Тест Газпромом. Победа ЕС в конфликте с Газпромом может иметь серьезные последствия для развития Украины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Тест Газпромом. Победа ЕС в конфликте с Газпромом может иметь серьезные последствия для развития Украины

Энергетика
3643
4 сентября Еврокомиссия начала расследование в отношении российского монополиста по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства ЕС, в частности, говорится о трех возможных случаях деяний, направленных против конкуренции в Центральной и Восточной Европе. Во-первых, Газпром, вероятно, разделил рынки газа, усложнив свободные поставки в страны - члены ЕС. Во-вторых, не исключено, препятствовал диверсификации поставок голубого топлива из других источников. Наконец, мог установить несправедливые цены для своих клиентов, связав их с мировыми нефтяными. В Брюсселе рассчитывают таким образом заставить Газпром отказаться от использования своего монопольного положения на рынке большинства постсоциалистических стран Центрально-Восточной Европы для навязывания завышенных цен. В Москве ответили "охваченному кризисом" евросообществу риторикой, которая уже звучала по Украине во время газовых войн с "прозападной оранжевой властью".
"Вторая линия" геополитической экспансии
Тогда основным аргументом Путина в пользу резкого повышения цен было то, что РФ больше не собирается дотировать экономику нашего государства. Он раздраженно указывал, что, взяв под свою опеку, поддержав Оранжевую революцию и европейский и евроатлантический курс Киева, Запад должен быть готов и субсидировать экономику Украины, чем раньше якобы занималась Москва. Правда, связь скачка цен для Киева именно с изменением его геополитической ориентации оказалась правдой лишь в той части, где было констатировано, что высокими расценками на топливо (которые, наконец, оказались значительно выше, чем для более удаленных от источников его добычи стран Западной Европы) Кремль добивается отказа Украины от европейской ориентации. Однако почти три года президентства Януковича показали, что в обмен на замораживание европейской и прекращение евроатлантической интеграции, а также демонстративную лояльность к Москве никаких уступок в вопросе цены на газ с его стороны не будет, а давление с требованием полного отказа от суверенитета только будет усиливаться.
Апробированную ранее на Украине риторику "геополитического воспитания" с помощью цен на энергоносители после возвращения в президентское кресло и анонсированных претензий на лидерство в Европе и Азии Владимир Путин начинает использовать и в отношении бывших сателлитов Москвы "второй линии" - стран бывшего соцлагеря, которые уже стали членами ЕС. 9 сентября он выступил с резкой критикой начала антимонопольного дела в отношении Газпрома: "Это расследование вызвано несколькими обстоятельствами, и, прежде всего, затруднительной экономической ситуацией в еврозоне. Речь идет, прежде всего, о странах Восточной Европы. Все они в свое время были приняты в Евросоюз, и ЕС взял на себя обязательства по субсидированию их экономик. Теперь, видимо, кто-то в Еврокомиссии решил, что мы должны взять на себя часть нагрузки по этому субсидированию. То есть объединенная Европа хочет сохранить политическое влияние, и чтобы мы еще за это немного заплатили. Но это не конструктивный подход".
Таким образом, Путин фактически не скрывает, что его цель, воспользовавшись финансово-экономическими проблемами в объединенной Европе - возродить политическое влияние на восточную часть ЕС. Тем более, что Россия уже демонстрирует признаки восстановления своих позиций на Балканах и в Восточном Средиземноморье: прежде всего речь о Сербии (после прихода к власти Томислава Николича страны начали резко сближаться: договорились о начале строительства "Южного потока" на сербской территории; Москва предоставит Белграду кредит на латание бюджета и т.д.), в определенной мере о Болгарии (демонстративно отказалась от евро и разработки западными компаниями месторождений сланцевого газа), о Кипре (где Газпром может получить право на разработку шельфа, а РФ - оказаться основным кредитором страны) и, не исключено, о Греции (которая страдает от кризиса, испытывает растущую неприязнь к Германии, на привилегированных условиях сотрудничает с Газпромом и вовлечена в его транзитные проекты). В то же время в странах, где к России отношение значительно более настороженное (особенно в Польше, Чехии и странах Балтии), Москва стремится усиливать тактику "геополитического воспитания", прибегая к упрямому отстаиванию монопольных и сильно завышенных цен на газ.
Способность ЕС изменить ситуацию и положить конец указанной вызывающей стратегии Кремля, основанная на манипуляциях с ценой энергоносителей для стран с разным уровнем лояльности к России (и использованием полученных от реализации газа ресурсов для их финансового подчинения), а также противодействовать курсу Путина на реставрацию не только евразийского проекта на обломках СССР, но и сферы влияния Кремля на страны ЕС (прежде всего в пределах той, которую имел Советский Союз), будет зависеть от настойчивости и последовательности европейских структур в нынешнем конфликте с Газпромом. Но еще более важную роль будет играть способность правительств ключевых стран ЕС обеспечить Еврокомиссию политической поддержкой, которая по энергичности была бы, по крайней мере, сопоставима с той, которую уже начало предоставлять своему газовому монополисту правительство России. Так, 11 сентября Путин подписал указ, разрешающий Газпрому и другим стратегическим компаниям его страны предоставлять информацию о своей деятельности иностранным государствам и организациям только "по предварительному согласию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного правительством РФ". Таким образом Кремль, очевидно, пытается еще и сделать невозможным обнародование Газпромом данных о манипуляции ценами для разных стран.
Потребность консолидации
Поощренные пассивностью ЕС во время украинско-российского газового противостояния в 2005-2009 годах, Путин и К°, очевидно, надеются на такую же малую готовность Еврокомиссии обуздать монополистический шантаж со стороны Газпрома в отношении стран - членов ЕС, входивших в сферу влияния Кремля. Те надеются, что европейские общие механизмы и солидарность различных государств сообщества обезопасят их сравнительно уязвимые экономики от дискриминационной политики российского монополиста.
Для Украины завершение конфликта в пользу ЕС будет важным с точки зрения не только прецедента, но и поступления сигнала о действенности, а следовательно, и целесообразности дальнейшей ориентации на Евросоюз в целом и Энергетическое сообщество с ним в частности (способно выступить важным дополнительным аргументом против политики "европаузы" режима Януковича). Поэтому положительный для Европы исход противостояния Газпрома и Еврокомиссии будет дополнительным стимулом для нынешней власти скорректировать внешний и внутренний политический курс - она может воспользоваться перспективами сотрудничества с ЕС для вывода Украины из энергетической ловушки. С другой стороны, поражение Европейской комиссии (формальное или фактическое) в конфликте с Газпромом, а де-факто с режимом Путина, способно оказаться мощным ударом по аргументам в пользу восстановления ориентации Киева на ЕС в энергетической и геополитической сфере в целом.
Российское руководство публично заявило, что рассматривает инструментарий "энергетической империи" как ключевой в контексте восстановления своего влияния в Европе. Поэтому поражение в вопросе о газовом монополизме, если ее испытывает Евросоюз, будет иметь далеко идущие последствия и в геополитическом плане. Пассивность ЕС в сдерживании российского энергетического давления на Украину уже передвинула его границу на сотни километров в западном направлении. Если не остановить экспансии РФ сейчас, то через очень непродолжительное время придется делать это в значительно менее благоприятных условиях, и цена вопроса может оказаться значительно выше.
Александр Крамар
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас