Минэкономики оказало услугу Бойко — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Минэкономики оказало услугу Бойко

Энергетика
1209
Министерство экономического развития и торговли отменило еще один ряд технических условий на изготовление бензина, "дизеля" и их компонентов. Но двухсерийная борьба с "бодягой", похоже, превратится в очередной фарс в исполнении чиновников МЭРТ.
Министерство оказывает большую услугу Юрию Бойко и Минэнергоугля, потому что государство не в состоянии защитить потребителя от недобросовестных торговцев горючим.
За последние две недели Министерство экономического развития и торговли отменило 66 технических условий на автомобильный бензин, дизтопливо и их компоненты. Первый приказ ведомства вышел 15 марта, второй - 23 марта.
Как сообщил Владимир Павленко, заместитель министра экономического развития и торговли, технические условия были аннулированы из-за того, что производители топлива не указывали, какие качества улучшались, какие компании были производителями присадок, отсутствовал метод контроля качества топлива и не были регламентированы правила его приема.
"Есть политическая воля руководства Кабинета министров, чтобы отменить все технические условия, на основе которых производятся нефтепродукты, независимо от субъекта хозяйствования", - заявил Павленко.
Очевидно, речь идет об обеспокоенности Николая Азарова качеством топлива на автозаправочных станциях, которую он высказал в середине марта. Улучшить качество нефтепродуктов решили кардинально - отменив технические условия, получаемые компаниями на изготовление топлива, которое имеет улучшенные характеристики.
Но данный механизм использовался как добросовестными компаниями, так и не совсем. С его помощью легализовали и не лучшие образцы топлива. Тем не менее, решили отменить вместе все технические условия. Хотя, по словам экспертов, в этой сфере происходит полный бардак. И перечень из 66 ТУ вовсе не окончательный. На самом деле, таких ТУ в Украине зарегистрировано более сотни и приказ может оказаться не последним.
По первоначальному замыслу таким образом в Кабмине надеялись перекрыть доступ на рынок некачественного топлива, которое производилось на мини-НПЗ.
"Инициировалось это как борьба с "бодягой", а под раздачу попали все, - констатирует Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO. - Вопрос о мини-НПЗ неоднократно поднимался на экспертно-аналитической группе. Речь шла о том, чтобы отменить ТУ для заводов, не имеющих полного цикла. Хотя и не все они производят некачественную продукцию".
Как отметил один из экспертов, пожелавший остаться неназванным, "топливо должно производиться исключительно на нефтеперерабатывающих заводах и любые примеси - это вмешательство в структуру горючего".
Причем, в компаниях считают маневр министерства безосновательным. "Указанные причины не являются достаточным основанием для аннулирования регистрации ТУ, так как они отражены в ГОСТ 1.6.: 2004 "Национальная стандартизация. Правила регистрации нормативных документов", в соответствии с которыми осуществляется регистрация нормативных документов в том числе и ТУ", - считают в пресс-службе "ТНК-ВР Коммерс".
К тому же Министерство экономического развития допустило ошибки. Как отмечает Геннадий Рябцев, заместитель директора НТЦ "Психея", в министерстве "не подозревают, что аннулировать регистрацию стандартов можно только на отмененные ТУ".
Сейчас, очевидно, такая позиция не добавила бы работы украинской НПЗ. И тем более не решила бы вопрос с некачественными нефтепродуктами. Причем, с такими проблемами сталкиваются потребители не только неизвестных АЗС, но и клиенты достаточно известных сетей, о чем они нередко высказываются на страницах социальных сетей.
Даже известные компании, по крайней мере пока, не собираются выполнять приказы МЭРТ. "Они могут торговать, пока не получили официальный документ об отмене ТУ", - говорит Сиренко.
Они продолжают торговлю, уже имея на руках соответствующий приказ. "Компания "Шелл" получила копию приказа об отмене технической сертификации, - отмечают в пресс-службе "Шелл Ритейл Украина". - Следующие шаги компании будут определены после детального анализа ситуации".
В том, что активность министерства не остановит торговлю "незаконными" видами топлива, уверены и эксперты. "Это никоим образом не отразится на реализации нефтепродуктов и на улучшении их качества, - говорит Геннадий Рябцев. - Потому что технические условия - это нормативы для предприятий, которые их производят. Если государство не проверяет качество топлива на заправках, то хорошим и плохим трейдерам безразличны приказы. АЗС и дальше будут торговать этим топливом".
По мнению эксперта, теперь вместо ксерокопии ТУ будут давать ксерокопию ДСТУ. О таких прецедентах сообщал Виталий Чеховский, лидер общественного движения AutoVisio, когда на брендовых АЗС предоставлялись документы о соответствии именно ДСТУ. А на вопрос о дополнительной информации персонал АЗС отвечал, что это тот самый литовский бензин, в который "ребята примешивают присадки".
Скорее, громкие заявления министерства не повлекут никаких изменений на рынке нефтепродуктов. Ведь участники рынка уже имеют пример действий.
"По закону Украины "О защите прав потребителей", компания имеет право продавать товар под собственной торговой маркой, зарегистрировав ее в установленном порядке, - говорит Елена Хилиенко, директор компании "Параллель". - Мы действуем в соответствии с требованиями настоящего закона уже давно и успешно продаем бензин и дизельное топливо".
Так же действует не только "Параллель", а Атан, ХАДО и другие компании. Поэтому не исключено, что этим путем пойдут компании, которые, возможно, будут иметь какие-то проблемы. Но проблема в том, что так же поступят и торговцы некачественной продукцией. Тем более что зарегистрировать ТМ дешевле, чем ТУ. По разным оценкам, это удовольствие стоило от 20 до 100 тыс. грн.
А значит некачественного топлива меньше на рынке не станет. К тому же непонятно, зачем МЭРТ оказало такую услугу Минэнергоугля, приняв на себя ответственность за такое противоречивое решение. Контроля за качеством продукции как не было, так, похоже, и не будет. Намерения же приобрести 5-7 мобильных лабораторий для контроля качества при 6 тысячах АЗС в стране - это просто смешно. Ведь еще, нужно не только купить лаборатории, но и найти средства на забор проб.
Поэтому НПЗ продолжат стоять, потребители заправляться дорогим и не всегда качественным топливом.
Даниил Нестеров
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас