системы с большой накопительной компонентой, в которых пенсионеры будут, полностью или частично, содержать себя за счёт собственных сбережений.


Фото: EPA/UPG
Во время протеста в Греции против пенсионной реформы

Большой проблемой на пути реформ является негативное отношение к ним пожилой части электората. Люди, как правило, не склонны жертвовать собственными сиюминутными интересами ради интересов общих и долгосрочных и пенсионеры и люди предпенсионного возраста в различных странах мира не стали исключениями из этого правила. В Европе протесты против пенсионных реформ прокатились от Украины до Франции, а на оппозиции к ним удалось заработать политические дивиденды целому ряду политиков, включая нынешнего президента Франции Франсуа Олланда.

Однако, жизнеспособных альтернатив реформам в данный момент не существует и они наверняка будет продолжаться. Даже если какая-то из стран откажется от проведения реформ, избежать снижения пенсионных расходов в будущем ей всё равно не удастся, просто это случится в результате дефолта, а не в результате изменений в экономической политике.

Украина

Нашей страны процессы старения и вызываемые ими фискальные проблемы коснутся в полной мере.

Соотношение количества граждан нетрудоспособного возраста к гражданам трудоспособного возраста в Украине вырастет к 2050 году почти в два раза. Доля в ВВП “возрастных” расходов, соответственно, вырастет с нынешних 22% (одного из самых высоких показателей в мире) до 33% (самого высокого показателя среди стран, охваченных исследованием Standard & Poor’s).

При сохранении нынешней пенсионной системы и систем социального обеспечения, госдолг Украины к 2050 году должен дорасти до – в реальности, скорее всего, недостижимого – уровня 205% от ВВП, с нынешних 35% от ВВП. Дефицит бюджета должен будет превысить совсем уж нереальные 20% от ВВП.

Понятно, что Украине предстоит пройти через процесс реформирования пенсионной системы и систем социального обеспечения, аналогичный процессам, происходящим в других странах Европы и мира. Собственно, первые шаги наша страна уже сделала, инициировав меры по повышению пенсионного возраста для женщин. По расчётам Standard&Poor’s одно это снизило ожидаемый при прочих равных уровень госдолга в 2050 году на 120-130%, с 325-335% до 205%. Однако, огромный размер последней цифры однозначно показывает, что уже принятыми мерами дело ограничиться не может.


Фото: Андрей Яницкий

Как и в других европейских странах, в Украине пенсионная реформа вызывает недовольство и протесты населения. К сожалению, способов избежать её нет, потому что потребность в ней вызвана неотвратимыми долгосрочными демографическими изменениями. Чем раньше наша страна начнёт внедрять полноценную пенсионную реформу, тем более мягким и растянутым во времени может быть период её внедрения и тем легче для пожилой части населения она пройдёт.

Павел Кухта

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua