Табачные наценки и угрозы рыночной экономике


Табачные наценки и угрозы рыночной экономике

В Верховной Раде зарегистрирован очередной законопроект, якобы направленный на поиск новых источников пополнения государственного бюджета. На этот раз - за счет фиксации максимальной отпускной цены на табачные изделия.

Его автор - народный депутат Украины А.Пинчук - в пояснительной записке утверждает, что увеличение конечной цены табачной продукции на 14,8% позволит привлечь в бюджет дополнительно 1,9 млрд грн за счет НДС и акцизного налога и 0,73 млрд грн за счет налога на прибыль от торговых предприятий. Заявлен в законопроекте и солидный социальный бонус. Повышение торговой наценки на 22,6%, по мнению лоббистов, должно снизить количество курящих на 3% и повысить зарплату почти 200 тысячам продавцов табака.

Намерения, что и говорить, в высшей степени благородные, только вот эксперты в очередной раз обоснованно опасаются, что ими будет выстроена дорога отнюдь не к общественному благу.

Первое опасение связано с тем, что введение государственного регулирования цен, даже в ограниченном сегменте рынка, создает крайне опасный прецедент.

Как же тогда быть с законом "О ценах и ценообразовании", а также с Хозяйственным кодексом Украины, которыми такая возможность не предусмотрена? Нарушаются и международные договорные обязательства Украины, направленные на устранение подобных атавизмов. Речь идет, в частности, о статье ГАТТ III:9, регулирующей учет интересов третьих сторон в случаях, когда принимаются внутренние меры по установлению максимальных цен, поскольку они могут иметь пагубные последствия для третьих сторон, поставляющих импортную продукцию. Игнорируется и Европейская Директива 95/59/EC, предусматривающая наличие системы свободного ценообразования в отношении всех категорий табачных изделий как необходимость для развития конкуренции.

При этом отсутствие правовых механизмов администрирования процесса (когда ни один государственный орган не имеет соответствующих полномочий) ставит под сомнение саму возможность привлечения дополнительных средств в госбюджет.

Второе сомнение связано с тем, что население Украины и так не отличается высокой покупательной способностью. В подобных условиях повышение цен на табачные изделия на 1-4 гривни за пачку приведет к тому, что спрос переориентируется на контрабандную продукцию. Между тем, только в прошлом году объем нелегальных поставок в Украину вырос в четыре раза. Из-за чего в приграничных (с Россией, Молдовой и Беларусью) районах доля теневого рынка уже приблизилась к 15%.

Каким же будет реальный процент снижения табачной зависимости, никто не знает, так как все предыдущие подобные повышения однозначного результата не дали.

Не все просто и с потенциальным повышением зарплат торговых работников. Большая часть малого бизнеса, имеющего патенты на торговлю табачными изделиями, работает на едином налоге. Так что повышение торговых наценок к уровню зарплат имеет весьма и весьма опосредованное отношение. Что же касается крупных оптовых компаний, то и у них вопрос оплаты труда является скорее предметом трудовых отношений, а не прямым следствием увеличения прибыли.

Так что, если рассуждать непредвзято, предлагаемые нововведения, скорее, приведут к увеличению доходов контрабандистов, чем к прибыли легального украинского бизнеса. При этом социальный эффект законодательной инициативы далеко не очевиден.

Все это вместе взятое и заставляет предположить, что подлинные цели лоббистов законопроекта за № 10288 находятся вне сферы государственной и общественной пользы.

С другой стороны, эксперты утверждают, что прибыль крупных посредников - торговцев табачными изделиями вырастет минимум в два раза (до 500-600 миллионов долларов в год). Ну чем не изрядный куш? Притом, что и инвестировать ничего не нужно, достаточно пролоббировать искомое решение в нужных инстанциях.

Знать бы еще, где эти инстанции располагаются, так как, судя по неофициальной информации, против законопроекта уже высказались и в Минэкономике, и в Минфине, и даже в ГНАУ. И оно понятно, так как именно этим ведомствам придется отдуваться за отсутствие ожидаемого экономического эффекта. Ведь, как мы уже указывали, прибыль у отдельных субъектов вырастет, а законным образом направить ее в бюджет вряд ли получится. Интересно, знает ли об этом премьер-министр?

Самое же опасное в том, что если этот "эксперимент" пройдет, в Украине может появиться группа "маржахедов" от экономики. Им не нужно будет развивать производство, искать инвестиции, решать социально-экономические проблемы. Это лишние усилия, ведь более выгодным станет распространение полученного опыта на иные сегменты рынка. Гораздо легче ввести "торговую маржу", например, на рынке лекарств или автомобилей, и получать свою мзду под прикрытием разговоров о благе народа и государства...

Сергей Кулагин

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы