Себестоимость на пределе — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Себестоимость на пределе

1956
2011 год четко выявил одну из главных тенденций современного стального рынка. А именно: успешные продажи металлопродукции все более определяются не уровнем спроса как такового, а показателями конкретных производственных затрат - в частности, и величиной себестоимости стали - в целом. Это ставит перед металлургами довольно срочные задачи по снижению ресурсоемкости производства и внедрению энергосберегающих технологий.
Выступая на апрельской конференции "Сталь и сырье из СНГ на мировых рынках", директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза"(УПЭ) Владимир Власюк привел следующие данные. В последние 8 лет средние показатели себестоимости производства чугуна и сырой стали в мире возросли в 3,5-4 раза. Для чугуна увеличение стартовало со 116 долл./тонн в 2003 до 486 долл./тонн в I квартале текущего года, для стали - со 161 долл./тонн (2003) до 567 долл./тонн (январь-март 2011).
На фоне этих показателей черная металлургия Украины выглядит не лучшим образом. По оценкам УПЭ, в прошлом году себестоимость украинской квадратной заготовки, выпускаемой на неинтегрированных предприятиях, выросла в сравнении с 2009 годом на 138 долл./тонн, достигнув 465 долл./тонн. Прогноз на 2011 - данный показатель в среднем по году поднимется еще на 105 долл./тонн к уровню 571 долл./тонн стали. В УПЭ такой сценарий возрастания себестоимости нашей стали объясняют увеличением цен на основное сырье: ЖРС, коксующийся уголь и лом черных металлов.
Нельзя сказать, что предыдущие годы в плане стоимости сырья были благоприятными как для украинских металлургов, так и для всех метпроизводителей мира. По данным УПЭ, с 1998 по II квартал 2011 года цена ЖРС в мире выросла в 10 раз - 18,3 до 183,5 долл./тонн на условиях FOB (на примере продаж руды с содержанием железа 66% из Бразилии на азиатский рынок). Кратное удорожание отмечено и в отношении коксующегося угля, который в тот же период увеличился в цене с 50,9 до 328 долл./тонн, или почти в 6,5 раза (при FOB-поставках из Австралии в Азию).
Указанный рост был обусловлен повышенным спросом на металлургическое сырье в докризисный период, когда бурными темпами развивались металлопотребление и, соответственно, производство стали. Это привело к существенному удорожанию полуфабрикатов и проката. А производители сырья отреагировали уже своим повышением цены на отпускаемую ими металлургам продукцию.
Сегодня же ситуация несколько иная. Стальной спрос на посткризисных рынках немало обусловлен волатильностью. К тому же политические проблемы на Ближнем Востоке и Северной Африке (один из основных мировых регионов сбыта стали) совсем не добавляют стабильности в продажах металлопродукции. И в случае с продолжающимся ростом цен на сырье основным фактором успешного металлосбыта становится возможность эффективно управлять себестоимостью производимой стали. С тем, чтобы обеспечить себе определенный резерв ценовой конкурентоспособности.
"А вот с последним дела у наших металлургов обстоят сейчас не особенно хорошо", - говорит Вячеслав Попов, заместитель руководителя департамента по вопросам металлургического комплекса "Держзовнишинформ" (ДЗИ). По расчетам этого Центра, по состоянию на апрель-2011 примерная себестоимость украинской товарной стали (квадратной заготовки) в среднем составляла 580 долл./тонн; хотя у предприятий, интегрированных в горно-металлургические группы, она должна быть меньше. Для сравнения: в середине весны прошлого года данный показатель равнялся приблизительно 450 долл./тонн.
Возрастание себестоимости тонны заготовки в пределах 130-140 долл. в течение года В.Попов также объясняет увеличением затрат метпредприятий на сырье и энергоносители и ростом транспортных тарифов. По оценкам ДЗИ, стоимость основных видов металлургического сырья внутри Украины за год заметно возросла. Так, если в прошлогоднем апреле ЖРС предлагалось украинским метзаводам по 85-88 долл./тонн, то сегодня его продажная стоимость равна 130-140 долл./тонн. Аналогичная картина наблюдается и в отношении других материалов. Кокс на внутреннем рынке в отчетный период подорожал с 290-310 до 325-345 долл./тонн, металлолом - с 250-260 до 343-347 долл./тонн.
"Естественно, в таких условиях себестоимость стали не могла не вырасти. И на сегодня этот показатель становится определяющим для наших метпредприятий в плане ценовой конкуренции на внешних рынках. Ведь при цене квадратной заготовки 600 долл./тонн особо-то и не сыграешь на понижение. Нынешняя невысокая маржа в 10-20 долл./тонн этого сделать попросту не позволит", - убежден представитель ДЗИ.
Со своей стороны, в УПЭ подчеркивают, что выросшая себестоимость стальной продукции в совокупности с наличием в мире избыточных мощностей по ее производству становится определяющим фактором в игре на металлорынках. Так, если в докризисном 2007 году глобальный уровень загрузки метмощностей составлял 83,1%, то сегодня данный показатель, без учета КНР, равен 75,3%. (По данным WSA, в прошедшем месяце загрузка метмощностей в мире составила 81,9%, снизившись в сравнении с февралем на 1,1%, но увеличившись против марта-2010 на 2,5% - прим. автора). А себестоимость стали за тот же период выросла более чем в 1,5 раза, превысив даже уровень 2007-2008 годов. Это при том, что цены на сталь так и не достигли докризисных показателей. Иными словами, идет последовательный процесс уменьшения операционной маржи на продукцию метпредприятий.
Конечно, нельзя говорить, что возросшая себестоимость давит на позиции исключительно металлургической Украины. У наших основных конкурентов эти обстоятельства также наличествуют. По оценкам ДЗИ, в России себестоимость стали сейчас составляет около 530 долл./тонн, в Китае - 530-540, в Турции и Бразилии - те же 580-590 долл./тонн. Но в минус нашим металлургам можно поставить все еще довольно высокие расходные показатели в сфере потребления материалов и энергоносителей.
Имеется в виду наличие в отечественной черной металлургии значительной доли (в сравнении с остальным металлургическим миром) мартеновских мощностей по выплавке стали, сильно завязанных на потреблении постоянно дорожающего природного газа. Да и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования на украинских метпредприятиях в последние годы особо активным назвать нельзя. В первую очередь это относится к освоению непрерывной разливки стали и вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи.
Эксперты отмечают, что в подобной ситуации несколько большим полем для маневра располагают те украинские метзаводы и комбинаты, которые интегрированы в бизнес-группы, владеющие производствами ЖРС. Вертикальная интеграция открывает немало возможностей по формированию приемлемой себестоимости.
Главный тренд, впрочем, остается таким же - без технических и технологических мероприятий по снижению затрат нашим металлургам все труднее будет конкурировать на внешних рынках. Причем уже не от года к году, а от квартала к месяцу. Ведь относительная структура себестоимости украинской стали что два года назад, что сегодня остается прежней. Главенствующее место в ней по-прежнему занимают затраты на железную руду (около 23% в 2009 году и прогнозные 28,5% по итогам 2011; расчет на основании данных УПЭ), коксующийся уголь (14,4 и 21,5%), металлолом (9,8 и 14,7%).
Ну а простым снижением цен заметно повысить продажи украинской стали вряд ли получится уже и в недалекой перспективе. Все та же себестоимость не позволит, утверждают эксперты. "Я не думаю, что данный показатель применительно к украинской стали может как-то снизиться до конца текущего года.
Скорее, наоборот. Скажем, тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в последнее время последовательно растут на 4% в месяц, расценки на транспортные услуги - в пределах 2,2%. Что касается металлургического сырья, то каких-либо предпосылок к глобальному падению цен в этом секторе не просматривается. Напротив, можно предполагать, что сырье еще и подорожает в текущем году. С учетом этого, полагаю, что до завершения 2011 года себестоимость украинской стали, как минимум, останется на нынешнем уровне. А то и подрастет", - подчеркивает В.Попов.
И резюмирует: основное внимание нашим металлургам сегодня следует уделять прежде всего оптимизации затратной части при производстве металлопродукции. А других резервов конкурентоспособности, по сути, уже не остается.
Сергей Кукин
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас