Пиратство разоряет судоходный бизнес — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пиратство разоряет судоходный бизнес

Криминал
1526
Моряки, в том числе украинские, страдают от пиратских нападений. Финансовые же расходы несут судоходные компании и компании, которые страхуют. Эти убытки становятся все более ощутимыми.
За первые три месяца этого года моряки сталкивались с пиратами 66 раз. Ситуация лучше, чем в прошлом году, когда в этот же период торговые суда имели 102 таких инцидента. Но, несмотря на утешительную статистику, пираты обходятся судоходству дорого.
Буквально несколько дней назад пираты напали на немецкий контейнеровоз и захватили пятерых членов команды. Произошло это у побережья Нигерии. Долгое время зоной распространения пиратства считали прибрежные воды Сомали и Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии. Но в последние три года все более опасным становится побережье Западной Африки. В прошлом году в регионе произошло 58 пиратских нападений, почти как рядом с Сомали, где пираты дали о себе знать 75 раз.
Пираты, промышляющие у восточноафриканского побережья, действуют по стандартной схеме: судно берется на абордаж, его команда берется в плен, от владельцев требуют миллионных выкупов. Другое дело – западноафриканские пираты. Их традиционно интересовали грузы кораблей, которые они захватывали чрезвычайно агрессивно. В этом регионе добывают много нефти, и если ее перевозят танкерами, то она становится щедрой добычей морских разбойников.
Груз или выкуп?
Однако председатель Объединения немецких судовладельцев Ральф Нагель опасается, что тактика западноафриканских бандитов может измениться. “Недавно произошли два инцидента, когда были захвачены в плен матросы – вероятно, чтобы требовать выкуп, – рассказал Нагель. – Мы давно боялись, что бизнес-модель пиратов в Индийском океане возле Сомали скопируют и в других регионах”.
“Финансовая выгода от выкупов, конечно, огромная, – говорит в интервью DW эксперт по судоходству в немецкой страховой компании Munic Re Дитер Берг. – На сомалийском побережье суммы выплат выкупов составляют пять миллионов долларов”. Одновременно на танкере нефтепродукты стоимостью, как правило, менее одного миллиона долларов, утверждает Берг.
Суда превращаются в крепости
При этом пираты в своей работе приобретают все больший профессионализм, плавбазы перевозят маленькие быстрые боевые лодки, оснащенные автоматами, пулеметами и другим высокотехнологичным оружием.
Со своей стороны, торговые корабли тоже вооружаются на случай встречи с пиратами. Это, однако, связано с дополнительными расходами. Многие судоходные компании предписывают своим кораблям делать большие объезды, чтобы обойти опасные воды. Особенно критичные районы судна проходят с конвоями, даже если это связано с задержками.
Многие корабли оборудуют защитными помещениями, цитаделями или “комнатами паники”. В случае нападения электроника судна автоматически выключается, команда скрывается в безопасном помещении и ждет помощи. Еще одна статья расходов – дополнительные меры безопасности в виде колючей проволоки вдоль бортов, в некоторых случаях с возможностью подключения электрического тока, звуковые пушки или спреи, которые могут делать палубу и обшивку скользкими и труднодоступными для пиратов.
По нападавшим открывают огонь
Впрочем, еще более эффективны вооруженные охранники на борту, говорит Нагель. “Практика показала: активная оборона не позволила пиратам взять судна на абордаж и захватить заложников, – утверждает Нагель. – К этим мерам прибегают большинство кораблей, пересекающих рискованные регионы”.
Однако не все порты позволяют заходить к ним судам с оружием. А нет вооруженной охраны – ждут высокие страховые взносы, поскольку тогда риски для страховщиков растут. Дополнительное страхование, соответственно, отражается на бюджетах судовладельцев.
“По грубым подсчетам, один проход судна требует 50 тысяч долларов на дополнительные страховки. Еще столько же, в пределах 50 тысяч за рейс, стоит вооруженная охрана”, – оценивает Нагель. В сумме эти и другие дополнительные меры, отмечает Нагель, делают транспортные расходы на десять-двадцать процентов дороже. А в отдельных случаях они могут расти вдвое.
Размеры выкупов увеличились в разы
Страховая отрасль также испытывает на себе финансовые последствия пиратства, особенно в последние годы, когда размеры выкупов увеличились в разы, рассказывает Дитер Берг с Munich Re. Потому что рядом с выкупами добавились сопутствующие расходы почти в таком же объеме. “Начиная от стоимости переговоров, которые являются достаточно длительными. К ним привлекаются адвокатские конторы и профессиональные переговорщики”, – объясняет специалист. Выкуп следует доставить к месту, для этого, опять же, нужны транспорт, охранники, вертолеты, чтобы сбросить посылку на корабль.
После месяцев пиратской осады корабль находится, как правило, в катастрофическом состоянии. “Стены кораблей обрастают водорослями и ракушками. А внутри кораблей царит сплошной разгром, после того, как на них побуйствовали пираты”, – констатирует Берг.
Таким образом, на одном лишь Сомалийском полуострове, или, как его еще называют, Африканском роге потери от пиратства в 2012 году оценивались “Oceans beyond Piracy” в около шести миллиардов американских долларов. Эта американская общественная организация декларирует своей целью борьбу с пиратством.
Треть средств идет на вооруженную охрану, еще около трети расходуется вследствие передвижения с повышенной скоростью и еще десять процентов стоят дополнительные страховки. В более миллиард долларов обходятся государствам меры по защите торгового флота.
В этих расчетах не учтены экономические последствия для самого региона, например из-за того, что усложняется региональная торговля.
Инза Вреде, Захар Бутырский
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас