Голубая мечта: нарисованные в бюджете финпоказатели придется удерживать силой — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Голубая мечта: нарисованные в бюджете финпоказатели придется удерживать силой

Валюта
980
Как показывает практика, принятые парламентариями госбюджеты никогда не доживают до конца года в первоначальном виде. Нынешний год - не исключение.
Верховная Рада приняла бюджет на 2012 год на удивление быстро и тихо: 23 декабря 2011 года. Ни тебе громких скандалов, ни депутатских посиделок далеко за полночь. Особых проколов в нем тоже не нашлось. "Принятый госбюджет мне кажется вполне реалистичным, заложенные в нем параметры достаточно консервативны", – рассуждает исполнительный президент Центра социально-экономических исследований "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук. Согласен с коллегой и руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. "Выполнимость бюджета в его текущем виде – высокая, – объясняет эксперт. – Расходная часть не раздута по сравнению с фактом 2011 года". Главный вопрос – доходная часть. Здесь залогом станет экономический рост: если он будет в рамках 3–4%, то плановый дефицит госбюджета будет достигнут.
Как показывает практика, принятые парламентариями госбюджеты никогда не доживают до конца года в первоначальном виде. Нынешний год – не исключение. Принятый бюджет не предусматривает какого-либо шокового сценария развития экономики (как мировой, так и отечественной), хотя в этом году вероятность финансовых потрясений, как в Украине, так и за ее пределами, достаточно высокая. К тому же не стоит забывать, что 2012-й – год парламентских выборов, а в документе нет никаких "предвыборных плюшек". Хотя они, по всей вероятности, должны быть. Парламентарии приняли бюджет потому, что его надо было принять. Во-первых, по прошлогоднему жить неудобно, а во-вторых, он необходим для возобновления сотрудничества с МВФ. Уже в середине января президент Украины Виктор Янукович заявил, что госбюджет будет пересмотрен в II квартале 2012-го. Раскритиковал документ в феврале этого года и нынешний первый вице-премьер-министр, а тогда глава Минфина Валерий Хорошковский. Среди основных претензий – несбалансированность и высокий уровень долговой нагрузки.
Час расплаты
Долговая нагрузка – действительно слабое место Украины. С одной стороны, в 2011-м темпы роста номинального ВВП опережали темпы роста госдолга. "В результате сейчас у нас отношение госдолга к ВВП на уровне 36–37%, хотя еще в середине прошлого года этот показатель достигал 40%", – объясняет Дмитрий Боярчук. Но в этом году ситуация изменится: в 2012-м страна уже начала выплачивать по кредитам, взятым в кризисном 2008 году. В 2012-м из бюджета нужно выплатить около 95,5 млрд грн, из которых 42,3 млрд грн ($5,3 млрд) – внешним кредиторам. При этом запланированный объем госзаимствований – 98,5 млрд грн, из них 37,5 млрд грн (или $4,68 млрд) Минфин планирует привлечь на внешнем рынке.
Любопытно, что объем госзаимствований в принятом варианте бюджета на 6,6 млрд грн больше, чем в первом чтении. Еще в конце 2011-го Украина рассчитывала на дешевые длинные деньги Международного валютного фонда. По подсчетам главного экономиста Dragon Capital Елены Белан, неиспользованный лимит Украины по программе МВФ составляет около $11 млрд: в течение двух лет власти могли бы привлечь недорогие, хотя и краткосрочные ресурсы Фонда ($5–6 млрд в год). Теперь сотрудничество с МВФ приостановлено, а значит, дешевых денег уже не будет. Соответственно, подорожает и обслуживание госдолга. И хотя премьер-министр Николай Азаров неоднократно заявлял, что Украина в состоянии прожить без кредита МВФ (мол, пережили 2011-й, переживем и 2012-й), без международной поддержки нам сейчас не обойтись. "Для Украины главное не само финансирование, хотя факт получения кредита достаточно важен, а проведение той экономической политики, которую от правительства требует МВФ", – объясняет Александр Вальчишен.
Теоретически вкладывать в Украину готовы и другие международные структуры: Всемирный банк, например, планирует предоставлять нам около $500 млн в год по программе инвестиционного кредитования, примерно такую же сумму можно было бы получить от ВБ в виде кредита в госбюджет; Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк могут до конца 2012-го выдать более $300 млн на модернизацию газотранспортной системы. "Но для получения финансирования Украина должна выполнить условия, подобные тем, которые стали камнем преткновения в переговорах с МВФ", – предупреждает Елена Белан. А выполнять требования Фонда наша страна не спешит. Большие надежды участники рынка возлагают на нового министра финансов – Юрия Колобова. К тому же в начале марта в Украине новый глава миссии МВФ: Крис Джарвис вместо Таноса Арванитиса.
Пока наиболее реальный источник средств для Украины – евробонды. "После того как проблемы в Греции частично разрешились, ситуация на международных рынках в целом немного улучшилась: в очень скором будущем может открыться "окно" для нового суверенного выпуска", – размышляет аналитик рынка облигаций группы ICU Тарас Котович. Минфин намерен уже в ближайшее время привлечь на внешнем рынке $1,5 млрд из запланированных $4,6 млрд. Он даже огласил предельную ставку, выше которой он не готов платить, – 9%. "На вторичном рынке отечественные пятилетние евробонды котируются с доходностью около 9%, а десятилетние – примерно 9,25%, что приблизительно соответствуют заявленным ожиданиям Минфина", – объясняет трейдер ИК "Тройка Диалог Украина" Дмитрий Сидоров. Хотя в прошлом году, например, наша страна разместила десятилетние еврооблигации на $1,5 млрд под 7,95% годовых, при этом в начале 2012-го ставки по украинским суверенным бумагам достигали 11%. Вопрос скорее в объеме нового размещения: на данный момент рынки не готовы принять объем в $1–2 млрд без существенной премии – повышенной процентной ставки. Впрочем, если в марте–апреле появится возможность, как уверены эксперты, то выпуск будет сделан, так как ситуация в еврозоне далека от разрешения и вероятность очередной волны долгового кризиса по-прежнему высока. И удастся ли Украине привлечь больше – пока вопрос.
Закрома родины
Ставку Минфину приходится делать на внутренний рынок. За два месяца 2012 года проблем с привлечением средств на внутреннем рынке у него не было. "В феврале правительство перевыполнило план по размещению долговых инструментов на 36%: прошлый месяц стал вторым подряд результативным для правительства месяцем по объему заимствований на внутреннем долговом рынке", – комментирует начальник отдела анализа финансовых рынков ING Банка Украина Александр Печерицын. Спросом у покупателей пользовались короткие ОВГЗ, хотя по ним Минфин даже немного снизил процентные ставки. Банкиры еще очень хорошо помнят осень­2011, когда Нацбанк и Минфин рекордно "ужали" ликвидность – остатки на корсчетах банков тогда опустились ниже 10 млрд грн. Сейчас свободной гривни у финучреждений почти в два раза больше – около 17–19 млрд грн. Но надолго ли? Гарантий, что ситуация не повторится, нет.
Чтобы компенсировать потери, Минфин собирается даже выпускать ОВГЗ для населения. Уже сейчас у физлиц есть возможность покупать валютные гособлигации, а в ближайшее время Минфин не исключает возможность запуска гривневого инструмента. Желание власти обеспечить себе запасной источник финансовых поступлений вполне обоснован. Во-первых, по разным оценкам, "под матрасом" у украинцев – не менее $40–50 млрд. Банкам выманить эти средства пока не удается: ставки по валютным депозитам низкие (не более 5–6% годовых), но еще ниже доверие к банковской системе в целом. По данным НБУ, на 1 февраля объем банковских вкладов физлиц в инвалюте достиг $18,8 млрд.
По замыслу чиновников, новые долговые госбумаги должны пользоваться спросом у населения: они довольно доходные (с начала 2012 года средневзвешенная ставка по ним превысила 9% годовых, к тому же физлица освобождены от уплаты налогов с процентов, начисляемых на валютные ОВГЗ) и на 100% обеспечены госгарантиями. Но все может произойти с точностью до наоборот. Потенциальные вкладчики старшего поколения, например, еще помнят события в России в 1998 году, когда в один день рухнула пирамида долговых обязательств государства и вкладчики в буквальном смысле слова остались ни с чем. Сегодня же показательным примером можно считать Грецию, где частных инвесторов заставили "простить" государству половину его долгов.
В ежовых рукавицах
Не удастся Минфину выполнить план по внутренним заимствованиям и в том случае, если Нацбанк начнет проводить, как осенью 2011-го, жесткую монетарную политику. В 2012-м, если верить представителям НБУ, в Украине созрели условия для смягчения монетарной политики. С начала года, например, регулятор уже дважды снижал рабочие ставки рефинансирования на 0,25 п. п. – до 8,75% по кредитам под обеспечение государственными ценными бумагами и до 10,75% по кредитам без обеспечения.
Но одна из главных задач Нацбанка на этот год – ценовая стабильность. В прошлом году для борьбы с инфляцией пришлось использовать как монетарные, так и административные методы. В результате рост цен был рекордно низким за последние десять лет – 4,6%. В январе–феврале потребительские цены выросли на 0,4%. "Сравнительно низкую инфляцию можно объяснить меньшими, чем обычно, расходами бюджета, которые были обусловлены жесткой политикой правительства и дефицитом ликвидности в конце года", – объясняет экономист ИК "Тройка Диалог Украина" Ирина Пионтковская. По прогнозам специалиста, в I квартале текущего года темпы потребительской инфляции, вероятно, останутся достаточно скромными, но к концу года рост цен ускорится: во втором полугодии ожидается повышение энергетических тарифов.
Традиционно жесткую монетарную политику Нацбанк использует и для удержания курса гривни. "Курсовая стабильность – один из основных приоритетов НБУ в преддверии парламентских выборов, поэтому регулятор будет поддерживать рынок интервенциями для сохранения стабильности", – объясняет аналитик ИК Concorde Capital Светлана Рекрут. В 2011 году, например, регулятор продал на межбанке на $3,739 млрд больше, чем купил (для сравнения: в 2010-м – на $1,327 млрд больше), а в январе 2012-го – на $893,6 млн. К тому же Нацбанку в 2012 году придется выплатить МВФ $2,632 млрд в счет обслуживания обязательств по кредиту stand-by. Первый транш в размере $575 млн регулятор уже перечислил. По оценкам Светланы Рекрут, при условии отсутствия финансирования МВФ и нового газового соглашения с Россией золотовалютные резервы к концу текущего года могут снизиться до $22–23 млрд. При этом, отмечает Ирина Пионтковская, по мере их приближения к уровню, который традиционно рассматривается как минимально допустимый (то есть покрывающий совокупный импорт товаров и услуг за три месяца – для Украины это около $26 млрд), будут расти девальвационные риски.
В Нацбанке надеются, что положительное сальдо платежного баланса по итогам 2012 года снизит потребности в интервенциях. Однако по словам Александра Вальчишена, положительный платежный баланс возможен при пересмотре газового соглашения и уменьшении цены на газ как минимум до $260 за тысячу кубов. Если цена будет снижена до такого уровня, то платежный баланс может быть в диапазоне ноль – минус $3 млрд (при нынешней цене на газ дефицит достигнет $10 млрд). Чудо может произойти и в случае резкого роста мировой экономики: если цена и спрос на украинскую металлопродукцию, являющуюся крупнейшей товарной группой в структуре экспорта, продолжит расти, дефицит текущего счета может быть меньшим.
"Учитывая неопределенность исхода газовых переговоров с Россией и отсутствие прогресса в переговорах с МВФ, мы оставляем прогноз курса гривни к доллару на конец года на уровне 8,5 UAН/USD (+6,5% к нынешним показателям. – Прим. ред.)", – прогнозирует Ирина Пионтковская. Кстати, прогноз ИК "Тройка Диалог Украина" – самый пессимистичный из озвученных экспертами. Concorde Capital, например, ожидает укрепления доллара максимум до 8,2 UAН/USD (+2,75%), а группа ICU – и вовсе до 8,1 UAН/USD (+1,5%).
Виктория Руденко
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас