Закормить — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Закормить

Казна и Политика
896
В ближайшее время Кабинет министров завершит работу над окончательным вариантом Государственной программы развития внутреннего производства, которая будет действовать до 2015 г.
Проект документа правительство утвердило на заседании 3 октября, и с тех пор сразу несколько министерств трудятся над его усовершенствованием. До сих пор официально проект Программы обнародован не был. Тем не менее БИЗНЕСу удалось ознакомиться с его содержанием.
Набор дорогих рецептов
В документе, занимающем 75 страниц, предлагаются меры, которые, по задумке чиновников, должны способствовать существенному сокращению импорта товаров и замене их отечественными аналогами. Приоритетными признаются предприятия химической и угольной промышленности, во втором эшелоне - электроэнергетика, автомобильная промышленность и сельскохозяйственное машиностроение.
Главное, что требуется отечественным предприятиям из перечисленных отраслей, - модернизация. Всего, по оценкам чиновников, на модернизационные программы необходимо направить 120 млрд грн. Из указанной фантастической суммы немалые 52 млрд грн. планируется выкроить из госбюджета.
По мнению первого вице-премьер-министра - министра экономического развития и торговли Андрея Клюева, курировавшего разработку документа, правительство рассчитывает, что меры, направленные на импортозамещение, в течение следующих трех лет позволят достичь положительных показателей сальдо торгового баланса страны, а именно выйти “в плюс” на $1,5-2 млрд. Для сравнения: по итогам 2010 г. отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило $9,3 млрд.
Помимо прямого финансирования из госбюджета Госпрограмма традиционно предусматривает привлечение частных инвестиций в объеме, в 2 раза превышающем государственные вливания.
Правительство намерено стимулировать импортозамещение не только бюджетными инвестициями, но и еще несколькими способами. Среди них стоит отметить внедрение механизмов специального режима инвестиционной деятельности на таможенной территории Украины в период реализации инвестиционных и инновационных проектов, направленных на развитие реального сектора экономики.
Кроме того, для защиты внутреннего рынка от импортных товаров Кабмин планирует использовать “нетарифные и технические мероприятия, системы сертификации и стандартизации, лицензирования и квотирования, а также санитарные и фитосанитарные мероприятия”. Надо сказать, что такие способы защиты своего рынка, в том числе и от украинских товаров, уже не первый год практикует Россия.
Но нельзя забывать, что, в отличие от северо-восточного соседа, Украина является членом ВТО, а эта организация жестко контролирует соблюдение странами-участницами принципов прозрачности доступа иностранных товаров на рынки .
Энергослед
Главный фактор, который в последние годы увеличивает отрицательное сальдо торгового баланса, - стоимость импортного газа. В проекте Госпрограммы импортозамещения о способах сокращения закупок голубого топлива за рубежом прямо не говорится.
В документе отмечается, что реформирование нефтегазового комплекса должно проходить в соответствии с Энергетической стратегией Украины, после чего перечисляются основные положения этой программы.
Далее описан ряд мер по модернизации предприятий угольной промышленности и электроэнергетики. В частности, несмотря на анонсированную правительством приватизацию энергогенерирующих компаний, в Госпрограмме говорится, что одними из стратегических заданий власти являются продление на 10-20 лет эксплуатации энергоблоков ТЭС и обеспечение в перспективе их стабильного развития.
Уже в 2012 г. на нужды топливно-энергетического комплекса (а именно - на развитие угольной промышленности и электроэнергетики) предлагается направить 11 млрд грн. Правда, то, что эти деньги будут реально выделены, сомнительно, поскольку, согласно проекту Закона о Госбюджете-2012, общий объем расходов Министерства энергетики и угольной промышленности предлагается утвердить в размере 9,8 млрд грн.
Впрочем, львиная доля этих средств должна пойти как раз на поддержку угольной отрасли: 6,7 млрд грн. предполагается выделить по статье “Государственная поддержка шахт”, еще 1,5 млрд грн. - направить на реструктуризацию шахт и предприятий торфяной промышленности.
Стоит отметить, что за последние два года финансирование углепрома из госбюджета существенно увеличилось - скажем, в Бюджете-2009 на господдержку шахт было предусмотрено всего 0,75 млрд грн.
По мнению Александра Гудымы, народного депутата от блока “БЮТ - Бать­ківщина”, члена комитета Верхов­ной Рады по вопросам топливно-энерге­тического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, то, что энергетические программы правительства направлены прежде всего на финансирование угольной промышленности и электроэнергетики, объясняется влиянием сильного лобби собственников предприятий отрасли.
“Крупнейшим после государства собственником ТЭС и шахт является корпорация “СКМ” Рината Ахметова. Еще во время распределения министерских портфелей он позаботился, чтобы в правительстве присутствовали проводники его интересов. Поэтому ничего удивительного в тексте Госпрограммы для меня нет”, - пояснил Гудыма.
Не Донбассом единым
Не забыло правительство позаботиться и об интересах Дмитрия Фирташа, собственника компании Group DF. Так, отдельный раздел Госпрограммы поддержки отечественных производителей посвящен проблемам химической отрасли, большинство крупнейших предприятий которой с недавних пор принадлежит Фирташу.
В частности, в документе отмечается, что, несмотря на приватизацию предприятий химической промышленности, в нынешних экономических условиях они требуют специальной государственной поддержки.
В том числе и налоговых послаблений для тех химпредприятий, которые переориентируются на внутренний рынок и будут выпускать продукцию для сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Что касается собственно агропромышленного комплекса, то на нужды этой отрасли документ в 2012 г. предлагает направить 17 млрд грн. В первую очередь эти средства пойдут на стимулирование развития лесозаготовки, скотоводства и рыбного хозяйства.
Впрочем, как и в случае с господдержкой энергетики, в проекте Госбюджета-2012 расходы Министерства аграрной политики и продовольствия зафиксированы на уровне 10 млрд грн., что почти в 2 раза меньше, чем предусмотрено Госпрограммой.
Однако эксперты сомневаются в эффективности предложенных правительством мер, направленных на замещение импорта .  
Павел Жебривский , народный депутат (фракция НУНС), председатель подкомитета по вопросам расходов государственного бюджета Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета
- Украина - член ВТО, поэтому власть не может запрещать и ограничивать ввоз товаров. Для того чтобы Госпрограмма импортозамещения эффективно работала, необходимо, во-первых, побороть коррупцию на таможне, через которую сейчас достаточно много товаров ввозится по заниженным ценам и без уплаты пошлины и которая не способствует созданию равных возможностей для отечественных производителей по сравнению, например, с производителями из Китая, Польши, Турции и других стран.
Во-вторых, при закупках за государственные средства мы должны отдавать приоритет товарам отечественного производителя. В-третьих, государству следует стимулировать создание новых отечественных производств.
Чтобы появились инвестиции, правительству необходимо дать предпринимателям соответствующие гарантии и льготы. Например, освободить от уплаты налога на прибыль на пять лет, помогать в подведении коммуникаций и т.д.
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера
- Во-первых, Украине необходимо импортировать инвестиции, технологии для развития национальной экономики. Но ограничение импорта этих товаров может угрожать экономическому росту в долгосрочной перспективе.
Во-вторых, большая доля импорта промышленных товаров является симптомом низкой конкурентоспособности отечественной промышленности. Многие составляющие конкурентоспособности находятся в сфере непосредственного влияния правительства.
Например, улучшение делового климата и инвестиционной среды будет стимулировать капитальные вложения в те сектора экономики, которые ориентированы как на внутренний, так и на внешний рынки. Возникают сомнения и относительно эффективности политики избирательных преференций и льгот для стимулирования развития отдельных отраслей.
Мировая практика давно показала, что базой для развития конкурентоспособной экономики является ее открытость, что способствует созданию благоприятной инвестиционной среды.
Максим Каменев
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас