Реформаторский транш — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Реформаторский транш

Казна и Политика
667
Скандал с арестом Доминика Стросс-Кана, уже бывшего директора-распорядителя Международного валютного фонда, отодвинул на второй план собственно экономическую функцию этой организации. И хотя представители Фонда в первые дни после случившегося четко дали понять, что программы сотрудничества будут выполняться в обычном режиме, некоторые эксперты высказывали сомнения в этом. Мол, страны-претенденты на кредиты от МВФ могут испытать определенные затруднения с их получением до официального утверждения нового главы Фонда. Впрочем, свои проблемы в сотрудничестве с МВФ Украина получила и вне "инцидента со Стросс-Каном".
Что они требуют...
После нескольких лет заимствований у МВФ на общую сумму в 9,25 млрд SDR (свыше 14 млрд долл.) этой весной Украина не смогла добиться очередного транша в 1 млрд SDR (около 1,5 млрд. долл) в рамках возобновленной в прошлогоднем июле программы кредитования stand-by на 10 млрд SDR (15,35 млрд долл. по действовавшему на тот момент валютному курсу). Хотя еще зимой казалось, что после предоставления Фондом двух траншей в августе и декабре 2010 года на 1,25 и 1 млрд SDR (в целом - порядка 3,5 млрд долл.) третью порцию кредита, намеченного к выдаче на март-2011, Украина получит без проблем.
Тем более что по итогам февральского визита в Украину глава миссии МВФ Танос Арванитис обнадеживающе прокомментировал выполнение нашей страной обязательств, закрепленных в прошлогодних меморандумах сотрудничества. В том его заявлении, в частности, говорилось: "Внедряемая при поддержке соглашения stand-by экономическая программа власти в целом движется в правильном направлении, и нами достигнуты договоренности относительно большинства стратегических вопросов, которые будут обеспечивать выполнение задач программы на 2011 год". В дополнение к этому глава миссии признал адекватными способы и принципы проводимой в Украине денежно-кредитной политики.
На фоне таких высказываний логично было ожидать своевременного выделения стране третьего транша кредита в марте текущего года. Но этого не произошло; украинская власть не смогла выполнить ряд ключевых требований МВФ. Их назвал в апреле постоянный представитель Фонда в Украине Макс Альер. По его словам, Украине прежде всего необходимо провести пенсионную реформу в соответствии с требованиями подписанных меморандумов и откорректировать (повысить) цены на газ и отопление для населения.
Кроме того, должны быть изысканы источники дополнительных доходов для компенсации более сдержанного, чем предполагалось ранее, увеличения газовых тарифов. С тем, чтобы финансовый дефицит НАК "Нафтогаз" не превышал 3%. Наконец, Фонд настаивал на отмене нормы в национальном законодательстве, согласно которой НБУ обязан выкупать облигации рекапитализированных банков в течение 5 дней после эмиссии и по их номинальной стоимости. Подобный подход, по мысли представителя МВФ, был оправдан в условиях кризиса, а сейчас, когда Украина приближается к завершению рецессии, "это опровергает независимость Нацбанка".
На последнее условие наши чиновники отреагировали почти молниеносно. В Кабинете министров и НБУ тут же подготовили законопроект об отмене обязательств Национального банка по выкупу рекапитализационных облигаций, который Верховная Рада проголосовала в первом чтении уже в мае. А вот с газовым вопросом и новым пенсионным законодательством принять решение оказалось куда сложнее.
...и чего мы не смогли
На последовательном увеличении газовых тарифов для населения (их, кстати, по настоянию МВФ уже повышали на 50% в августе 2010 года) Фонд настаивает по одной веской причине. По мнению его функционеров, действующая в Украине система льгот для потребителей природного газа возлагает слишком большую нагрузку на государство, что негативно отражается на финансах страны и главного хозяйствующего субъекта в этой сфере, НАК "Нафтогаз".
Так, по данным Кабмина, к началу марта текущего года общая задолженность украинских потребителей перед Нафтогазом достигла 11 млрд грн., из которых 3 млрд возникли с начала года. (В мае Верховная Рада проголосовала закон о списании 24 млрд грн. задолженности с предприятий ТЭК. При этом облгазам простили 7,4 млрд грн., не уплаченных по договорам поставки им природного газа, а самому Нафтогазу - 8,3 млрд грн. долга перед госбюджетом.)
В случае с газовыми тарифами украинские чиновники все же достигли определенного компромисса в переговорах с представителями МВФ. Если изначально согласовали резкое (на 50%) их повышение с апреля, то последние договоренности предусматривают более мягкий вариант. Фонд согласился на 20% повышения с апреля и на 10% - с июня.
Основным препятствием к получению третьего транша стала так и незапущенная пенсионная реформа. Интерес МВФ к увеличению пенсионного возраста украинцев продиктован все теми же соображениями о необходимости сокращения госрасходов. Нынешняя система пенсионного обеспечения в Украине, по убеждению представителей Фонда, возлагает неоправданно высокую нагрузку на бюджет и экономику страны в целом.
Отчасти эти соображения были приведены в апрельском отчете Standard & Poor's, где отмечался факт быстрого старения населения Украины и говорилось: это может привести к росту и так чрезмерно высокой доли пенсионных расходов в ВВП страны - с 18% до 29%. "Уровень пенсионных расходов в Украине - один из самых высоких в мире. Для сравнения: по прогнозам МВФ, к 2030 году расходы Украины на пенсионное обеспечение увеличатся на 6% ВВП по сравнению с 3,2% ВВП в Турции и 4,6% в России, в то время как в Венгрии, Эстонии, Болгарии и Польше они фактически снизятся", - констатировали аналитики Standard & Poor's.
Но поданный в конце прошлого года на рассмотрение парламента законопроект о мерах по проведению пенсионной реформы народные депутаты зарубили в начале апреля 2011. Парламентариев не устроили основные параметры предложенной Кабмином реформы. Первоначальный ее вариант предусматривал повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет (ежегодное увеличение на 6 месяцев, начиная с 1 февраля 2011 года), а для мужчин-госслужащих - до 62 лет с 2013. При этом страховой стаж, минимально необходимый для получения пенсии по возрасту, предполагалось поднять в три раза - с 5 до 15 лет. Иными словами, депутаты не захотели брать на себя ответственность за столь ощутимое ухудшение социальных гарантий государства.
В Кабмине восприняли парламентское отклонение реформы с чувством умеренного пессимизма, согласившись, что перед принятием настолько значимых для общества решений следовало бы заручиться поддержкой этого самого общества. Но как такового общественного обсуждения и корректировки по его итогам перепроектируемого пенсионного законодательства, по сути, еще не было. Чиновники разных уровней лишь высказывают свои мысли относительно пенсионной реформы. При этом публичная презентация ее окончательного варианта переносилась уже неоднократно. (В последний раз обещание представить реформу прозвучало применительно к текущей неделе).
Неприятно, но уже не смертельно
С учетом всего этого представители МВФ лишь усилили категоричность своих высказываний относительно дальнейшего кредитного сотрудничества с нашей страной. Смысл этих мессиджей весьма недвусмысленен: нет реформы - не будет и денег. А терять украинскому правительству есть что. Всего в текущем году Фонд предполагал выделить Украине около 6 млрд долл., включая 1,5 млрд из пока не выданного третьего транша.
Реакцию украинских властей на срыв получения очередной порции кредитных денег от МВФ можно назвать дуальной. С одной стороны, высшие правительственные чиновники заговорили о том, что Украина вполне может обойтись без третьего транша. Эти деньги все равно, мол, планировали направить в золотовалютные резервы НБУ.
К примеру, после того как в конце марта стало ясно, что МВФ откладывает предоставление кредита, премьер-министр Николай Азаров заявил: "Теоретически Украина может отказаться от получения следующего транша кредита Международного валютного фонда, хотя это будет крайне невыгодно для страны". Это в прошлом году, когда дефицит Пенсионного фонда был катастрофическим, Украине крайне необходимо было привлечь финансирование от МВФ. Сегодня же, уверен премьер, основные экономические параметры и состояние государственных финансов позволяют Кабмину отстаивать свои позиции на переговорах с Фондом.
Однако с другой стороны, в правительстве возлагают надежду на получение в июне сразу двойного транша от Фонда - в размере 3 млрд долл. Об этом, в частности, заявляли вице-премьер Сергей Тигипко (куратор пенсионной реформы) и председатель НБУ Сергей Арбузов. Желание "справиться с вызовами" и продолжить сотрудничество с МВФ высказывал и министр финансов Федор Ярошенко. По его словам, правительство воспринимает кредиты Фонда как очень важный механизм защиты госфинансов.
Рыночные же эксперты рассматривают события вокруг невыдачи/отсрочки третьего транша следующим образом. "Непосредственный эффект от возможного неполучения следующего транша МВФ может быть небольшим. Платежный баланс, для финансирования которого МВФ в основном выделяет средства, сейчас в целом сбалансирован. Дефицит текущего счета покрывается поступлениями с финансового счета, а дефицит госбюджета - в основном с внутреннего долгового рынка", - сообщил в комментарии для МинПрома аналитик ИК Phoenix Capital Александр Лозовой.
По его мнению, получение Украиной кредитов МВФ было необходимо в период кризиса, чтобы не допустить усугубления негативных тенденций в экономике. На данный момент экономическая ситуация улучшилась, и потребность в деньгах МВФ не столь остра. В то же время, подчеркивает представитель Phoenix Capital, невыдача Фондом очередного транша может быть сопряжена со значительными непрямыми рисками: "Вполне вероятно, что при неполучении нашей страной третьего транша иностранные инвесторы повысят оценку рисковости при вложении средств в Украину".
Схожей точки зрения придерживается и аналитик ИК BG Capital Виталий Ваврищук: "Основная проблема в том, что долгая пауза в сотрудничестве с МВФ создает крайне негативный новостной фон на внешних рынках, что в итоге может привести к удорожанию суверенных и частных заимствований". Он также отметил, что сегодня способность Украины обслуживать внешний долг мало зависит от получения новых траншей кредита МВФ: "Большая часть частного долга - это кредиты от связанных иностранных структур, которые, как показал кризис 2008-2009 годов, без проблем продлеваются по мере необходимости".
(По оценкам BG Capital, на конец 2010 года соотношение валового внешнего долга к ВВП для Украины составило 86%, и это был один из наиболее высоких показателей в странах Центральной и Восточной Европы. За прошлый год валовый внешний долг увеличился на 13%, причем основным фактором роста послужили кредиты МВФ и выпуск правительством долговых ценных бумаг. В то же время в Кабмине оценивали прямой и гарантированный госдолг страны на конец 2010 года в 39,6% ВВП с прогнозом его роста в текущем году до 44,2% ВВП).
Что касается временных рамок предоставления Украине очередной части кредита МВФ, то наши эксперты делают более осторожные прогнозы, нежели правительственные чиновники. Шансы на получение следующего транша уже в июне они расценивают как достаточно невысокие. Для этого властям нужно в сжатые сроки заложить все те же краеугольные камни: утвердить новое пенсионное законодательство и урегулировать вопрос с повышением цен на газ для населения.
"Даже в случае быстрого принятия этих мер МВФ понадобится время для вынесения решения со своей стороны. Вероятнее всего, средства от Фонда (не исключено, что два транша сразу) поступят во второй половине лета или в начале осени". Думается, данное предположение Лозового реалистичнее всего обрисовывает перспективы кредитного сотрудничества нашей страны с МВФ. При том условии, конечно, что украинская власть окончательно решится разменять на деньги непопулярные реформы, где пенсионная - лишь одна в ряду многих.
Сергей Кукин
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас