Евро врозь — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Евро врозь

Казна и Политика
1169
Вчера агентство Reuters сообщило: Германия и Франция обсуждают план новой реформы Евросоюза, которая спасет и союз, и евро. Для этого новый ЕС будет состоять из нескольких стран "федерации евро" с европейской валютой и единым правительством и оставшейся Европейской конфедерации - без евро и без надежд в близком будущем жить по стандартам Западной Европы. Рынки во всем этом увидели лишь то, что планы спасения евро и ЕС никого на деле не спасают.
План спасения европейского единства, утвержденный на саммите ЕС и включенный в коммюнике саммита G20 в Канне как обязательство Европы перед мировой экономикой, в статусе последнего и окончательного способа решения проблемы европейского долгового кризиса прожил лишь несколько недель. Вчера анонимный чиновник в Брюсселе передал через агентство Reuters сообщение, взорвавшее новостной фон: две ключевые страны ЕС - Германия и Франция - обсуждают новую "двухскоростную модель" интеграции стран Евросоюза. Источник Reuters делает акцент на сокращении зоны евро: "Нам необходимо точно установить список тех, кто не хочет входить в клуб, и тех, кто просто не может быть его частью". Отметим, сама по себе "двухскоростная модель" ЕС - не новость: на этой неделе президент Франции Николя Саркози уже говорил вскользь об этой модели. Сенсация - готовность Германии ее обсуждать.
Откровенные высказывания в разгар переговоров с Грецией и Италией о мерах по преодолению кризиса напугали лидеров ключевых стран ЕС: и Париж, и Берлин уже вчера поспешили уточнить информацию. "Мы выступаем за сохранение еврозоны в прежнем виде",- заверила канцлер ФРГ Ангела Меркель. В том же духе высказались руководство Франции и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. В Еврокомиссии вчера отказались комментировать "Ъ" готовящиеся реформы - так, один из собеседников признался: он боится, что "разговоры и предположения материализуются". Но эксперты уверены: появившуюся информацию нельзя недооценивать. Аналитик Центра европейской реформы Саймон Тилфорд заявил: "То, что подобные идеи обсуждаются как на правительственном, так и на межправительственном уровне, известно давно. Но до сегодняшнего дня не было ни единой утечки". Саму утечку он объясняет необходимостью в очередной раз дать понять "плохим" членам еврозоны, что угроза исключения из нее Греции серьезна.
Впрочем, в суматохе мало кто заметил, что на деле никто ничего не опроверг: дело в том, что сам по себе сценарий "двухскоростной интеграции" как раз и рассматривается внутри ЕС как способ дать возможность добровольно выйти из зоны евро ряду стран, не обрушивая при этом евро как мировую валюту. Практически все комментарии экспертов с момента начала европейского долгового кризиса сводились к тому, что выход как минимум Греции из зоны евро (который по законодательству ЕС не может осуществиться без выхода Греции из ЕС) может стать началом распада Евросоюза и краха евро как европейской и мировой валюты.
Наиболее радикальным рецептом для решения этой проблемы считалась ускоренная евроинтеграция: унификация налогового и трудового законодательства стран ЕС; внесение в конституции стран ЕС пределов размера госдолга и бюджетного дефицита; постепенное введение европейских налогов. Наконец, это создание "европейского экономического правительства", тратящего эти налоги; а также уход от конфедеративного принципа построения ЕС (в котором все страны имеют в ключевых вопросах примерно равный вес) к федеративному (вес определяется размерами экономик участников).
Последний саммит ЕС обязался реализовать эти принципы в сильно усеченном виде - без "евроналога" (предлагалось начать с налога Тобина на банковские трансакции юридических лиц); без усиления полномочий Еврокомиссии; без права ЕС влиять на уровень национальных налогов: в первую очередь из-за сопротивления некрупных, но уже влиятельных стран ЕС - от Нидерландов до Польши. Предложение "двухскоростной интеграции", по сути, предлагает экстренно поддержать евро той же программой "европравительства", но внутри нескольких стран ЕС и еврозоны (как минимум двух - Германии и Франции). Сильно наращенный таким образом запас прочности позволит "отпустить" из еврозоны без выхода из ЕС тех, кому это может помочь,- в первую очередь Грецию.
Наиболее важно в этой конструкции то, что она предполагает изменение Маастрихтских соглашений ЕС - до сегодняшнего дня все страны ЕС так или иначе обязывались (хотя и в неопределенной перспективе) рано или поздно перейти к евро. За техническим отвязыванием друг от друга ЕС и европейской валюты в рамках "двухскоростной модели" евроинтеграции кроется революция: речь идет о возможном изменении всей "философии Европейского союза" последних двух десятилетий.
Напомним, после крушения Восточного блока и распада СССР Евросоюз взял курс на максимальное расширение. В 2004 году в альянс были приняты десять государств, восемь из них - посткоммунистические, спустя три года - Румыния и Болгария. Сторонники экстенсивной модели развития ЕС до последнего времени выступали за принятие в него всех балканских государств, Турции, в перспективе - Украины, Молдавии, Грузии и даже средиземноморских арабских стран, например Туниса. Оппозицией "евроэкспансии" была политика европейского правительства, которая в целом требовала прекращения наращивания численности стран ЕС. "Двухскоростная модель" помогает примирить обе стороны - по сути, "ядро" (зона евро) берет на себя усиленные обязательства интеграции и превращения в "федерацию евро". С "периферии" снимаются требования быстрых реформ - она остается Европейской конфедерацией.
Жертвами новой политики ключевых стран ЕС, если она будет реализована, могут стать не только проблемные члены альянса типа Греции, но и государства, еще не успевшие в него вступить. Пожалуй, лишь Хорватия может быть относительно спокойной - о ее принятии в альянс в июле 2013 года уже официально объявлено, назад пути нет. А вот Албания, Черногория, Македония и другие балканские государства (а в отдаленной перспективе - Украина и другие постсоветские республики) рискуют еще долго томиться в прихожей с надеждой войти только в конфедерацию - и этим, как и Греции, лишь начать неограниченно долгий путь в настоящую Европу, "федерацию евро". При этом в Европейской конфедерации останутся привлекательные стороны - скорее всего это и отсутствие границ, и общеевропейские стандарты госрегулирования, и власть Еврокомиссии - но исчезнет то, что так привлекало в ней новые страны ЕС: использование ресурсов стран "федерации евро" для доведения уровня жизни в этих странах до европейского.
Отметим, рынки на эту впечатляющую, но выглядящую крайне умозрительной фантазию отреагировали цинично, выделив в ней только то, что очевидно: план октября проблем не решит, дефолт Греции и в перспективе Италии - на повестке дня, а, значит, евро - под угрозой. Накануне курс евро рухнул на 2,1%, до $1,3546, что стало сильнейшим падением европейской валюты за последние 15 месяцев. В начале торгов курс опускался до месячного минимума - $1,3481. Ведущие европейские индексы снизились при открытии торгов на 1,8-2,2%, доходность 10-летних итальянских облигаций достигала рекордного уровня - 7,5% годовых. Максимально с августа прошлого года поднималась доходность 10-летних португальских облигаций - 5,9% годовых. Исторический максимум вчера обновила доходность и по 10-летним госбумагам Греции, достигнув 33,2% годовых. Но рынки реагировали не только на план "двухскоростной интеграции", остающийся отдаленной абстракцией, но и на более чем конкретные сообщения из Рима: премьер-министр Италии Сильвио Берлускони в ближайшие дни может покинуть свой пост.
Впрочем, к вечеру напряжение на рынке европейского госдолга стало падать: ЕЦБ покупал итальянские и испанские обязательства, доходность итальянских бумаг опустилась до 6,9%, ставка по испанским бумагам - до 5,8%. После полудня снизилась напряженность на валютном и фондовом рынках: евро поднялся до $1,357 (на 0,2% выше закрытия среды), ведущие европейские индексы выросли в пределах 1%. Можно видеть в этом успех плана Никола Саркози - но скорее речь идет об усиливающейся волатильности рынков, не знающих, какой план политики ЕС будут обсуждать завтра и будет ли он последним и окончательным.
История единой европейской валюты
21 апреля 1975 года комиссия Европейского экономического сообщества ввела расчетную единицу Европейского платежного союза, которая рассчитывалась на основе валютной корзины стран сообщества по фиксированным курсам. 13 марта 1979 года она была заменена европейской валютной единицей (ECU). 7 февраля 1992 года в Маастрихте страны Европейского сообщества подписали договор о создании Евросоюза, что заложило основу для единой валюты.
15 декабря 1995 года Европейский совет утвердил название "евро" и постановил ввести его в безналичный расчет с 1 января 1999 года, в наличный оборот - с 1 января 2002 года. Местные валюты оставались в обращении до 1 июня 2002 года. 12 декабря 1996 года Еврокомиссией был одобрен знак евро.
3 мая 1998 года Еврокомиссия назвала 11 стран, экономические показатели которых соответствовали требованиям введения евро. Это были Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция - все они и перешли в 1999 году на безналичные, а в 2002-м - на наличные евро. Заявленным условиям соответствовали также Великобритания и Швеция, однако их власти решили сохранить национальные валюты. Первый курс евро к доллару был установлен 4 января 1999 года: он стоил $1,1789. Минимальный курс евро к доллару был зафиксирован 26 октября 2000 года ($0,8252 за евро), максимальный - 15 июля 2008 года ($1,599).
1 января 2001 года к еврозоне присоединилась Греция. С 1 января 2007 года в нее вступила Словения: в один день страна ввела евро и для наличных, и для безналичных расчетов. По той же схеме 1 января 2008 года на евро перешли Кипр и Мальта, 1 января 2009 года - Словакия, 1 января 2011 года - Эстония.
Среди стран, не входящих в ЕС, евро приняли в обращение Монако, Сан-Марино и Ватикан, неофициально валюту используют Андорра, Косово и Черногория. В зону евро стремятся Латвия, Литва, Польша, Румыния, Венгрия и Болгария. Чехия планировала сменить валюту, однако в октябре 2011 года президент Вацлав Клаус назвал введение евро "насилием политики над экономикой". По этому вопросу было решено провести референдум. В Дании и Швеции референдумы по вступлению в еврозону провалились.
Дмитрий Бутрин
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас