Газовый консорциум на троих: кому он реально нужен?


Газовый консорциум на троих: кому он реально нужен?

На прошлой неделе Украина услышала от России долгожданные слова, свидетельствующие о новом витке переговорного процесса по газовой тематике, который будет базироваться на проработке вопросов трехстороннего консорциума и цен на российский газ для Украины. Можно ли это считать победой и чьей?

Сообразят на троих?

Вопрос создания трехстороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС) взамен на снижение цен на российский газ снова становится актуальным. Несмотря на то, что эта тема в очередной раз поднималась на уровне президентов РФ и Украины, последний раз 15 мая 2012 г. в Москве во время проходившего неформального саммита глав стран СНГ, по результатам встречи В.Януковича и В.Путина из уст нового-старого президента РФ не прозвучало слов поддержки данного вопроса. Вообще никаких слов по этой тематике на камеры.

Лишь как стало известно на следующий день, Россия таки сохраняет интерес к созданию газотранспортного консорциума с участием РФ, Украины и ЕС, но с оговоркой. "Я думаю, что да – мы заинтересованы в создании трехстороннего консорциума. Участие только двух участников – России и Украины – несет потенциальные конфликты. Нужен арбитр", - такую позицию поручено было озвучить Валерию Язеву – Президенту Российского газового общества, первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Следует напомнить, что в не таком уж далеком прошлом В.Язев имел диаметрально противоположную точку зрения по данному вопросу. В сентябре 2011 г. он заявлял, что Россию не устраивает вариант трехстороннего консорциума: "Мы хотели бы начать с двухстороннего формата России и Украины 50 на 50%". Таким образом, В.Язев озвучил позицию, которую ранее РФ находила неприемлемой.

Такая, скорее неожиданная, податливость РФ в вопросе, который несколько лет предлагает взять за основу сотрудничества Украина, настораживает. Что же побудило РФ на подобный шаг: продолжительные плодотворные переговоры или метания Украины в поиске альтернатив, которые наконец-то приобретают хоть какие-то реальные очертания?

Вряд ли РФ напугана последними успехами Украины, среди которых: начало реализации планов увеличения собственной добычи на шельфе, связанных с началом работы новой СПБУ, начало исследований компаниями Chevron и Shell сланцевых запасов страны, а также подписание рамочного соглашения о поставках газа с RWE Supply &Trading GmbH – лишь одного из предприятий немецкого энергетического гиганта RWE, которое занимается газом. Однако, грядущие изменения статуса ГТС, связанные с европейскими требованиями реформирования НАК "Нафтогаз Украины", а именно отделения и передачи функции транспортировки и транзита природного газа новой компании – не может не беспокоить РФ.

Последняя угроза видимо заставляет РФ делать не характерные для нее шаги, так как другой возможности может и не быть. Позже будет очень сложно "войти" в украинскую ГТС, подконтрольной новой скорее негосударственной компании, после чего процесс интеграции системы в европейские газовые активы может стать необратимым. Взяв в дальнейшую проработку идею трехстороннего консорциума, Россия будет иметь 2-3 года для юридической отработки документов (в т.ч. и соответствующей адаптации законодательства Украины) для реализации идеи овладения украинской системой, что в тоже время создаст очередные сложности между Украиной и Европой.

Конечно утверждать, что с новой недели РФ готова начать серьезное обсуждение и реализацию таких инициатив преждевременно, но вполне можно допустить, что данный вопрос уже имел некоторый уровень проработки в РФ. Именно об этом свидетельствуют озвученные В.Язевым условия: "...нужно думать о создании консорциума, который будет не управлять ГТС Украины, а иметь ее в своей собственности. Для этого нужно вносить изменения в законодательства Украины. Надо сделать так, чтобы труба зависела не от Украины, а от консорциума".

Хотя такая постановка вопроса в корне меняет значение украинской ГТС, но в условиях угрозы сокращения транзита российского газа через Украину такая позиция, к сожалению, скорее всего будет воспринята и принята к совместному исполнению.

Сложно даже представить последствия ситуации, когда ГТС Украины, которая кроме функции обеспечения международного транзита российского газа также обеспечивает стратегически важную транспортировку газа внутренним потребителям (за счет чего генерирует, по некоторым данным, 20% дохода и загружает ГТС на 30%), будет находиться в руках консорциума любого формата.

1

Рисунок 1. – Объем транспортировки природного газа через ГТС Украины (данные ДК «Укртрансгаз»)

Из указанных объемов прокачки газа, транзит составляет чуть больше 100 млрд.куб.м/год, остальные объемы 50-60 млрд.куб.м/год – внутренняя транспортировка газа, т.е. для потребностей Украины.

В середине апреля 2012 г. украинский парламент одобрил в целом закон о реформировании нефтегазового комплекса, который разрешает реорганизацию главной украинской монополии – НАК "Нафтогаз Украины", при этом запрещает аренду и приватизацию ГТС. Таким образом украинская власть выполнила обязательства перед Советом Европы, которые взяла на себя, подписав Энергетическую хартию – заявляют провластные лидеры. Тем не менее, оппозиция в украинском парламенте настаивает на том, что в одобренном законе предусмотрен механизм приватизации украинской ГТС.

Справка: Законом предусмотрено, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, превращение) госпредприятий и дочерних предприятий НАК "Нафтогаз Украины" осуществляется по решению Кабмина во исполнение обязательств, взятых Украиной в соответствии с присоединением к европейскому Энергетическому сообществу.

Приватизация госпредприятий и дочерних предприятий "Нафтогаза Украины", а также предприятий, созданных вследствие их реорганизации, запрещается. Отчуждение основных фондов, акций и долей в уставном капитале госпредприятий, которые осуществляют деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами и хранению газа в подземных хранилищах, их передача на баланс в концессию, аренду, лизинг запрещается, кроме случаев, когда результатом таких действий является передача основных фондов, акций и долей в уставном капитале таких предприятий исключительно госпредприятию или акционерному обществу, 100% акций которого находится в госсобственности Украины. Официальная цель реформирования нефтегазового сектора - присоединение Украины к Энергетическому сообществу и адаптация отечественных законов в сфере энергетики к законодательству ЕС.

Согласно существующему законодательству Украины вариант передачи в собственность консорциума украинской ГТС пока что жестко юридически заблокирован. Однако для продвижения такого варианта, необходимо будет вносить изменения как минимум в три закона, что к тому же, скорее всего, будет сопровождаться резонансом в украинском обществе.

Какова роль Украины?

В общем, наличие соответствующего законодательства, запрещающего манипуляции с ГТС, тем более на межгосударственном уровне, похоже никого не пугает. Идея почти прижилась, к тому же уже имеет достаточно широкий круг сторонников, в первую очередь в Украине, что свидетельствует о колоссальном уровне ее поддержки на уровне руководства отрасли и высокой вероятности реализации.

Сам факт того, что данная тема снова актуальна, т.е. в краткосрочной перспективе – заслуга Украины, однако "плюсы", которые станут очевидными в долгосрочной перспективе –являются сомнительными. Более того, пока что не ясно – какая роль отведена Украине?

Есть опасения, что данный проект (трехсторонний консорциум) может быть, прежде всего, компромиссом европейских компаний и "Газпрома", а интерес Украины будет учтен по остаточному принципу. Так, вполне вероятно, что в качестве европейского партнера в консорциуме может стать немецкая RWE, которая много лет пытается найти точки сотрудничества и с "Нафтогазом" и "Газпромом".

RWE – та самая компания, которая неделю назад подписала рамочное соглашение с НАКом. Поверхностно изучив интересы RWE, а также приведенные выше факты, сотрудничество ее с "Газпромом", уже не кажутся случайными.

Германия после катастрофы на японской АЭС "Фукусима-1" решила к 2022 г. полностью отказаться от атомной энергетики, что приведет к росту потребления более традиционных энергоносителей, в первую очередь газа. Совокупная мощность энергетических активов RWE составляет около 52,2 ГВт, из них 11,5 ГВт обеспечивают газовые станции, а около 6,3 ГВт — атомные, которые компании придется закрыть.

Переговоры о возможном создании совместного предприятия RWE и "Газпрома", в которое должны были войти существующие и/или новые электростанции, работающие на природном газе и угле, в Германии, Великобритании и странах Бенилюкса, с лета 2011 г. закончились безрезультативно в декабре. Новым партнером "Газпрома" может стать датская Dong Energy - сравнительно небольшой игрок на европейском энергетическом рынке, который как ожидается будет сговорчивее, чтобы получить инвестиции со стороны "Газпрома".

По одной из версий, RWE и "Газпром" не сошлись в оценке предприятий, которые германская компания намеревалась внести в СП. По другой, вопрос цены поставок газа стал самым спорным. Высокая цена на российский газ ставит под сомнение будущую конкурентоспособность любой европейской электростанции. Высокие цены на газ обеспечивают высокий уровень прибыли "Газпрома", в то же время для RWE это означает низкие возможности обеспечения рентабельной работы. В похожих условиях находится и Украина.

RWE несколько лет, но не с самого основания, является акционером проекта "Набукко". Некоторые эксперты связывают инертность данного проекта именно с деятельностью RWE. В середине мая 2012 г. RWE сообщила о возможности выхода из проекта, который многие годы считается конкурентом российскому "Южному потоку". На фоне высокого уровня сотрудничества РФ и Германии (а также RWE и "Газпрома"), логичен вопрос: было ли это сообщение сигналом для "Газпрома", чтобы тот был более сговорчив в будущих совместных проектах? Такая ситуация ставит под вопрос главную роль Украины в будущем консорциуме...

Александр Лактионов, кандидат наук, эксперт в области энергетики

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы