Евросоюз: период полураспада — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Евросоюз: период полураспада

Казна и Политика
1101
Парламентские выборы в Греции привели к власти в этой стране социалистические партии, которые отказываются идти на переговоры с центральным правительством Евросоюза и говорят, что не будут выплачивать долги своей страны.
Новый президент Франции Франсуа Олланд победил своего соперника на волне социальных обещаний, которые повлияют на будущую политику Парижа в вопросах ЕС. Теперь новые французские власти вряд ли будут сотрудничать с Германией в вопросе сохранения целостности Европейского союза. С другой стороны, в развитых странах Союза всё больше говорят о том, что некоторые страны нужно исключить из состава этой организации и тогда уже двигаться вперёд.
Сегодня, по мнению большинства аналитиков, Европейский Союз близок к распаду как никогда ранее. Европейские избиратели показали, что они не будут голосовать за правительства, которые ради единства ЕС захотят урезать социальные выплаты в своих странах. Поэтому многие задумываются над тем, что, возможно, странам будет лучше, если они будут спасать свои экономические системы по отдельности.
Одновременно Германия продолжает настаивать на том, что только жесткие ограничения могут спасти Европу от новой волны кризиса. Сейчас Европа разделена на два противоборствующих лагеря, борьба которых может привести к распаду Союза. С другой стороны, несколько стран во главе с Великобританией пытаются сохранить свою финансовую независимость и при этом не жаждут покидать саму структуру ЕС, чем ещё больше расшатывают систему отношений в Союзе.
"Главред" опросил иностранных аналитиков, чтобы определить, насколько вероятна такая возможность, и какое будущее ждёт ЕС.
Филип Липси, профессор политологии Университета Стенфорда:
Сейчас Европа страдает от нарушений финансирования, которые были перед экономическим кризисом. Чтобы хотя бы немного исправить экономическую ситуацию, Европейский Центробанк обязан решить, как ему поступить в сфере стабилизации финансового сектора. При этом даже такое решение будет только временным, ведь сам кризис никуда не делся, и потому нужно принимать экстренные меры.
Меры суровой экономии, которые сейчас проводят большие страны ЕС, такие, как Германия, для многих небольших стран могут показаться очень болезненными, и потому их общества могут выбрать так называемое "меньшее зло". Потому такие государства, как Греция, уже в ближайшие годы могут выйти из состава Союза. Хотя, по моему мнению, выход любой страны из зоны общей валюты приведёт к сильной дестабилизации всей системы и может даже вызвать цепную реакцию.
На мой взгляд, сейчас экономический кризис приводит к быстрому росту популярности националистических партий по всей Европе. Примерно то же самое случилось и в 30-е годы ХХ столетия, когда на волне борьбы с великой депрессией к власти пришли фашисты в Италии и Гитлер в Берлине. Я не думаю, что такое может случиться и сейчас, но будущее ЕС, который был основан как средство для разрядки политической напряженности в Европе после второй мировой войны, под большим вопросом. Хотя сейчас ситуация будет зависеть от того, насколько затянется сам кризис, и как его будут решать.
Всё дело в том, что Германия пока выходит победителем из этого кризиса. Ведь её товары, значительная часть которых идёт на экспорт, пользуются спросом из-за слабой позиции евро на мировых валютных рынках. В то же время другие страны, такие, как Швейцария или Япония, наоборот, страдают от роста цен на их национальные валюты. Кроме того, Германия сейчас отказывается проводить внутренние реформы в Союзе, которые могут привести к снижению цен на его периферии и повышению цен в самой Германии. Потому сейчас чтобы сохранить союз единым, Германии понадобится больше думать не о себе и своей выгоде, а о ситуации в других странах.
Адриан Шоут, старший эксперт Institute Clingendael, Гаага:
Сейчас Греция должна пройти долгий и болезненный процесс реформирования своей экономики. И, возможно, будет лучше, если это случится вне зоны евро. И тут речь не идёт о простой инфляции единой валюты, судьба евро пока очень неопределённая.
Хотя если Греция покинет ЕС, то тут сразу нужно будет говорить о том, что Афины должны будут объявить себя банкротом. Тогда процентные ставки вырастут во много раз, при этом торговые отношения в Греции и за её пределами будут очень затруднены. Наконец, в стране не будет достаточно финансов для выплаты зарплат и социальных пособий. В любом случае Афины должны построить лучшую систему налогообложения и финансовых отношений в своей стране, не имеет значения - за пределами ЕС или в Союзе, без этого им не удастся преодолеть кризис.
Сама Европа должна бояться роста радикальных настроений, ведь в ходе кризиса большая часть населения континента поняла, что политические течения и экономика тесно связаны. С другой стороны, значительная часть населения ЕС понимает, что поодиночке выжить им будет намного сложнее. Потому, например, более 80% населения Греции сейчас не хотят проводить референдум о введении национальной валюты. Несмотря на призывы популистов и националистических партий, многие в ЕС понимают, что такое быть вне этой системы и не хотят националистов при власти.
После победы во Франции Франсуа Олланда стало понятно, что у него слишком мало простора для манёвра. Ведь если он начнёт проводить свои социальные реформы, внешний долг страны начнёт стремительно расти, и сама ситуация заставит его уважать законы рыночной экономики.
Вильям Онаран, аналитик Institute for Security & Development Policy, Лондон:
Я сильно сомневаюсь, что Великобритания решится покинуть Европейский Союз, несмотря на её давние заявления и то, что сейчас волна евроскептицизма в политических кругах страны только набирает свои обороты. Тем более что сейчас Лондону нужна европейская экономика, которая составляет 50% торгового оборота страны. Кроме того, сейчас Британия во многом проводит такую же финансовую политику, которую проводила бы, если бы была в зоне единой валюты, и потому говорить о распаде Союза из-за позиции Лондона не приходится.
С другой стороны, покинуть Союз может Венгрия. В последнее время Будапешт заявляет, что не готов проводить общеевропейскую политику. Но звучат такие заявления только в ответ на обвинения в том, что последние конституционные изменения угрожают демократии. Потому разногласия Венгрии и Брюсселя имеют больше политический характер.
Павел Сивоконь
По материалам:
Главред
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас