Украинское признание Мечела — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинское признание Мечела

Фондовый рынок
1570
Под занавес минувшего года в российской группе "Мечел" объявили о закрытии сделки по приобретению Донецкого электрометаллургического завода (ДЭМЗ). Мечел стал официальным собственником предприятия, фактический контроль над которым его топ-менеджеры осуществляли более полутора лет. ДЭМЗ же после периода неопределенности обрел акционера с четким видением стратегии развития.
Ситуация со сменой владельцев ДЭМЗ была напряженной. И официальное приобретение предприятия группой "Мечел" выглядит приемлемым завершающим этапом этой непростой истории. Начиналось же все весьма оптимистично.
В январе 2008 года было объявлено о том, что бывший электросталеплавильный цех Донецкого метзавода, выделенный в свое время в мини-металлургический завод "Истил" (Украина), и "другие компании" проданы группе "ЭСТАР" депутата Госдумы РФ Вадима Варшавского. Как заявлял тогда один из совладельцев ISTIL Group, бизнесмен пакистанского происхождения Мохаммад Захур, продажа этих активов осуществлялась в ходе конкурса среди покупателей. Помимо российской ЭСТАР, в нем принимали участие украинские ИСД и Донецксталь. Но они уступили в переговорах "по вопросам цены".
Цену сделки Захур разглашать не стал. А вот мотивы по продаже металлургического бизнеса объяснил так. По его словам, владельцы ISTIL не могли "закрывать глаза на то, что процесс слияний и поглощений в металлургической отрасли делает нашу группу очень маленьким игроком на этом рынке, даже по меркам Украины". В такой ситуации нереальной представлялась "конкуренция с металлургическими гигантами". (2007 год донецкий Истил отработал на пределе проектной мощности, выплавив 1,026 млн тонн стали.)
Во сколько обошлась эта покупка Варшавскому, попытались подсчитать металлургические аналитики. По их оценкам, на тот момент стоимость активов, передаваемых от ISTIL Group к ЭСТАР, составляла от 500 до 700 млн долл. Позже в СМИ появилась информация, что продажа была осуществлена за 480 млн долл.
Как бы там ни было с истинными цифрами, но одно обстоятельство остается неизменным. На предкризисном пике стоимости метактивов прежние владельцы Донецкого электрометаллургического завода (такое название получило предприятие после перехода под контроль ЭСТАР) смогли не просто вовремя выйти из стального бизнеса, но и получить очень неплохие деньги. А вот для Варшавского приобретение оказалось не столь удачным.
Осень-2008 принесла кризис. И в той ситуации было не до развития производства и увеличения продаж. 2009 год для ДЭМЗ оказался еще более сложным. В тот период предприятие в сравнении с итогом-2008 сократило производство готового проката на 51,1% (до 501 тыс. тонн), стали - на 49,1% (до 528 тыс. тонн). Иными словами, кризис для донецкого мини-милла группы "ЭСТАР" обернулся почти двукратным снижением объемов производства.
Не лучшим образом обстояли дела и с финансовыми результатами деятельности предприятия. Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Дмитрий Ленда приводит такие данные, со ссылкой на информацию самого завода. Если по итогам 2008 года ДЭМЗ получил EBITDA в размере 160,7 млн долл., а прибыль - 60,9 млн долл., то в 2009 году аналогичные показатели существенно снизились: до 11,7 и -10,2 млн долл. соответственно. Такая же корреляция наблюдалась и в отношении маржи EBITDA и чистой маржи. В 2008 эти индикаторы составляли 19,9 и 7,5%, в 2009 - 5,2 и -4,5%.
2009 год стал особым для завода еще по одной причине - произошла очередная смена его собственников. После того как ЭСТАР не смогла погасить кредит - свыше 300 млн долл., взятый у российского Альфа-Банка на приобретение ДЭМЗ, последний отошел под управление компании А1, инвестиционной структуры этого банка.
Понятно, что банкиры были заинтересованы не столько в организации деятельности метактива, сколько в возврате своих денег. В результате весь 2009 и начало 2010 года ушли на поиски нового профильного владельца. ДЭМЗ тем временем не столько развивали, сколько пытались поддержать на плаву. Подобная политика привела к тому, что в марте-2010 предприятие даже вынуждено было остановить электросталеплавильное производство.
Коллапс, впрочем, продлился недолго. В апреле того же года донецкий мини-милл возобновил деятельность, а в его руководстве появились топ-менеджеры от российской горно-металлургической группы "Мечел". С того времени в медиа начали активно муссироваться предположения, что эта группа и выкупила завод у структур Альфа-Банка. В самом Мечеле, однако, отрицали факт приобретения предприятия. Зато акцентировали внимание на стратегическом партнерстве группы и ДЭМЗа.
Партнерство заключалось в том, что с целью возобновления деятельности Донецкого электрометаллургического завода для него наладили поставки сырья в виде стальных слитков с российских и румынских метактивов Мечела. В первые месяцы после запуска этой программы на ДЭМЗе рапортовали о 5-6-кратном превышении объемов производства. А уже за год такого стратегического партнерства донецкий мини-милл сумел выйти на докризисный уровень производства, выпустив к апрелю минувшего года свыше 1 млн тонн стальной продукции. Примерно столько же здесь планируют произвести и по итогам всего 2011.
Летом прошлого года стало ясно и то, что указанное партнерство вот-вот закончится включением предприятия в состав Мечела. К тому моменту вопрос о приобретении 100% акций ЧАО "Донецкий электрометаллургический завод" у владевшей ими кипрской фирмы Daveze Ltd был поднят на годовом собрании акционеров и перед советом директоров ОАО "Мечел". В ходе этих мероприятий были озвучены сумма и основные условия сделки. Предполагалось, что кипрский офшор, контролирующий все права собственности на ДЭМЗ, обойдется группе в 537 млн долл. с рассрочкой выплаты на 4 года.
Именно в такой конфигурации сделка и была одобрена владельцами Мечела. Однако на ее окончательное завершение понадобилось еще полгода; об этом в группе заявили лишь в последнюю декаду декабря-2011. За прошедшее время период выплаты стоимости удалось растянуть до 7 лет.
Факт закрытия сделки председатель совета директоров ОАО "Мечел" Игорь Зюзин обрисовал так: "Это новая ступень развития металлургического дивизиона группы "Мечел" по увеличению совокупных мощностей в производстве стали и, что особенно важно, доли новой высокомаржинальной продукции глубоких переделов. 7-летняя рассрочка платежа не потребует значительного отвлечения денежных средств Мечела в настоящий момент и ближайшие годы, что должно благоприятно отразиться на финансовых потоках группы".
Отраслевые аналитики соглашаются: покупка украинского электросталеплавильного предприятия выгодна для российской группы. Цена сделки отвечает рыночным реалиям, говорит представитель "Арт Капитал". Хотя подчеркивает, что в нынешней ситуации макроэкономической нестабильности стоимость этого приобретения Мечела может оказаться несколько завышенной.
Ленда уверен, что покупка и развитие предприятия по выпуску сталей специальных марок (на чем донецкий мини-милл делал упор еще в докризисную эпоху) смотрится органичным элементом стратегии Мечела: "Большинство метпредприятий стран СНГ производит сталь ординарного качества, что ограничивает их возможности успешно конкурировать на мировом рынке. Поэтому стратегии многих крупных игроков стального сектора предусматривают усиление присутствия в сегменте продуктов с высокой добавленной стоимостью".
Наконец, еще в период "партнерского контроля" в намерениях Мечела значилось и наращивание мощностей ДЭМЗа. В частности, провозглашалась задача заметного повышения ежегодных объемов выплавки стали на этом мини-милле до 1,5 млн тонн к 2015 году. И, судя по опыту реанимации производственно-хозяйственной деятельности завода в 2010-2011 годах, указанные планы до последнего времени выглядели вполне осуществимыми.
Сергей Кукин
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас