На пороге нового финансового харакири — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

На пороге нового финансового харакири

Казна и Политика
4139
Действующую модель макроэкономического регулирования в Украине можно описать как поощрение расширения импорта товаров и услуг плюс пренебрежение накоплением капитала плюс выталкивание рабочей силы за границу плюс получение валюты от эмигрантов и кредиторов украинского импорта.
Получается так: Украина экспортирует людей, чтобы импортировать товары. Вместо того, чтобы импортировать капиталы и с их помощью производить и экспортировать товары.
То есть такая экономика уменьшает нацию и сокращает возраст государству, способствуя расцвету заморских стран.
Чтобы понять, как кардинально изменить модель, надо установить ее главные цели и элементы. Отдельные факторы, повлекшие финансовые коллапсы в Украине в 1990-х и 2000-х годах, повторяются, следовательно, можно определить типичные причины кризисов.
1. Неестественное и часто неформализованное стимулирование импорта товаров и услуг и дефицита торгового баланса, покрытие дефицита внешним заимствованием.
2. Административные методы торговли российским газом, которые создают условия неоправданного роста импортных цен на него при сохранении физических объемов его закупки. "Нафтогазу" безразлично, купят ли у него весь газ и поступят ли платежи, зато растут, как на дрожжах, посреднические доходы монополиста.
3. Неприемлем для долгосрочных инвестиций внутренний климат и доминирование краткосрочных сделок предприятий, банков и правительства относительно использования иностранных капиталов, быстрый их отток из страны при возникновении угроз потери их стоимости, например, при стремительной девальвации гривни или при финансовых шоках в мире.
4. Чрезвычайные объемы дутой монетарной эмиссии в предкризисные периоды якобы для поддержки ликвидности банков, что приводило к дополнительному спекулятивному спросу на твердую валюту и пике обменного курса гривни.
5. Колоссальная зависимость внутренних сбережений от поступления иностранной валюты в связи с нежеланием украинцев хранить деньги в гривне, нехватка долларов для этих потребностей из-за дефицита торгового и текущего платежного балансов государства.
Наложим эти причины предыдущих финансовых разрушений на нынешние реалии.
Первая причина. В 2010 году и первой половине 2011 года новая власть вновь прибегла к международным займам, превосходя аппетиты предшественников: в 2010 году она заняла 8 миллиардов долларов, в январе-июне 2011 года - 4,3 миллиарда долларов.
Еще 1-1,5 миллиарда долларов ежегодно иностранцы тратят на покупку внутренних гособлигаций. Эти поступления позволяли удерживать валютный курс и даже ревальвировать его - с 8,49 гривни за доллар в сентябре 2009 года до 7,92 гривни за доллар в мае 2010 года - снова искусственная ревальвация.
При высокой инфляции цен укрепление курса гривни подталкивает импорт и подавляет экспорт, добавляя доходов первому и отнимая - у второго. В результате динамика импорта значительно опережает динамику экспорта: в 2011 году - 45,7% против 35,2%. А дефицит внешней торговли и текущего счета платежного баланса резко возрастают.
Чем больше правительство берет внешних кредитов, тем хуже становятся балансы торговли и платежей, а значит, для финансирования дефицита требуется все больше заимствований.
Сейчас для возврата 1 доллара долгов государство должно получить новые кредиты на 1,4 доллара. В сентябре 2011 года Кабмин размещает еврооблигации на 2 миллиарда долларов под 10% годовых, тогда как год назад ставка была 7%.
Стимулирование импорта является скрытым, но реальным. В нем заинтересованы все - от министра финансов, который ожидает увеличения поступлений таможенных пошлин, акцизов и НДС с импортных товаров и услуг, до рядового таможенника, с которого требуют перевыполнения плана.
Эти планы слепят глаза. Таможенникам не стыдно унижать собственных граждан нормами развитого социализма вроде ввоза в страну сувениров не больше, чем на 200 долларов, и проверкой багажа каждого пассажира даже в "зеленом коридоре".
Или когда "шмонают" - другого слова не подберешь, потому что это похоже на гулаговские лагерные процедуры - украинских трудовых мигрантов, чтобы конфисковать заработанное в чужих краях. Как же надо ненавидеть своих соотечественников! И кто после этого захочет возвращать деньги в Украину и возвращаться самим?
Все это - на фоне криминального роста таможенной службы с контрабандистскими синдикатами, о чем широко известно.
Господа чиновники, может, пришло время избавляться от работников аэропортов, которые ненавидят собственных граждан? Платежный дисбаланс такими действиями не исправишь, а вот раз представить страну в глазах цивилизованного мира варварами точно получится.
Вторая причина. Торговля российским газом стала приносить еще большие потери для торгового и платежного балансов. Цена, как известно, продолжает расти: за полтора года - с 240 долларов за тысячу кубометров до 354 долларов за тысячу кубометров.
При такой цене ни промышленность, ни социальные учреждения, ни жилой сектор не могут окупить собственные затраты при потреблении голубого топлива. Сейчас внутренние цены - от 50 долларов до 150 долларов. Государство покрывает разницу за счет внешних кредитов.
Объемы импорта газа в 2011 году возрастут на 12 миллиардов кубометров. То есть годовые расходы на оплату российского газа могут увеличиться по сравнению с предыдущим годом на 74% - с 6,7 миллиарда долларов до 11,5 миллиарда долларов.
Нечем платить, а власть закупает все больше. Экономический сюрреализм: поезд едет все быстрее, все знают, что пути не достроены и вскоре закончатся, но машинистам безразлично, их цель - еще более высокая скорость. Вождям давно пора нажать на тормоза - Советского Союза уже нет, и за Украину никто не заплатит.
При таком механизме финансирования газового импорта дефицит внешней торговли гарантирован. Хотя сводить решение проблемы только к снижению цен и объемов покупки топлива не следует, ведь параллельно повышаются цены на то, что производится из него.
Наконец, высокий уровень производства и благосостояния не в странах юга, а в странах севера, которые потребляют больше топлива. Это наводит на мысль, что выход есть.
Третья причина. Доминирование краткосрочных операций с капиталом. Долгосрочные чистые ПИИ падают в абсолютном и относительном размерах: 10,9 миллиарда долларов - в 2008 году, 4,8 миллиарда долларов - в 2009 году и в 2010 году, 1,8 миллиарда долларов - за шесть месяцев 2011 года без учета продажи "Укртелекома".
Украинские банки продолжают репатриацию ранее полученных иностранных займов. Возвращенные ими в 2010 году международные кредиты превышают новые полученные на 2,1 миллиарда долларов, в январе-июне 2011 года - на 1,5 миллиарда долларов.
Однако вытесненные краткосрочные банковские займы заменили такие же товарные, которые за семь месяцев 2011 года уже достигли почти 5 миллиардов долларов. К тому же, не являются долговременными и правительственные долги.
Итак, общие объемы рискованных международных капиталов вновь становятся критическими. Любые новые пертурбации на мировых рынках и дезинформация относительно ситуации в Украине либо действительные финансовые провалы в экономике могут подорвать неустойчивое валютное равновесие.
Четвертая причина. Прирост объемов гривен в обращении - чистая денежная эмиссия - высокий, хотя он и не достиг рекордов 2008 года и предыдущих лет. В 2010 году он составлял 35,5 миллиарда гривен, в первой половине 2011 года - 20,1 миллиарда гривен.
Главным источником эмиссии стали интервенции Нацбанка на внутреннем рынке валюты, когда он покупал ее излишки. Возникали эти излишки благодаря внешним займам правительства и продажи на рынке заемной валюты. Таким образом в 2010 году было выпущено в обращение 35,1 миллиарда гривен, в январе-июне 2011 года - 9 миллиардов гривен.
Вторым источником денежной эмиссии была покупка Центробанком у госбанков ОВГЗ, с помощью которых финансировался дефицит бюджета: объемы чистой покупки составили 13,2 миллиарда гривен в 2010 году и 8,7 миллиарда гривен в первой половине 2011 года.
НБУ также пытался уменьшить прирост денег в обращении, возвращая себе ранее выданные банкам кредиты рефинансирования и депонируя часть их ликвидности, хотя услуги депонирования не являются функцией центрального банка. Это частично сбило инфляцию, нараставшую в первом полугодии 2011 года.
Итак, действующая модель монетарной эмиссии является зависимой от избыточного поступления долларов и эмиссии гособлигаций. Невыполнение этих условий, например, когда международные кредиты станут слишком дорогими, будет вызывать демонетизацию экономики, что уже частично наблюдается. Следствием станет углубление рецессии.
Пятая причина. Дефицит долларов из-за опережающего роста импорта над экспортом усиливается неуемным внутренним спросом на твердую валюту, необходимую гражданам для домашних сбережений.
Ежемесячно украинцы продают банкам меньше долларов, чем покупают у них. Чтобы восстановить доверие к гривне, Нацбанк и прибегнул к искусственной ее ревальвации в 2009-2010 годах. Определенный результат был получен.
В течение 2009 года чистая покупка валюты населением составила 4,6 миллиарда долларов. Но в 2010 году ее объемы выросли до 6 миллиардов долларов, а за шесть месяцев 2011 года граждане вложили в сбережения 4,7 миллиарда долларов - за год их объем достигнет 9,4 миллиарда долларов. Остатки доверия к гривне почти полностью испарились.
К сожалению, денежный регулятор в очередной раз допускает ошибку, административно ущемляя продажу наличных долларов, чтобы сократить их скупки населением. В результате можно получить ненужный ажиотаж и обострение дефицита. В итоге, все факторы финансово-валютной разбалансировки работают на полную мощность.
Общий разрыв платежного баланса в годовом измерении 2011 года по текущему счету может достичь минус 5,9 миллиарда долларов, прирост к 2010 году 110%, по текущему и финансовому счету без чистых кредитов, полученных правительством, - минус 2 миллиарда долларов, прирост в двадцать раз.
При таких темпах нарастания валютно-платежных дефицитов нехватка долларов скоро станет критической. Есть целый букет финансовых рисков - сверхвысокие процентные ставки по еврооблигациям, рост стоимости газа и нефти, короткие, почти мгновенные кредиты, приостановление международного сотрудничества с украинскими банками, отклонение в сторону инвалютных сбережений. Каждый из них способен взорвать ситуацию.
Нельзя бесконечно брать иностранные кредиты, как не удастся неразумно сокращать гривневую массу. В конце-концов, денежный регулятор девальвирует обменный курс, и если девальвация будет стремительной, страну ждет новое финансовое бедствие и депрессия.
Кабмин предпринимает спасательные операции: заявляет о импортозамещении, хотя дальше разговоров об украинских памперсах дело не идет, о согласовании с ВТО более высоких тарифов на импортные товары - это предусмотрено уставом международной организации только для случаев финансовых коллапсов, неуклюже давит на Россию по снижению цены на газ.
Однако правительство не замечает, что само расшатывает маховик дефицита, привлекая кредиты и не финансируя экспорт. При такой пагубной модели внешнеэкономического регулирования в принципе не может быть долгосрочной стабильности и роста.
От нее надо сознательно и организованно отказаться. Иначе - неизбежен срыв в движении экономики. К сожалению, прошлое показывает, что каждый такой провал отнимает у нации гораздо больше потенциала, чем удается восстановить за период между кризисами.
В общем, государство до сих пор не выпрямилось до уровня производительности Советской Украины, а с каждым финансовым безвременьем только удаляется от него.
В статье использованы официальные данные центральных учреждений Украины и Евростата.
Владимир Лановой
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас