МВФ вынес жесткий приговор белорусской экономической модели


МВФ вынес жесткий приговор белорусской экономической модели

Белоруссия, долгое время пытавшаяся убедить Международный валютный фонд (МВФ) в эффективности своей экономической модели, похоже, потерпела окончательное поражение в этом вопросе. Эксперты МВФ в последнем официальном отчете по итогам обзора белорусской экономики сделали вывод о несовместимости целевых показателей экономического роста и зарплаты с макроэкономической стабильностью в стране.

Такая позиция фонда делает маловероятным возобновление предметных переговоров между Минском и МВФ о предоставлении нового финансирования, несмотря на то, что руководство Нацбанка страны неоднократно заявляло о необходимости рефинансирования внешнего долга, который с 2008 года удвоился и по итогам 2011 года достиг 61,4% ВВП.

На пороге перемен

По мнению экспертов МВФ, в настоящее время власти разрываются между попытками повысить эффективность своей старой экономической модели и принятием новой модели, поскольку, с точки зрения авторов отчета, "к настоящему времени Белоруссия уже исчерпала большинство своих резервных возможностей". Такую оценку в МВФ аргументируют значительным ростом внешнего долга страны.

Увеличение внешнего долга в последние годы являлось следствием финансирования дефицита счета текущих операций, который нарастал в течение последних лет как следствие политики стимулирования экономического роста за счет кредитной экспансии и политики административного роста зарплат. МВФ напоминает, что за последние четыре года Белоруссия пережила два кризиса, первый из которых (2008-2009 годы) был вызван мировым финансовым кризисом, а второй (2011 год) имел внутренние причины и, как полагают в фонде, стал следствием отказа от политики макростабилизации, которая проводилась в рамках программы stand-by в 2008-2009 годах и поддерживалась кредитом фонда на $3,6 млрд.

В отчете утверждается, что ключевые антикризисные меры в 2011 году были предприняты белорусскими властями по рекомендации МВФ. "Реагируя на кризис и следуя рекомендациям МВФ, власти скорректировали меры экономической политики во втором полугодии", - отмечают авторы отчета. Однако они вновь указывают на непоследовательность и половинчатость предпринятых мер. "Власти предпринимали в основном правильные действия, но не могут дать обязательство отказаться от целевых показателей экономического роста и заработной платы, которые несовместимы со стабильностью. Кроме того, они занимают неоднозначную позицию в отношении серьезной структурной реформы, которая будет необходима", - говорится в отчете по поводу возможного продолжения переговоров о новом кредите фонда, который власти запросили в мае 2011 года.

Без Иллюзий

В качестве базового сценария развития ситуации в белорусской экономике в 2012 году эксперты МВФ закладывают существенное смягчение макроэкономической политики: быстрое снижение процентных ставок, следствием которого станет ускоренный рост кредитования и дальнейший рост зарплаты в бюджетном секторе и на госпредприятиях. "Базовый сценарий предполагает, что экономическая политика пока будет оставаться жесткой, но будет ослаблена позднее в текущем году, когда станет очевидно, что экономическая активность и зарплата не достигают целевых показателей", - полагают эксперты фонда.

Дальнейшее развитие событий, считают они, повторит прошлогодний сценарий: "Стимулирование внутреннего спроса вновь приведет к витку раскручивания инфляции и ослаблению обменного курса и снизит внешнюю конкурентоспособность. Попытки сдержать инфляцию и ослабление курса с помощью ценового контроля или масштабных интервенций усугубят перекосы и истощат резервы. Макроэкономическая неопределенность усиливает риски финансового сектора: она оказывает давление на капитал банков и создает для них риск резкого изменения настроения вкладчиков".

По базовому сценарию, который предусматривает сохранение существующей экономической модели, объем резервов в 2012 году снизится с $8 млрд до $5,52 млрд, до $4,8 млрд в 2013 году, $3,2 млрд в 2014 году, $2,53 млрд в 2015 году и затем последует их некоторое восстановление - до $2,94 млрд в 2016 году и $3,3 млрд в 2017 году. Таким образом, сумма резервов в 2017 году снизится до 0,5 месяца импорта с 1,9 месяца импорта в конце 2011 года. Эксперты поясняют, что резкое сокращение резервов будет вызвано необходимостью погашения внешнего долга, который будет снижаться медленно - до 56% ВВП в 2017 году с более чем 60% ВВП в 2011 году.

Причем сокращение резервов прогнозируется на фоне относительно устойчивого дефицита счета текущих операций платежного баланса - на уровне 6-6,5% ВВП в 2012-2017 годах при темпах роста экономики в рамках 3-5% в год в 2012-2017 годах. По оценке экспертов МВФ, предполагается снижение инфляции с 38,4% в 2012 году до 6% в 2017 году.

Альтернатива

МВФ представил властям и сценарий корректировки текущей макроэкономической политики, который предполагает в качестве ее главной цели снижение инфляции путем отказа от целевых показателей по темпам экономического роста и зарплат. По мнению экспертов фонда, улучшить перспективы роста национальной экономики и снизить ее внешнюю уязвимость может только "смелый шаг" властей в направлении ослабления госконтроля над экономикой, в том числе через либерализацию цен, приватизацию и реформирование предприятий. "Финансовый сектор, в настоящее время представляющий собой, главным образом, инструмент реализации государственных приоритетов, должен перейти к работе на рыночной основе", - подчеркивается в документе.

Эксперты фонда полагают, что проведение жесткой политики позволит сохранить девальвационные преимущества экспортеров, что снизит дефицит внешней торговли и вместе с улучшением состояния финансового счета позволит в перспективе увеличить резервы до 3-месячного объема импорта.

Данный сценарий предполагает падение темпов роста ВВП до 2% в 2012 году с последующим восстановлением до 5,3% в 2015 году и 6% в 2017 году. При этом уровень инфляции в 2012 году может снизиться до 19,1% и далее до 5,5% в 2017 году. Такие макроэкономические параметры предполагают рост резервов до $10 млрд (2,1 месяца импорта) в 2013 году и до $20 млрд (3,3 месяца импорта) в 2017 году.

"Власти сочли точку зрения МВФ в отношении базового сценария пессимистичной", - сказано в отчете. Эксперты фонда отмечают, что, по мнению Нацбанка Белоруссии, "сценарий корректировки, представленный сотрудниками МВФ, характеризует перспективу более точно, чем базовый сценарий". В документе говорится, что власти высказали возражение по поводу представленной персоналом МВФ оценки вероятности рисков и их потенциального воздействия на экономику и утверждали, что жесткая макроэкономическая политика будет проводиться, даже если целевые показатели роста и зарплаты не будут достигнуты.

Дорожная карта

Одновременно с отчетом о консультациях в рамках статьи IV устава фонда эксперты МВФ подготовили документ, который представляет собой "дорожную карту" реформ в белорусской экономике. Оговаривается, что "в документе изложены взгляды группы сотрудников, которые не обязательно отражают точку зрения правительства Белоруссии или исполнительного совета МВФ". Документ подготовлен под руководством Криса Джарвиса, который несколько лет возглавлял миссию МВФ по Белоруссии.

Общий вывод экспертов МВФ однозначен: Белоруссии необходима многоплановая структурная реформа как главный резерв дальнейшего роста экономики. С этой точки зрения приоритетами они называют устранение перекосов цен, развитие рыночных стимулов и конкуренции, для чего требуется постепенно отменить административные экономические целевые показатели и создать рыночную конкуренцию для госпредприятий.

В первую очередь, властям предлагается провести реформу товарного рынка через устранение барьеров для предпринимательства, торговли и инвестиций, ослабление госрегулирования. В этом направлении МВФ предлагает Белоруссии ориентироваться на 5 стран бывшего соцлагеря - Литву, Польшу, Словакию, Словению и Румынию (ЦВЕ-5). "После дерегулирования товарных рынков до уровня ЦВЕ-5 годовой рост потенциального объема производства Белоруссии повысился бы на 3,5 процентного пункта. Если Белоруссия дерегулирует свой финансовый рынок до уровня ЦВЕ-5, рост ее потенциального объема производства ускорится еще на 2,3 процентного пункта", - полагают авторы записки.

Наряду с этим стране необходима скоординированная с реформой товарного рынка реформа рынка труда с целью повышения объема производства и занятости. Для этого предлагается устранить жесткий контроль государства над формированием зарплат, повысить мобильность рабочей силы и снизить налоги на труд.

Возможности, которые предоставляют либерализация товарного рынка и рынка труда наиболее полно могут быть использованы в рамках приватизации, "которая все еще находится в Белоруссии в начальной стадии".

"Структурные реформы, проведенные за 5 лет, могут ускорить рост ВВП по меньшей мере на 0,5 процентного пункта в год", - подчеркивают авторы записки, ссылаясь на опыт стран, прошедших этот путь.

Они также подчеркивают, что либерализация экономики Белоруссии необходима с учетом экономической интеграции с Россией и Казахстаном. "Присоединение Белоруссии к Таможенному союзу снизило барьеры импортных тарифов, но нетарифные барьеры остаются значительными. В Белоруссии сохраняются ограничения на импорт и квоты, лицензионные требования и непрозрачное регулирование. Инвестиционные потоки сдерживает чрезмерное государственное регулирование. Свободное движение капитала и рабочей силы в рамках ЕЭП требует благоприятных условий для инвесторов и гибкости товарного рынка и рынка труда для предотвращения эмиграции рабочей силы и бегства капитала", - уверены эксперты МВФ.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Интерфакс-Украина", в каком-либо виде строго запрещена.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua