Новые челноки: как украинцы дотируют польскую экономику — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Новые челноки: как украинцы дотируют польскую экономику

4439
Восемь часов утра, а на пешем переходе пункта пропуска «Шегини-Медика» (Мостиский район) скопилось уже около полусотни людей. Большинство из них – женщины, для которых пересекать границу уже стало привычной работой. Практически каждый несет сигареты и водку на продажу. И далеко не все придерживаются пределов дозволенного.
«Вот отдам бутылку и папиросы, и возвращаюсь. И так два раза в день. Это ничего, я уже привыкла стоять по два-три часа. Заработаю около 30 злотых, и то хорошо. Уже могу пойти в магазин и за то немногое купить что-то домой поесть», – говорит госпожа Дара, которая живет недалеко от границы в селе Конюшки Мостиского района.
В местный магазин за продуктами она уже давно не ходит: дорого и товар не слишком качественный. Женщина привыкла доверять польским продавцам. Но не главным преимуществом в выборе остаются цены. «Покупаю все, от колбасы и до техники. Продукты в два раза дешевле, чем у нас, а цитрусовые, бывает, и в 1,5 раза. Лучше всего перед праздниками, потому что есть различные скидки. Такая же ситуация с обувью или строительными материалами. Но это уже покупает мой муж», – рассказывает женщина.
Украинцы – активные покупатели
Только за первую половину этого года украинцы, белорусы и россияне оставили в польских магазинах около одного миллиарда долларов, подсчитали в Государственном комитете статистики Польши (GUS). Такая же цифра была за весь 2011-й год. В среднем за квартал украинцы закупались на 250 миллионов долларов, сообщают в комитете. Самый большой спрос – на бытовую технику, строительные материалы и запасные части к авто.
Жители польского пограничья умело пользуются украинской торговой активностью и всячески способствуют этому. Большинство супермаркетов расположены сразу возле границы в пределах 2-5 километров, чтобы покупатель из Украины, на которого они ориентированы, мог быстро заехать за товаром. Этими покупателями на 80 процентов являются владельцы карт малого пограничного движения.
Торговля «спасает» обе стороны границы
«Никто не заинтересован, чтобы между Украиной и Польшей была «стена». Поляки понимают выгоду от украинцев и очень толерантны с нами, – говорит Роман Гильжинський, житель пограничного села Боневичи. – Я дважды в неделю еду в Польшу и закупаюсь на складах. Привожу использованную технику, велосипеды и стройматериалы, преимущественно на заказ. Это мой бизнес, с него я живу уже десять лет. Если бы не было той Польши, если бы она не пошла навстречу с «малым движением», то наши крестьяне были бы «синие». Это большая выгода для нас».
Каждый раз, говорит собеседник, он оставляет на складах до тысячи злотых. Практически из каждого дома в селе, где живет Роман, кто-то ездит за покупками в польские магазины. Правда, в основном за продуктами. По его мнению, поляки выигрывают, поскольку у них лучше условия хранения сельскохозяйственной продукции, современные ангары, в частности для фруктов. Следовательно, выбор больше и качество лучше.
Супермаркет специально для украинцев
Однако поляки тоже регулярно приезжают в украинские магазины, добавляет собеседник. «Они ящиками берут вино, консервы, конфеты, пиво, печенье, томатную пасту. Говорят, что здесь более натуральное. Поляки торговлю хорошо отслеживают, на границе каждый раз подходит человек, спрашивает: где ездил, сколько потратил, что покупал. Они заботятся об улучшении экономики своих приграничных районов, которые без нашего украинца были бы очень бедными», – замечает в разговоре Гильжинський.
Отдельные гипермаркеты, например, «Корчова Долина», в нескольких километрах от границы, каждый раз проводят опрос покупателей об их потребностях и ассортименте товара. Поэтому время от времени открывают дополнительные отделы. Руководство торгового центра никогда не скрывало, что ориентируется на покупателей из Украины. Ради выгоды в пределах центра даже работает пункт Tax Free, где быстро могут вернуть налог (22%). На границе этой услуги приходится ждать несколько часов, а то и сутки.
Поляки думают о спросе
Рекламный отдел Центра также разработал своеобразный торговый путеводитель для украинского туриста с описанием мест, куда лучше ехать за покупками. Ежемесячное издание будут распространять непосредственно на границе, раздавать тем, кто ожидает в очередях.
Оценивая экономическую выгоду от украинского покупателя, Польша с декабря прошлого года ввела так называемые «шопинг-визы». Сначала их выдают на неделю, а уже вторично – на год, при условии представления именного чека. Однако в генконсульстве Польши во Львове признают, что эти визы не пользуются спросом, только 6 процентов заявителей в своих заявлениях называют причиной визита закупки, привел статистику генконсул Ярослав Дрозд. Однако уже непосредственно на границе 80 процентов украинцев заявляют, что едут за покупками.
Галина Стадник
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас