Испытанный проект — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Испытанный проект

1336
В середине января в Интерпайпе объявили о проведении горячих испытаний на электрометаллургическом комплексе "Днепросталь". Последний, как ожидается, будет запущен в промышленную эксплуатацию уже этой весной. Таким образом, через 5 лет после анонсирования проекта и примерно за 700 млн долл. компания Виктора Пинчука сумеет выполнить давнюю стратегическую задачу, замкнув вертикальную интеграцию своего трубно-колесного бизнеса.
Инвестиционный проект по строительству Днепростали был анонсирован еще зимой 2007 года, когда в компании Интерпайп подписали соответствующее соглашение с представителями известного производителя металлургических агрегатов, итальянской фирмой Danieli. Договором предусматривалось, что за 610 млн долл. и в течение 26 месяцев (иными словами, к середине 2009 года) итальянцы сдадут "под ключ" группе В.Пинчука современное электросталеплавильное предприятие. После чего планировалось вывести из эксплуатации мартеновские мощности Нижнеднепровского трубопрокатного завода, принадлежащего Интерпайпу. На последних в докризисный период ежегодно выплавлялось около 750 тыс. тонн стали скрап-процессом. Это привносило свои негативы как с точки зрения экономики предприятия (повышенный расход материалов и энергоресурсов), так и воздействия на окружающую среду.
В состав проанонсированного тогда нового меткомплекса должны были войти: электродуговая печь, установки для внепечной обработки и вакуумирования стали и две машины непрерывного литья заготовок диаметром от 150 до 470 мм. Годовая мощность данного производства проектировалась на 1,32 млн тонн стальной заготовки, подавляющую часть которой предполагалось использовать в качестве сырья на трубных и колесных активах Интерпайпа.
Но итоговый результат по этому бизнес-проекту выходит несколько иным. Его основные технологические параметры, конечно, выдержаны. Но вот сроки исполнения превысили изначально предполагаемые более чем в два раза, а затраты по инвестпроекту выросли до 700 млн долл.
Первое немало объясняется тем, что в разгар работ по строительству Днепростали случился экономический кризис. В той ситуации свои модернизационные мероприятия предпочли свернуть практически все игроки отрасли, и Интерпайп исключением не стал. Позитивно то, что с прояснением ситуации в металлургическом секторе здесь решили возобновить строительство завода. Особенно активно стройка велась в 2011, и в конце минувшего октября на предприятии провели холодные испытания оборудования.
Второй момент связан с расширением первоначальной инвестпрограммы за счет включения в нее дополнительных активов. Для нового сталеплавильного комплекса, в частности, решили построить подстанцию и кабельную линию электропередач. Систему внешнего энергоснабжения комплекса сдали в эксплуатацию в ноябре 2011 года. Собственная подстанция, кстати, позволяет предприятию претендовать на 1 класс промышленного энергопотребления с более низкими тарифами на электричество.
Не лучшим образом на реализацию проекта со строительством комплекса влияла и напряженная ситуация с финансами материнской компании. В прошедшие несколько лет Интерпайпу не раз приходилось сталкиваться с трудностями по этому направлению. Дело даже доходило до ограниченного дефолта компании в связи с невыплатами по ее евробондам. Но к завершению 2011 в компании преодолели и эту проблему. И заявили о достижении окончательной договоренности с кредиторами по реструктуризации долга в 887 млн долл. на срок до 2017 года.
Примечательно, что в соответствующем пресс-релизе по данному событию особо подчеркивалось: завершение реструктуризации кредитного портфеля позволит компании сфокусироваться на введении в строй Днепростали. Отдельно акцентировалось, что в рамках достигнутой договоренности по реструктуризации банки предоставляют Интерпайпу дополнительное финансирование в размере 136 млн долл. на реализацию инвестиционной программы. А это, мол, позволяет "уверенно подойти к запуску нового завода".
Начало же текущего года, как видим, ознаменовалось для электросталеплавильного комплекса уже горячими испытаниями всей линейки его технологических агрегатов, в ходе чего были получены пробные 100 тонн заготовки. Во время этих испытаний на заводе сообщили, что электросталеплавильный комплекс планируется ввести в "официальную" эксплуатацию после I квартала 2012 года. Причем до конца нынешнего года на предприятии намерены выпустить около 700 тыс. тонн стальной заготовки.
Ожидаемый стратегический эффект от завершения проекта обозначил в одном из последних пресс-релизов Интерпайпа генеральный директор компании Александр Киричко: "Введение в эксплуатацию нового производства позволит компании уменьшить зависимость от внешних поставщиков - обеспечить себя на 80% стальной заготовкой собственного производства для бесшовных труб и на 100% для железнодорожных колес. С запуском Днепростали компания завершит формирование вертикально интегрированной структуры: от заготовки и переработки металлолома через выплавку стали и производство труб и железнодорожных колес до обслуживания клиентов на ключевых рынках".
Комментируя эти планы, аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров соглашается с оценкой объемов производства нового меткомплекса в нынешнем году. В то же время он подчеркивает: "В 2012 завод на проектную мощность (в пересчете на среднесуточный показатель производства - прим. автора) вряд ли выйдет. Вернее, в процессе приемки от Danieli завод будет работать две недели на полную мощность. Но после передачи его украинскому менеджменту ожидается снижение уровня производства в следующие месяцы с постепенным наращиванием к завершению года".
Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Дмитрий Ленда более осторожен в предположениях о показателях производства Днепростали по итогам 2012. А свои прогнозы он увязывает, прежде всего, с возможностями группы "Интерпайп" в сфере заготовки лома черных металлов как основного технологического сырья для нового электрометаллургического завода. "В 2010 втормет Интерпайпа собрал около 600 тыс. тонн металлолома. Это количество позволяет выпустить около 500-550 тыс. тонн стали. Поэтому можно предположить, что вследствие ограниченных возможностей по сбору лома по итогам 2012, а также того обстоятельства, что суммарное время работы предприятия в 2012 существенно не превысит 6 месяцев, выпуск продукции на Днепростали в текущем году вряд ли будет большим, чем 550-650 тыс. тонн", - говорит эксперт. И добавляет, что себестоимость выплавки стали на этом заводе в нынешнем году может составить 525-575 долл./тонн.
Но, похоже, руководство Интерпайпа вполне осознает вероятные риски сырьевого обеспечения своего нового метпроизводства. Во всяком случае, в компании активно развивают ломозаготовительное направление бизнеса, где центром приложения усилий выступает днепропетровский "Втормет". В прошлом месяце на этом предприятии были введены в эксплуатацию два новых участка по переработке лома с пресс-ножницами и перегружателями.
Помимо оснащения новой техникой существующих площадок в Днепропетровске и Луганске (запланированный объем инвестиций - 8,5 млн долл.), программа развития металлоломного бизнеса Интерпайпа предусматривает также расширение собственной заготовительной сети в промышленных областях Украины. Данная стратегия позволяет и представителям группы, и некоторым аналитикам прогнозировать стабильность в обеспечении Днепростали основными сырьевыми материалами. "Вряд ли стоит говорить о каких-то существенных перебоях с поставками металлолома на завод. Ожидаю, что его обеспечение будет на нормальном уровне", - уверен А.Макаров.
А вот Д.Ленда полагает, что если в текущем году наряду с Днепросталью будет введена в эксплуатацию и первая очередь электрометаллургического производства на Донецкстали - МЗ (входит в бизнес-группу предпринимателя Виктора Нусенкиса), проблемы с внутриотраслевым обеспечением по лому черных металлов вполне вероятны: "Общая плановая потребность в этом виде сырья для обоих предприятий в 2012 превышает показатель общеукраинского его экспорта в 2011 (оценочно - 790 тыс. тонн), который может выступать неплохим преиндикатором для нынешнего года. Значит, в Украине возможна нехватка этого материала к завершению 2012". Хотя аналитик и оговаривает, что такой дефицит может быть покрыт за счет поставок металлолома из РФ (российский экспорт этого материала в минувшем году составил 5,5 млн тонн), и отчасти - вследствие наращивания темпов внутриукраинской его заготовки.
Справедливым, впрочем, является и то утверждение, что ситуация с обеспечением ломом новых электросталеплавильных производств страны во многом зависит от состояния мировых стальных рынков. В случае усугубления негативных трендов на них естественным образом сократятся объемы производства и в экспортоориентированной черной металлургии Украины. При таком развитии событий фактор потенциальной нехватки металлолома как сырья для наших метпредприятий, включая и Днепросталь, будет существенно (а то и полностью) нивелирован.
В целом же, историю создания компанией "Интерпайп" собственного электросталеплавильного производства можно отнести к одному из тех примеров, когда проект стараются реализовать любыми силами. Невзирая на объективные общекризисные негативы и субъективные затруднения инвестора в финансовой сфере.
Сергей Кукин
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас