Супер-Марио для супербанка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Супер-Марио для супербанка

Валюта
817
12 октября 95 известных европейских политиков, экономистов и бизнесменов сумели всколыхнуть своим коротким, на треть страницы письмом весь Евросоюз. Миллиардер Джордж Сорос, бывший комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана, экономист Андерс Ослунд, экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга и десятки других "обеспокоенных европейцев" писали это письмо с одной целью: дать, наконец, Европе понять, что "тех мер, которые принимаются в отношении судьбы евро, сегодня слишком мало". И призвали правительство еврозоны принять срочные меры, иначе кризис распространится в другие страны и приведет к краху мировой финансовой системы.
Составители письма обращались к нынешнему главе Европейского центробанка Жан-Клоду Трише, но выполнять эту миссию придется уже его преемнику - Марио Драги. Сейчас он еще глава итальянского центробанка, но уже 1 ноября займет кресло руководителя ЕЦБ и останется там на протяжении следующих восьми лет. Станет ли эта миссия для него выполнимой - сказать пока сложно. Спортивный, всегда вежливый и элегантно одетый 64-летний "Супер-Марио" (так прозвала Драги европейская пресса) - слишком замкнутый человек и пока ни словом не обмолвился о своей будущей политике. Едва Драги был объявлен кандидатом на должность главы ЕЦБ в феврале этого года, как он тут же перестал давать интервью, а по его общественным выступлениям невозможно представить, какую политику он предпочтет. "Он интроверт, очень сдержанный и очень осторожный, - рассказывает итальянский чиновник, работавший с Драги. - У него хорошая политическая интуиция. Его подход - не догматичный. Он тщательно просчитывает каждый свой шаг". Но о том, как будет выглядеть будущее ЕС при новом главе центробанка, можно судить, заглянув в его прошлое.
Начало начал
Осиротевший в 15 лет воспитанник школы иезуитов Марио Драги получил экономическое образование в римском университете Ла Сапиенца, а затем в 1976 году отправился покорять Америку. Там он стал первым итальянцем, который получил степень доктора экономических наук в Массачусетском технологическом университете (MIТ). Причем не просто в университете, а под руководством Нобелевских лауреатов Франко Модильяни, Роберта Солоу и Пола Самуэльсона, а также известного экономиста Стэнли Фишера. Среди его однокашников - один из ведущих полисимейкеров мира, глава ФРС США Бен Бернанке (окончил MIТ через два года после Драги), а на год позже итальянца учился главный экономист МВФ Оливье Бланшар. "Марио никак не изменился, - вспоминает Бланшар. - Вежливый, физически и интеллектуально элегантный, осторожный в своем подходе и сосредоточенный на фактах".
С окончанием учебы стартовала карьера Драги. Сперва - академическая, затем в бизнесе, а в итоге - на госслужбе. Начал экономист и когда-то большой любитель баскетбола с преподавания в университетах Тренто, Падуи, Венеции и Флоренции, но вскоре стал совмещать теорию с практикой. Параллельно с преподаванием он входил в административные советы различных банков и крупных корпораций, в том числе итальянского нефтяного гиганта Eni. Уже в 1984-м итальянец занял кресло исполнительного директора Всемирного банка (знакомый ему по MIТ Стэнли Фишер в это время как раз был главным экономистом организации).
В начале 90-х Драги вернулся на родину, где стал одним из ключевых полисимейкеров страны. В течение следующего десятилетия он возглавлял итальянское Госказначейство и комитет по приватизации. В это время дефицит госбюджета Италии перевалил за 10% ВВП, инфляция зашкаливала, госдолг достигал порядка 60 млрд. евро (около 120% ВВП), и страна стояла на грани дефолта, как сейчас Греция. Драги помог тогдашнему премьеру Джулиано Амато реализовать план суровой фискальной экономии и провести одну из масштабнейших программ приватизации в Европе, благодаря чему Италия смогла восстановить свою платежеспособность. Именно вследствие этого Драги и заслужил у прессы прозвище "Супер-Марио" (по аналогии с шустрым героем известной компьютерной игры 90-х). Кроме прозвища, этот опыт придал итальянцу уверенность в том, что из любой ситуации можно выйти самостоятельно. "Мы тогда не пошли в МВФ, - вспоминал Драги в прошлогоднем интервью Financial Times. - Мой личный опыт показал, что страна может пройти через кризис без чьей-либо помощи".
Однако в 2000-х Драги решил покинуть политическую арену и в 2002 году перешел работать в частную компанию. В течение следующих трех лет он был вице-президентом и исполнительным директором международного подразделения Goldman Sachs Group в Лондоне. Именно эта запись в резюме вызвала много вопросов у Европарламента, когда в 2011 году зашла речь о назначении Драги на должность главы ЕЦБ. Ведь как раз в это время американский инвестбанк был лид-менеджером при выпуске Грецией деривативов, с помощью которого Афины смогли привести государственные балансы в приличный вид, и в результате страна вошла в зону евро. Однако итальянец уверяет, что не имеет к этому никакого отношения.
В 2005 году он вновь вернулся из Лондона в Рим - чтобы возглавить итальянский центробанк Banca d'Italia. Это было не лучшее время: экономика страны вот уже четыре года как стагнировала, временами скатываясь в рецессию; инфляция стабильно превышала европейские нормы, а валовой госдолг обогнал по размеру ВВП Италии. Решить эти проблемы можно было, заняв очень жесткую позицию - что и сделал "Супер-Марио". Драги категорически не одобрял излишне щедрую бюджетную политику правительства Сильвио Берлускони, которая проводилась за счет все новых заимствований. За конструктивную критику Берлускони и любовь к бюджетной дисциплине многие даже прочили Драги пост главы "технического правительства", которое сменило бы кабинет Берлускони в случае отставки. Сам Драги отвечал за монетарную политику, и на этом поприще также прославился осторожностью. Зато это помогло удерживать итальянскую инфляцию в разумных пределах.
Кстати, вместе с постом главы итальянского центробанка в 2006 году Драги получил кресло руководителя Форума финансовой стабильности (FSB), в который входят представители регуляторов, центробанков и властных структур 24 стран. Шефство в этой организации останется за Драги после того, как он переедет из Рима во Франкфурт-на-Майне.
Жесткие перспективы
В борьбе за кресло главы ЕЦБ Марио Драги пришлось поднапрячься - среди его соперников были глава Бундесбанка Аксель Вебер, глава Банка Финляндии Эркки Лииканен и их коллега из Люксембурга Ив Мерш. Но итальянца спасло самоустранение Вебера - тот выбыл из числа фаворитов, как только начал усиленно критиковать ЕЦБ за скупку греческих гособлигаций. С отказом Вебера от борьбы у Драги появилась хорошая группа поддержки в лице Ангелы Меркель. Выступая на стороне итальянца, немецкий канцлер дала понять: она рассчитывает, что новый глава ЕЦБ будет опираться на традиционную скупость Бундесбанка, который был шаблоном при создании в 1998 году ЕЦБ. "Я знаю Марио. Он очень близок к нашим идеям о стабильности культуры и прочной экономической политики", - заявила Меркель газете Die Zeit. 24 июня европейские лидеры утвердили Драги как будущего директора ЕЦБ.
Что ж, Меркель не зря променяла Вебера на Драги. Как и его немецкий экс-конкурент, итальянский экономист считается представителем так называемой школы ястребов, которые во главу угла всегда ставят борьбу с ростом цен. В своем последнем интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung, итальянец подчеркнул: "Необходимо осознать, что стабильность цен была фундаментом роста германской экономики и должна ныне превратиться в принцип, действующий по всей Европе".
Жесткость Драги будет оправдана. Нынешний глава ЕЦБ Жан-Клод Трише наводнил рынки дешевыми деньгами и скупал гособлигации, чтобы поддержать банки Греции и Ирландии и не допустить суверенных дефолтов. Это вызвало рост инфляции в зоне евро - до 2,8% при "потолке" в 2%. Так что Драги придется бороться с инфляционными страхами, повышая учетную ставку. Как рассказали Wall Street Journal коллеги Драги по ЕЦБ, тот решительно выступал за повышение ставки месяц назад - несмотря на то, что это нанесет удар по экономике родной страны.
Впрочем, это - вовсе не единственная задача, которую придется решать Драги. "Супер-Марио" единогласен с Меркель и по другому вопросу - выпуску совместных евробондов еврозоны. Итальянец выступает против их введения как таковых. "Чтобы справиться с текущими проблемами, нам необходима новая стратегия. Я говорю отнюдь не о выпуске еврооблигаций или использовании других схожих инструментов", - заявил он в сентябре. Драги уверен: погрязшие в долгах страны, в том числе и его родная Италия, способны справиться с проблемами самостоятельно. Но именно это и создает теперь главную интригу в ЕС. Выпуск евробондов - главный проект уходящего в отставку Трише. Нынешние долговые проблемы, считает он, должны быть распределены одинаково для всех стран еврозоны. Именно к этому, в том числе, призывают авторы письма "девяносто пяти". Они, как и большинство европейских политиков, надеются, что под таким солидным давлением Драги сдастся и решит продолжать политику Трише. Но, судя по последним заявлениям итальянца, он не намерен смягчать свою позицию.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас